№ 2-655/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17 мая 2011 года Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего: судьи Потехиной О.Б., при секретаре Бугиной Ю.В., с участием представителя истца- помощника прокурора ЗАТО г.Железногорск Лаурса Е.С., представителя ответчика Ореховой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г.Железногорск в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному учреждению здравоохранения «Клиническая больница №... Федерального медико-биологического агентства» о признании незаконным отказ в предоставлении сведений, УСТАНОВИЛ: Прокурор ЗАТО г.Железногорск обратился в суд с иском к Федеральному государственному учреждению здравоохранения «Клиническая больница №... Федерального медико-биологического агентства» (далее по тексту ФГУЗ КБ №... ФМБА России) о признании незаконным отказ в предоставлении подробных сведений за ДД.ММ.ГГГГ о факте смерти в родильном отделении новорожденного, сведений за 2 полугодие ДД.ММ.ГГГГ о (...) фактах поступления граждан в ПНД КБ-№... и приемный покой КБ-№... с признаками наркотического опьянения, сведений за 2 полугодие ДД.ММ.ГГГГ о (...) лицах с признаками наркотического опьянения, которым оказана медицинская помощь дежурными бригадами скорой помощи без госпитализации и доставления в приемный покой, и о (...) фактах установления во 2 полугодии судебно-медицинскими исследованиями трупов смертей от передозировки наркотическими средствами, а также о (...) фактах обращения за медицинской помощью (...) лиц, не достигших 16-летнего возраста за медицинской помощью при беременности. В обосновании своих требований указал, что согласно поступившей из ФГУЗ КБ№... ФМБА России информации от ДД.ММ.ГГГГ имели место указанные выше факты, из чего следует, что имели место факты незаконного сбыта со стороны неустановленных лиц наркотических средств гражданам, доставленным в ПДО КБ-№..., а также умершим от передозировки наркотических средств, а также факты незаконного хранения наркотических средств со стороны указанных граждан, то есть факты совершения преступлений, предусмотренных ст.ст.228,228-1 УК РФ, а также возможные факты совершения преступлений, предусмотренных ст.ст.134,118,293 УК РФ. В связи с необходимостью применения мер прокурорского реагирования, у и.о. главного врача ФГУЗ КБ№... ФМБА России ДД.ММ.ГГГГ запрошены указанные сведения, в предоставлении которых было отказано исх.№... от ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на то, что запрошенные сведения составляют врачебную тайну, предоставление которых не допускается без согласия гражданина или его законного представителя, а также на то, что в компетенцию прокурора не входит раскрытие преступлений, уголовное преследование прокурор осуществляет по выявленным уполномоченными на то органами преступлениям. Ссылаясь на нормы ст.ст.21 ч.2, 22,29,30 ч.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ч.4 ст.21 УПК РФ считает данный отказ незаконным, поскольку прокурор, при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, в целях выявления укрытых от учета преступлений, проверки соблюдения учетно-регистрационной дисциплины, полноты регистрации сообщений о преступлениях вправе требовать от медицинских учреждений предоставления ряда сведений, в том числе указанных выше и составляющих врачебную тайну. Указанные в информации от ДД.ММ.ГГГГ факты подлежат обязательной уголовно-правовой оценке в целях установления наличия либо отсутствия состава какого-либо преступления, а также в целях проверки полноты проведенных на стадии досудебного производства мероприятий органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Кроме того, согласно ст.61 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» предоставление сведений, составляющих врачебную тайну допускается без согласия гражданина и его законного представителя при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий. В судебном заседании прокурор- помощник прокурора ЗАТО г.Железногорск Лаурс Е.С., поддержал доводы и требования, изложенные в исковом заявлении, пояснил, что запрос прокурора, ответ на который обжалуется направлен в рамках полномочий прокурора, при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, с целью проведения проверки данных органов во исполнение приказа Генпрокуратуры РФ от 10.09.2007 N 140 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия". При этом указал, что обращений о фактах нарушения закона, являющихся поводом для проведения проверки и направления запроса в адрес ответчика о предоставлении указанных выше сведений, в прокуратуру не поступало. Представитель ответчика Орехова Е.А. исковые требования не признала, сослалась на доводы, изложенные в письменных возражениях на иск, из которых следует, согласно требования Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и Уголовно- процессуального кодекса РФ в компетенцию прокурора не входит выявление и раскрытие преступлений, при этом прокурор не вправе подменять иные государственные органы, уголовное преследование прокурор осуществляет по выявленным уполномоченными на тор органами преступлениям. Поскольку перечень случаев предоставления сведений, составляющих врачебную тайну без согласия на то гражданина и его законного представителя, установленный ст.61 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», является исчерпывающим, и в нем не содержится указаний на то, что прокурор вправе запрашивать указанные сведения, ответчик не вправе без согласия гражданина или его законного представителя предоставлять указанные сведения прокурору. Дополнительно пояснила, что ФГУЗ КБ№... ФМБА России в обязательном порядке до настоящего времени направляет в ОВД г.