№ 2-912/2011



Дело №2-912/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 июня 2011г. Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего: судьи Морозовой Г.В.,

при секретаре Кузнецовой М.В.,

с участием прокурора Щедринова

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам прокурора ЗАТО г. Железногорск в интересах неопределенного круга лиц к Администрации ЗАТО г. Железногорск о возложении обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов, маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор ЗАТО г.Железногорск в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации ЗАТО г. Железногорск о возложении обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов, маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры: прокурор просит обязать ответчика установить пандус и перила на основном входе в здании, расположенном по <адрес>, в котором находится муниципальное казенное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №... (далее – МКОУ СОШ №..., образовательное учреждение).

Свои требования прокурор мотивирует тем, что в нарушение требований Конвенции о правах инвалидов, ст. ст. 7, 17 Конституции РФ, требований Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» при входе в здание, занимаемое указанным образовательным учреждением, отсутствуют приспособления (пандус) и перила для обеспечения беспрепятственного доступа детей-инвалидов и маломобильных групп населения, тогда как не исключены случаи травматизма учащихся, при возникновении которых дети вынуждены длительное время передвигаться на инвалидной коляске, у ряда учащихся школы могут быть родители инвалиды- колясочники, кроме того, в здании школы оборудуется избирательный участок, в голосовании могут принимать участие инвалиды-колясочники. Полномочия учредителя и права собственника указанного муниципального учреждения от имени МО ЗАТО Железногорск осуществляет Администрация ЗАТО г. Железногорск, поэтому свои требования прокурор предъявляет к данному ответчику.

Ссылаясь на аналогичные основания, прокурор ЗАТО г. Железногорск обратился в суд с исками к Администрации ЗАТО г. Железногорск, в которых просит обязать ответчика установить пандус на основном входе в здании, расположенном по <адрес>, в котором находится муниципальное казенное образовательное учреждение открытая (сменная) общеобразовательная школа №... (далее – МКОУ СОШ №...);

установить пандус и перила на основном входе в здании, расположенном по <адрес>, в котором находится муниципальное казенное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №... (далее – МКОУ СОШ №...);

установить пандус и перила на основном входе в здании, расположенном по <адрес>, в котором находится муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №... имени ФИО2» (далее – МБОУ Лицей №...).

Определением Железногорского городского суда от 15 июня 2011г. гражданские дела по искам прокурора объединены в одно производство.

В судебном заседании прокурор Щедринов Д.А. на исковых требованиях настаивал, сославшись на изложенные в заявлениях доводы. Прокурор добавил свои требования указанием на срок, в течение которого ответчиком должны быть совершены действия – не позднее 01 сентября 2012г.

Представитель ответчика Леонтьев И.А. (полномочия на основании доверенности) в судебном заседании исковые требования не признал, сославшись на доводы, изложенные в письменных возражениях, согласно которым прокурором не представлено доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц, так как в школе отсутствуют дети-инвалиды, использующие для передвижения кресла-коляски, такие дети могут обучаться в санаторной школе №..., право на участие в выборах инвалидов-колясочников не нарушаются, поскольку существует возможность осуществления голосования на дому; не ясна целесообразность оборудования пандусами и перилами муниципальных образовательных учреждений, учитывая что бюджет ЗАТО г. Железногорск является дотационным.

Представители 3-х лиц – МКО УСОШ №..., МКОУ СОШ №..., МКОУ СОШ №..., МБОУ Лицей №..., надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, в своих заявлениях, адресованных суду, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно положениям Уставов вышеназванных образовательных учреждений их учредителем является муниципальное образование «Закрытое административно-территориальное образование Железногорск Красноярского края», функции и полномочия учредителя от имени ЗАТО Железногорск осуществляет Администрация ЗАТО г. Железногорск. Собственником имущества образовательных учреждений является муниципальное образование ЗАТО Железногорск, полномочия собственника осуществляет Администрация ЗАТО г. Железногорск.

Из сообщения руководителя Финансового управления Администрации ЗАТО г. Железногорск следует, что в период с 2009г. по 1 квартал 2011г. заявки на выделение бюджетных ассигнований от учреждений образования для проведения мероприятий по оборудованию подъемов на площадку крыльца муниципальных образовательных учреждений ЗАТО Железногорск пандусами и перилами для обеспечения доступности инвалидов не поступали.

