№ 2-1222/2011



Дело № 2-1222/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 сентября 2011 года г.Железногорск

Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Костенко С.Н., при секретаре Ивановой Е.В., с участием прокурора Себельдина И.С., представителя УСЗН Администрации ЗАТО г.Железногорск Зубревой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г.Железногорск в интересах Авериной А.Ф., Кожуховской Т.С., к Министерству финансов Российской Федерации в лице Отделения по г.Железногорску Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю о взыскании задолженности по предоставлению льгот за освещение, содержание и ремонт жилого помещения, отопление медицинскому работнику, -

УСТАНОВИЛ:

Прокурор ЗАТО г.Железногорск обратился в суд с иском в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах медицинских работников Авериной А.Ф., Кожуховской Т.С., к Министерству финансов Российской Федерации в лице Отделения по г.Железногорску Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю о взыскании задолженности по предоставлению льгот за освещение, содержание и ремонт жилого помещения, отопление.

Свои требования прокурор ЗАТО г.Железногорска мотивировал тем, что Аверина А.Ф. с марта 2008 года, а Кожуховская Т.С. с июня 2009 года по настоящее время работают в медицинском центре амбулаторно-стационарной помощи поселка Подгорный ФГУЗ КБ №... ФМБА РФ и постоянно проживают в <адрес>. Правительством РФ до настоящего времени не установлены меры социальной поддержки медицинским работникам федеральных специализированных организаций здравоохранения, последние фактически утратили на них право без какой-либо компенсации. Такое правовое регулирование не согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ (определение от 01 марта 2007 года № 129-О-П) и вступает в противоречение с ч. 1 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, которые не предполагают отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности медицинскими работниками государственной системы здравоохранения на основании законодательства, действующего до 01 января 2005 года.

В период с июля 2008 года по май 2011 года Авериной А.Ф. начислено и последней оплачены предоставленные услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, а также отопление на сумму (...) рублей, кроме того с июля 2008 года по май 2011 года Авериной А.Ф. за освещение начислено и последней уплачено (...) рублей, таким образом, Авериной А.Ф. не предоставлены льготы, предусмотренные ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан на сумму (...) рублей, чем нарушено её право.

В период с июня 2009 года по май 2011 года Кожуховской Т.С. начислено и последней оплачены предоставленные услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, а также отопление на сумму (...) рублей, кроме того с июня 2009 года по май 2011 года Кожуховской Т.С. за освещение начислено и последней уплачено (...) рублей, таким образом Кожуховской Т.С. не предоставлены льготы, предусмотренные ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан на сумму (...) рублей, чем нарушено её право. В связи с чем, прокурор ЗАТО г. Железногорск просил взыскать с ответчика за счет казны РФ задолженность по предоставлению льгот за освещение, содержание и ремонт жилого помещения, отопление в пользу Авериной А.Ф. в размере (...) рублей, в пользу Кожуховской Т.С. в размере (...) рублей.

В судебном заседании представитель прокуратуры ЗАТО города Железногорск – помощник прокурора Себельдин И.С. уточнил и конкретизировал исковые требования, просил взыскать с ответчика в пользу Авериной А.Ф. задолженность по предоставлению льгот за отопление, освещение, содержание и ремонт жилого помещения, расположенного по <адрес>, в размере (...) рублей, в пользу Кожуховской Т.С. задолженность по предоставлению льгот за отопление, освещение, содержание и ремонт жилого помещения, расположенного по <адрес>, в размере (...) рублей.

Истцы, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, на судебное разбирательство не явились, в своих заявлениях адресованных суду, на исковых требованиях настаивали, просили рассмотреть дело без их участия.

Представитель ответчика Белова О.Г. на судебное разбирательство не явилась, адресовав в суд ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. Из представленных суду письменных возражений на исковые заявления следует, что Министерство финансов Российской Федерации в лице Отделения по г.Железногорску Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю исковые требования не признает, возражает против удовлетворения исковых требований, считает, что возмещение вреда должно производится за счет средств соответствующего бюджета, выделенных на содержание органов, уполномоченных представлять интересы казны РФ, а не за счет средств казны РФ. Указала, что обязанность по предоставлению бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам субсидий из федерального бюджета для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг возникает только после предоставления таких льгот гражданам и на основании фактически произведенных организацией расходов и связи с реализацией установленных льгот. Кроме того, обязанность по начислению и предоставлению льгот отдельным категориям граждан возложена на организации, оказывающие жилищно-коммунальные услуги населению, которые самостоятельно определяют круг лиц, имеющих право в соответствии с действующим законодательством РФ на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, поскольку именно на них возложена обязанность по начислению и сбору платы вышеназванных платежей с граждан. Ни РФ в лице Министерства финансов РФ, ни непосредственно Министерство финансов РФ, не являются стороной по договору на предоставление коммунальных услуг, в связи с чем не могут отвечать по обязательствам другого юридического лица. Кроме того, считает, что Федеральным законодательством было предоставлено право медицинским работникам на бесплатный доступ к освещению, а не к электроснабжению.

