№2-889/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 июня 2011 года Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего: судьи Подъявиловой Т.В., при секретаре Орловой Н.А., с участием помощника прокурора ЗАТО г. Железногорск Щедринова Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора ЗАТО г. Железногорск в интересах неопределенного круга лиц к Администрации ЗАТО г. Железногорск о возложении обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов, маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры, УСТАНОВИЛ: Прокурор ЗАТО г.Железногорск в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации ЗАТО г. Железногорск о возложении обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов, маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры. Требования мотивированы тем, что в нарушение требований Конвенции о правах инвалидов, ст.ст.7,17 Конституции РФ, Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99, утвержденного Постановлением Госстроя от 29.1 1.1999 №73, при входе в здание, занимаемое Муниципальным казенным образовательным учреждением средней общеобразовательной школы №... (далее по тексту МКОУ СО школа №...) не обеспечило условий для беспрепятственного доступа детей-инвалидов и маломобильных групп населения, так при входе в здание, занимаемое учреждением отсутствуют приспособления (пандус) и перила для обеспечения беспрепятственного доступа детей-инвалидов и маломобильных групп населения, тогда как не исключены случаи травматизма учащихся при возникновении которых дети вынуждены длительное время в восстановительный период передвигаться на инвалидной коляске, нельзя исключить, что у ряда учащихся школы могут быть родители инвалиды – колясочники. Кроме того, в здании школы оборудуется избирательный участок, в голосовании могут принимать участие инвалиды- колясочники. Поскольку муниципальное образование ЗАТО г. Железногорск является учредителем МКОУ СО Школы №... и собственником здания, в котором располагается школа по <адрес>, а функции и полномочия учредителя, а также права собственника от имени ЗАТО Железногорск осуществляет Администрация ЗАТО г.Железногорск, прокурор просит суд обязать Администрацию ЗАТО г.Железногорск обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов, маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры - установить пандус и перила на основном входе в здании, расположенном по адресу<адрес>, в котором находится МКОУ СО школа №... за счет средств бюджета ЗАТО Железногорск, В судебном заседании помощник прокурора ЗАТО г.Железногорск Щедринов Д.А. поддержал доводы и требования, изложенные в исковом заявлении. Представитель ответчика Администрации ЗАТО г.Железногорск Леонтьев И.А. (полномочия по доверенности), просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, изложив просьбу в письменном заявлении. В письменных возражениях на иск представитель ответчика Леонтьев И.А. (полномочия по доверенности) просил отказать в удовлетворении требований прокурора, указав, что прокурором не представлено доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц, так как в школе отсутствуют дети инвалиды, использующие для передвижения кресла-коляски, такие дети могут обучаться в санаторной школе №..., право на участие в выборах инвалидов-колясочников не нарушаются, поскольку существует возможность осуществления голосования на дому; не ясна целесообразность оборудования пандусами и перилами муниципальных образовательных учреждений, учитывая что бюджет ЗАТО г.Железногорск является дотационным. Кроме того, указал, что не оспаривает отсутствие пандусов и перил на основном входе в здании МКОУ СО школа №.... Представитель третьего лица Муниципального казенного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №... надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, директор МКОУ СОШ №... Т.И. Куликовская просила рассматривать дело в ее отсутствие. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).. Федеральный Закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации-обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Согласно статье 2 Федерального Закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения. В соответствии со статьей 15 Федерального Закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Статьями 2, 24, 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьями 3,8,12,15,30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" нормативно закреплены требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах, в частности п.п. 2.1, 5.1, 5.2 таблицы 12.1 Свода правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей» предусматривают подъем на площадку крыльца в учреждениях общего и начального профессионального образования — по пандусу, а также наличие на лестнице крыльца поручней. В судебном заседании установлено, что вопреки указанных положений закона здание, расположенное по <адрес> в котором находится МКОУ СОШ №... не оборудовано пандусами и перилами. Согласно выписке из реестра муниципальной собственности ЗАТО Железногорск №... от ДД.ММ.ГГГГ указанное здание является муниципальной собственностью ЗАТО Железногорск, закреплено на праве оперативного управления за МКОУ СО школа №.... В соответствии с п. 1.7 Устава МКОУ СОШ №... является общеобразовательным учреждением, учредителем школы является муниципальное образование ЗАТО Железногорск, функции и полномочия учредителя осуществляет Администрация ЗАТО г.Железногорск. В силу п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Однако согласно ст.ст.12,130-133 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных ст.ст.2.7.18.19 Конституции Российской Федерации. Так, в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральный законодатель отнес к мерам социальной поддержки инвалидов обязанность наряду с прочими субъектами- органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, выраженной Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (статьи 1 и 7, статья 72, пункт "ж" части 1, статья 133 Конституции Российской Федерации, часть 2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; преамбула, часть третья статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"). В силу ст. 17 Федерального Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формированию и размещению муниципального заказа; Таким образом, с учетом вышеприведенных положений законодательства Российской Федерации и установленных обстоятельств, суд находит подлежащими удовлетворению требования прокурора, заявленные к Администрации ЗАТО г.Железногорск о возложении обязанности установить пандус и перила на основном входе в здании, в котором находится Муниципальное казенное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №... за счет средств бюджета ЗАТО Железногорск. Доводы ответчика о том, что в школе не обучаются дети-инвалиды, использующие для передвижения кресла-коляски, не могут служить основанием для отказа в иске. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, РЕШИЛ: Исковые требования прокурора ЗАТО г.Железногорск удовлетворить. Обязать Администрацию ЗАТО г. Железногорск обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов, маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры- установить пандус и перила на основном входе в здании, расположенном по <адрес> в котором находится Муниципальное казенное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №... за счет средств бюджета ЗАТО Железногорск. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Железногорский городской суд в десятидневный срок с момента его вынесения. Судья Железногорского городского суда Т.В.Подъявилова
в Определении от 13.05.2010 г. № 689-0-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы
муниципального образования- Городского округа «Город Зеленогорск» Красноярского края на
нарушение конституционных прав и свобод положениями ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления; по своей природе она не является ни государственным полномочием, ни полномочием органов местного самоуправления.