Из сообщений руководителей образовательных учреждений следует, что главные входы в здания пандусами и перилами (перила установлены только в здании, занимаемом МКОУ СОШ №...) не оборудованы.

Прокурор в защиту прав неопределенного круга лиц, просит обязать ответчика совершить действия по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов, маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Федеральный Закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон о социальной защите инвалидов) определяет целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Согласно статье 2 этого Закона социальная защита инвалидов это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

В соответствии со ст. 15 Федерального Закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Согласно положениям вышеназванных норм закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, к которым относятся и здания, в которых расположенные общеобразовательные учреждения.

В статьях 2, 24, 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьях 3, 8, 12, 15, 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» нормативно закреплены требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры - для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах, в частности п.п. 2.1, 5.1, 5.2 таблицы 12.1 Свода правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей» предусматривают подъем на площадку крыльца в учреждениях общего и начального профессионального образования - по пандусу, а также наличие на лестнице крыльца поручней.

В судебном заседании установлено, что в нарушение указанных положений закона в зданиях, в которых находятся вышеназванные учреждения, главный вход не оборудован пандусами и перилами.

Согласно выписке из реестра муниципальной собственности ЗАТО Железногорск № 20-27/382 от 06.06.2011г. указанные здания являются муниципальной собственностью ЗАТО Железногорск, закреплены на праве оперативного управления за МКОУСОШ №..., МКОУ ОШ №..., МКОУ СОШ №..., МБОУ Лицей №....

В силу п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Однако согласно ст.ст.12, 130-133 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных ст.ст.2, 7, 18, 19 Конституции Российской Федерации.

Так, в Законе о социальной защите инвалидов федеральный законодатель отнес к мерам социальной поддержки инвалидов обязанность наряду с прочими субъектами - органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 13.05.2010 г. № 689-О-О, вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления; по своей природе она не является ни государственным полномочием, ни полномочием органов местного самоуправления.

Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (статьи 1 и 7, статья 72, пункт "ж" части 1, статья 133 Конституции Российской Федерации, часть 2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; преамбула, часть третья статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Кроме того, в силу ст. 17 Федерального Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формированию и размещению муниципального заказа.

Таким образом, с учетом вышеприведенных положений законодательства Российской Федерации и установленных обстоятельств, суд полагает подлежащими удовлетворению требования прокурора, заявленные к Администрации ЗАТО г.Железногорск о возложении обязанности установить пандус и перила на основном входе в зданиях, в которых находятся муниципальные общеобразовательные учреждения.

В силу названных выше положений Закона о социальной защите инвалидов, иных правовых актов, суд полагает неосновательными доводы ответчика, возражавшего против иска со ссылкой на отсутствие в образовательных учреждениях учащихся-инвалидов, поскольку требования прокурора вытекают из публичной обязанности органов местного самоуправления по обеспечению доступности зданий и сооружений не только для инвалидов, но и для других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

В соответствии с п. 2 ст. 206 ГПК РФ, с учетом требований прокурора и объяснений по этому вопросу представителя ответчика, суд считает необходимым установить срок для исполнения ответчиком обязанности до 01 сентября 2012г., поскольку такой срок является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора ЗАТО г. Железногорск удовлетворить.

Обязать Администрацию ЗАТО г. Железногорск обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов, маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры – в срок до 01 сентября 2012г. за счет средств бюджета ЗАТО Железногорск:

установить пандус и перила на основном входе в здании, расположенном по <адрес>, в котором находится муниципальное казенное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №...;

установить пандус на основном входе в здании, расположенном по <адрес>, в котором находится муниципальное казенное образовательное учреждение открытая (сменная) общеобразовательная школа №...;

установить пандус и перила на основном входе в здании, расположенном по <адрес>, в котором находится муниципальное казенное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №...;

установить пандус и перила на основном входе в здании, расположенном по <адрес>, в котором находится муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №... имени ФИО2».

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение в течение 10 суток со дня ознакомления с мотивированным решением, то есть с 29 июня 2011г., путем подачи жалобы в Железногорский городской суд.

Судья Железногорского городского суда Г.В. Морозова