Представитель третьего лица Управления социальной защиты населения администрации ЗАТО г.Железногорск Красноярского края Зубрева Н.А. считает исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица МП «ГЖКУ» Кравчуновская Т.В. в судебное заседание не явилась, в своем отзыве указала, что считает исковые требования не обоснованными, при этом подтвердила суммы оплаты истцами за предоставленные коммунальные услуги, указанные прокурором, просила рассмотреть дело без ее участия.

Представитель третьего лица ОАО «Красноярскэнергосбыт» извещенный о времени и месте слушания дела надлежащим образом, на судебное разбирательство не явился, об отложении слушания дела не ходатайствовал.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Истица Аверина А.Ф. является медицинским работником и работает в должности врача-невролога в медицинском центре амбулаторно-стационарной помощи поселка Подгорный ФГУЗ КБ №... ФМБА РФ. Истица Кожуховская Т.С. является медицинским работником и работает в должности медицинской сестры в медицинском центре амбулаторно-стационарной помощи поселка Подгорный ФГУЗ КБ №... ФМБА РФ. Медицинский центр амбулаторно-стационарной помощи поселка Подгорный является структурным подразделением Федерального государственного учреждения здравоохранения «Клиническая больница №...» Федерального медико-биологического агентства».

В соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ4 года №... ЦМСЧ №... Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при министерстве здравоохранения РФ г.Железногорск Красноярского края, правопреемником которого является Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Клиническая больница №... Федерального медико-биологического агентства» является федеральным специализированным медицинским учреждением.

Согласно Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления ОК 019-95, утвержденного постановлением Госстандрата РФ от 31.07.1995 № 413, поселок Подгорный является поселком городского типа, подчиненным администрации г. Железногорск.

В соответствии со ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 01.01.2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

Федеральным законом № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года льготы медицинским и фармацевтическим работникам по предоставлению бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением отменены с 01 января 2005 года. Согласно ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (в редакции указанного закона) меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 4), меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 5), меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления (часть 6).

Соответственно, в зависимости от принадлежности расположенной в сельской местности (поселках городского типа) организации здравоохранения должен определяться в настоящее время уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих и проживающих в той же местности медицинских работников.

Работникам краевых государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в настоящее время меры социальной поддержки при оплате жилья и коммунальных услуг предоставляются на основании Закона Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг». Однако медицинский центр амбулаторно-стационарной помощи, где работают истцы, является федеральным учреждением, нормы указанного закона на него не распространяются.

Фактически федеральный законодатель передал Правительству Российской Федерации полномочия по принятию нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления с 1 января 2005 года мер социальной поддержки медицинских работников только той части государственной системы здравоохранения, к которой в настоящее время отнесены федеральные специализированные организации здравоохранения (их перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 года № 872 «О федеральных учреждениях здравоохранения и федеральных учреждениях оздоровительного профиля»). Медицинский центр амбулаторно-стационарной помощи п. Подгорный таковым не является, в связи с чем их медицинские работники в отличие от аналогичной категории работников иных организаций здравоохранения оказались лишенными возможности приобрести право на устанавливаемые меры социальной поддержки, а те из них, кто, работая и проживая в сельской местности, до 1 января 2005 года пользовался жилищно-коммунальными льготами на основании ч. 2 ст. 63 Основ в прежней редакции, фактически утратили на них право без какой-либо компенсации. К такому выводу пришел Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 04 декабря 2007 года № 947-О-П. Кроме того, Конституционный Суд РФ указал, что установленное п. 50 ст. 35 ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ правовое регулирование, не предусматривающее порядок определения с 1 января 2005 года мер социальной поддержки медицинских работников государственных организаций здравоохранения, не относящихся к федеральным специализированным организациям здравоохранения, само по себе - в силу правовых позиций, сформулированных в ранее вынесенных Конституционным Судом РФ решениях, и предписаний ч. 1 ст. 153 ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ - не предполагает, что Российская Федерация вправе произвольно отказаться от предоставления медицинским работникам военных госпиталей Министерства обороны РФ, работающим и проживающим в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались на основании законодательства, действовавшего до 1 января 2005 года. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников федеральному законодателю надлежит урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех из них, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до указанной даты.