Железногорска сведения о поступлении граждан с телесными повреждениями согласно инструкции, утвержденной приказом начальника ЦМСЧ-№... от 02.02.2001 г., разработанной на основании Инструкции о порядке взаимодействия лечебно-профилактических учреждений и органов внутренних дел Российской Федерации при поступлении (обращении) в учреждения здравоохранения граждан с телесными повреждениями насильственного характера, утвержденной совместным Приказом Минздрава России и МВД России от 9 января 1998 г. N 4/8, несмотря на то, что Инструкция, утвержденная совместным Приказом Минздрава России и МВД России от 9 января 1998 г. N 4/8 утратила силу. Какого либо иного нормативного акта, обязывающего предоставлять сведения в правоохранительные органы до настоящего времени не принято. Кроме того, по запросам ОВД г.Железногорска ФГУЗ КБ№... ФМБА России предоставляет все иные сведения, в том числе и те, которые указывает прокурор, как органу, имеющему полномочия проводить проверку и решать вопрос о возбуждении уголовного дела. Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям. Материалами дела, пояснениями в судебном заседании помощника прокурора Лаурса Е.С., судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ первым заместителем прокурора ЗАТО г.Железногорск в адрес руководителя ФГУЗ КБ№... ФМБА России направлен запрос, содержащий требование о предоставлении следующих сведений: за 2 полугодие ДД.ММ.ГГГГ о количестве граждан поступивших в ПНД КБ-№... и приемный покой КБ-№... (раздельно) с признаками наркотического опьянения, с указанием Ф.И.О., года рождения, адреса гражданина, даты поступления, результата проведенного исследования, а также группу наркотических средств; количество лиц с признаками наркотического опьянения, которым оказана медицинская помощь дежурными бригадами скорой помощи без госпитализации и доставления в приемный покой во 2 полугодии ДД.ММ.ГГГГ; установленные судебно-медицинскими исследованиями трупов смертей граждан от передозировки наркотическими средствами за указанный выше период, а также за ДД.ММ.ГГГГ о зарегистрированных смертях новорожденных и детей в возрасте до одного года (с указанием Ф.И.О., даты и причин смерти); о фактах обращения лиц женского пола в возрасте до 16 лет за медицинской помощью, связанной с родами, а также за медицинской помощью, связанной с лечением заболеваний, передающихся половым путем. ДД.ММ.ГГГГ руководитель ФГУЗ КБ№... ФМБА России в ответ на данный запрос представлена статистическая информация о фактах указанных в запросе, в предоставлении подробных сведений (Ф.И.О., даты рождения, даты поступления, причины смерти и прочее) отказано, поскольку указанные сведения являются врачебной тайной. ДД.ММ.ГГГГ первым заместителем прокурора ЗАТО г.Железногорск в адрес руководителя ФГУЗ КБ№... ФМБА России направлен запрос содержащий требование о предоставлении подробных сведений: за ДД.ММ.ГГГГ о факте смерти в родильном отделении новорожденного, сведений за 2 полугодие ДД.ММ.ГГГГ о (...) фактах поступления граждан в ПНД КБ-№... и приемный покой КБ-№... с признаками наркотического опьянения, сведений за 2 полугодие ДД.ММ.ГГГГ о (...) лицах с признаками наркотического опьянения, которым оказана медицинская помощь дежурными бригадами скорой помощи без госпитализации и доставления в приемный покой, и о (...) фактах установления во (...) полугодии судебно-медицинскими исследованиями трупов смертей от передозировки наркотическими средствами, а также о (...) фактах обращения за медицинской помощью (...) лиц, не достигших 16-летнего возраста за медицинской помощью при беременности. Указанные сведения (в запросе от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ) запрошены в связи с необходимостью осуществления надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. При этом, каких либо обращений о фактах нарушения закона, являющихся поводом для проведения проверки и направления указанных запросов в адрес ответчика о предоставлении указанных выше сведений, в прокуратуру не поступало. Согласно ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 07.02.2011) "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации наряду с прочим, осуществляет надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; а также уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Согласно ст.37 УПК РФ прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. В соответствии со ст.29 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 07.02.2011) "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. В силу положений ч.1 ст.30 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 07.02.2011) "О прокуратуре Российской Федерации" полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. Согласно ч.4 ст.21 УПК РФ требования, поручения и запросы прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных настоящим Кодексом, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами. Согласно ст. 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ст. 24 Конституции Российской Федерации). Специальный правовой режим информации, содержащей врачебную тайну установлен ст.61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22 июля 1999 г. В соответствии с ч. 1 ст. 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22 июля 1999 г.; в редакции от 24.07.2007 N 214-ФЗ) информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных частями третьей и четвертой настоящей статьи (ч.2 ст.61 основ). Как следует из ч. 3 ст. 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, передача сведений, составляющих врачебную тайну, допускается только с согласия гражданина или его законного представителя. В силу положений Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" сведения о состоянии здоровья являются персональными данными, в случае смерти субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дают в письменной форме наследники субъекта персональных данных, если такое согласие не было дано субъектом персональных данных при его жизни (ст.ст.3, 9, 10 Закона). Учитывая приведенные положения закона суд приходит к выводу, что сведения, указанные прокурором в запросах от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ составляют врачебную тайну, предоставление которой без согласия пациента, его законного представителя, либо в случае смерти пациента- его наследников, по общему правилу не допускается. Частью 4 ст.61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан предусмотрены случаи, в которых предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, допускается без согласия гражданина или его законного представителя: 1) в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю; 2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений; 3) по запросу органов дознания и следствия и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 214-ФЗ); 4) в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте, установленном частью второй статьи 24 настоящих Основ, для информирования его родителей или законных представителей; 5) при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий; 6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Таким образом, в действующем законодательстве прокурор не назван в числе субъектов, которым могут быть предоставлены сведения, составляющие врачебную тайну, необходимые для осуществления уголовного преследования, в связи с чем, суд полагает правомерным отказ ответчика от предоставления запрашиваемых сведений прокурору. Указанный вывод, по мнению суда, подтверждается и тем, что в предыдущей редакции (до Федерального закона N 214-ФЗ от 24 июля 2007 г.) ст. 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья предусматривала возможность получения сведений, составляющих врачебную тайну по запросу, в том числе, и прокурора в связи с проведением расследования или судебным разбирательством. В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ, лишившего права прокурора возбуждать и расследовать уголовные дела Федеральным законом N 214-ФЗ от 24 июля 2007 г. внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1, согласно которым из пункта 3 части четвертой статьи 61 слово "прокурора" исключено. При этом на выводы суда не влияют доводы прокурора о том, что согласно п. 1.3 приказа Генпрокуратуры РФ от 10.09.2007 N 140 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия" в целях определения полноты регистрации сообщений о преступлениях, выявления нарушений законов, связанных с укрытием преступлений от регистрации и учета, прокуратура ЗАТО г.Железногорск обязана ежемесячно производить сверки регистрационно-учетных данных органов дознания и предварительного следствия с имеющимися наряду с прочими организациями, в медицинских учреждениях данными, указывающими на противоправный характер деяний; поскольку у прокурора имеется возможность производить сверки с данными, представленными ФГУЗ КБ №... ФМБА России по запросам органов дознания и предварительного следствия, а в случае не направления таких запросов поднадзорными органами- обязать направлять их в медицинские учреждения. Также суд не соглашается с прокурором в части того, что запрашиваемые сведения необходимы прокурору для уголовно-правовой оценки в целях установления наличия либо отсутствия состава какого-либо преступления, поскольку согласно ст.144 УПК РФ прокурор не вправе проводить проверку сообщения о преступлении и принимать по нему решения. В данном случае прокурор обязан передать имеющиеся у него сведения, требующие проверки на наличие либо отсутствие состава преступления, в органы, обладающие такими правомочиями. Суд полагает не состоятельным ссылку прокурора на полномочия, определенные ст.22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", так как указанные полномочия предоставлены прокурору при осуществлении надзора за исполнением законов, а также за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (главы 1 и 2 раздела 3 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации»), тогда как установлено судом, сведения, в предоставлении которых прокурору было отказано, запрошены не в связи с поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, а при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие (глава 3 раздела 3 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации»). На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд- Р Е Ш И Л : В удовлетворении исковых требований прокурора ЗАТО г.Железногорск к Федеральному государственному учреждению здравоохранения «Клиническая больница №... Федерального медико-биологического агентства» о признании незаконным отказ в предоставлении подробных сведений за ДД.ММ.ГГГГ о факте смерти в родильном отделении новорожденного, сведений за 2 полугодие ДД.ММ.ГГГГ о (...) фактах поступления граждан в ПНД КБ-№... и приемный покой КБ-№... с признаками наркотического опьянения, сведений за 2 полугодие ДД.ММ.ГГГГ о (...) лицах с признаками наркотического опьянения, которым оказана медицинская помощь дежурными бригадами скорой помощи без госпитализации и доставления в приемный покой, и о (...) фактах установления во 2 полугодии судебно-медицинскими исследованиями трупов смертей от передозировки наркотическими средствами, а также о (...) фактах обращения за медицинской помощью (...) лиц, не достигших 16-летнего возраста за медицинской помощью при беременности- отказать. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путем подачи жалобы в Железногорский городской суд в течение 10 суток со дня ознакомления с мотивированным решением, то есть с 23 мая 2011г. Судья Железногорского городского суда О.Б. Потехина