Таким образом, поскольку до настоящего времени на федеральном уровне не определены меры социальной поддержки указанным категориям работников, льготы по жилищно-коммунальным услугам истице должны быть сохранены в объеме, действовавшем до 01 января 2005 года, то есть они сохраняют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением.

Статьей 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, каковыми являются истцы, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя также плату за услуги и работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. Таким образом, бесплатное предоставление жилья включает в себя плату за наем, содержание и ремонт жилого помещения. Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, содержание общего имущества в многоквартирном доме включает в себя, помимо прочего, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.

Согласно выписки из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ в квартире, расположенной по <адрес> зарегистрированы: Аверина А.Ф., Ф.И.О.1 - на основании договора с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справки о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ в квартире, расположенной по <адрес> зарегистрированы: Кожуховская Т.С., Ф.И.О.2 - на основании договора с ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из материалов дела: Аверина А.Ф. за период с июля 2008 года по май 2011 года включительно произвела оплату в сумме (...) рублей; Кожуховская Т.С. за период июня 2009 года по май 2011 года включительно произвела оплату в сумме (...) рублей.

Согласно финансово-лицевого счета №... ОАО «Красноярскэнергосбыт» Авериной А.Ф. за период с июля 2008 года по май 2011 года начислено и последней отплачено (...) рублей.

Согласно финансово-лицевого счета №... ОАО «Красноярскэнергосбыт» Кожуховской Т.С. за период с июня 2009 года по май 2011 года начислено и последней отплачено (...) рублей.

Как следует из сведений, представленных УСЗН Администрации ЗАТО г.Железногорск истцам и членам их семей за спорный период начислены и выплачены субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг в сумме: Авериной А.Ф. – (...) рублей, Кожуховской Т.С. – (...) рублей.

Соответственно, истцы за указанные периоды времени понесли убытки в виде полной оплаты жилого помещения, отопления и освещения, хотя им должны были быть предоставлены соответствующие меры социальной поддержки.

В соответствии со ст.16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

При определении надлежащего ответчика по делу суд исходит из следующего. Льготы по бесплатному предоставлению жилого помещения с отоплением и освещением медицинским работникам были предусмотрены федеральным законом, а после его отмены соответствующие меры социальной поддержки должны быть установлены федеральным законодателем. Медицинский центр амбулаторно-стационарной помощи п. Подгорный, где работают истцы, является федеральным специализированным медицинским учреждением. Федеральный законодатель до настоящего времени не определил меры социальной поддержки, в частности, медицинским работникам, а также не определил источники и механизмы компенсации расходов организаций, непосредственно оказывающих жилищно-коммунальные услуги.

Поскольку предоставление мер социальной поддержки медицинским работникам федеральных учреждений здравоохранения возложено на федеральные органы власти, источником финансирования в данном случае является федеральный бюджет. Российская Федерация не исполнила должным образом свою обязанность по предоставлению мер социальной поддержки указанной категории граждан, доказательств выделения из федерального бюджета соответствующих средств на эти цели Красноярскому краю либо органу местного самоуправления ЗАТО Железногорск суду не представлено, соответственно, надлежащим ответчиком по делу является Российская Федерация в лице её финансового органа - Министерства финансов РФ.

Таким образом, с Российской Федерации за счет средств казны надлежит взыскать убытки в пользу:

Авериной А.Ф. (...) рублей 14 копеек (понесенные по оплате за содержание и ремонт жилого помещения, отопление) + в сумме (...) рубля 38 копеек (за освещение) – (...) рублей 43 копейки (субсидия) = (...) рубля 09 копеек;

Кожуховской Т.С. (...) рубля 16 копеек (понесенные по оплате за содержание и ремонт жилого помещения, отопление) + в сумме (...) рублей 29 копеек (за освещение) – (...) рубля 29 копеек (субсидия) = (...) рублей 16 копеек.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора ЗАТО г.Железногорск в интересах Авериной А.Ф., Кожуховской Т.С., к Министерству финансов Российской Федерации в лице Отделения по г.Железногорску Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю о взыскании задолженности по предоставлению льгот за освещение, содержание и ремонт жилого помещения, отопление медицинскому работнику удовлетворить.

Взыскать в пользу Авериной А.Ф. с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации убытки в размере (...) рубля 09 копеек.

Взыскать в пользу Кожуховской Т.С. с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации убытки в размере (...) рублей 16 копеек.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд в течение десяти суток со дня вынесения решения путем подачи жалобы в Железногорский городской суд.

Судья Железногорского городского суда

Красноярского края С.Н. Костенко