№ 2-943/2011



№2-943/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 июня 2011 года Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего: судьи Подъявиловой Т.В., при секретаре Орловой Н.А., с участием помощника прокурора ЗАТО г.Железногорск Щедринова Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора ЗАТО г. Железногорск в интересах неопределенного круга лиц к Администрации ЗАТО г. Железногорск о возложении обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов, маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор ЗАТО г.Железногорск в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации ЗАТО г. Железногорск о возложении обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов, маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры.

В обоснование исковых требований указывал на то, что в нарушение требований Конвенции о правах инвалидов, ст.ст.7,17 Конституции РФ, Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99, утвержденного Постановлением Госстроя от 29.1 1.1999 №73, при входе в здание, занимаемое Муниципальным казенным образовательным учреждением средней общеобразовательной школы №... (далее по тексту МКОУ СО школа №...) отсутствуют приспособления (пандус) и перила для обеспечения беспрепятственного доступа детей-инвалидов и маломобильных групп населения, тогда как не исключены случаи травматизма учащихся при возникновении которых дети вынуждены длительное время передвигаться на инвалидной коляске, у ряда учащихся школы могут быть родители инвалиды - колясочники, кроме того, в здании школы оборудуется избирательный участок, в голосовании могут принимать участие инвалиды- колясочники. Поскольку муниципальное образование ЗАТО г. Железногорск является учредителем МКОУ СО Школы №... и собственником здания, в котором располагается школа по <адрес>, а функции и полномочия учредителя, а также права собственника от имени ЗАТО Железногорск осуществляет Администрация ЗАТО г.Железногорск, прокурор просит суд обязать Администрацию ЗАТО г.Железногорск обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов, маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры- установить пандус и перила на основном входе в здании, расположенном по <адрес>, в котором находится МКОУ СО школа №... за счет средств бюджета ЗАТО Железногорск,

В судебном заседании помощник прокурора ЗАТО г.Железногорск Щедринов Д.А. поддержал доводы и требования, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации ЗАТО г.Железногорск надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания на судебное разбирательство не явился, в письменном заявлении представитель ответчика Леонтьев И.А. (полномочия по доверенности) просил рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя ответчика. В письменных возражениях представитель ответчика Леонтьев И.А. исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении требований прокурора, поскольку прокурором не представлено доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц, так как в школе отсутствуют дети инвалиды, использующие для передвижения кресла-коляски, такие дети могут обучаться в санаторной школе №..., право на участие в выборах инвалидов-колясочников не нарушаются, поскольку существует возможность осуществления голосования на дому; не ясна целесообразность оборудования пандусами и перилами муниципальных образовательных учреждений, учитывая что бюджет ЗАТО г.Железногорск является дотационным. Кроме того, указал, что не оспаривает отсутствие пандусов и перил на основном входе в здании МКОУ СО школа №....

Представитель третьего лица-Муниципального казенного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №... надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, об отложении дела не ходатайствовал.

Выслушав доводы участвующих лиц, изучив материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.


Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).

Федеральный Закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации- обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В силу ст.2 Федерального Закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

В соответствии со ст. 15 Федерального Закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Статьями 2, 24, 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьях 3,8,12,15,30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" нормативно закреплены требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах, в частности п.п. 2.1, 5.1, 5.2 таблицы 12.1 Свода правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей» предусматривают подъем на площадку крыльца в учреждениях общего и начального профессионального образования — по пандусу, а также наличие на лестнице крыльца поручней.

В судебном заседании установлено, что в нарушение указанных положений закона здание, расположенное по <адрес> в котором находится МКОУ СО школа №... не оборудовано пандусами и перилами.

Согласно выписке из реестра муниципальной собственности ЗАТО Железногорск №... от ДД.ММ.ГГГГ указанное здание являются муниципальной собственностью ЗАТО Железногорск, закреплено на праве оперативного управления за МКОУ СО школа №....

В соответствии с п. 1.3 Устава МКОУ СО школа. №... учредителем школы является муниципальное образование ЗАТО Железногорск, функции и полномочия учредителя осуществляет Администрация ЗАТО <адрес>.

В силу п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Однако согласно ст.ст.12,130-133 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных ст.ст.2.7.18.19 Конституции Российской Федерации.

Так, в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральный законодатель отнес к мерам социальной поддержки инвалидов обязанность наряду с прочими субъектами- органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Как следует из правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, высказанной
в Определении от 13.05.2010 г. № 689-0-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы
муниципального образования- Городского округа «Город Зеленогорск» Красноярского края на
нарушение конституционных прав и свобод положениями ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления; по своей природе она не является ни государственным полномочием, ни полномочием органов местного самоуправления.

Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (статьи 1 и 7, статья 72, пункт "ж" части 1, статья 133 Конституции Российской Федерации, часть 2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; преамбула, часть третья статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Согласно ст. 17 Федерального Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формированию и размещению муниципального заказа;

Таким образом, с учетом вышеприведенных положений законодательства Российской Федерации и установленных обстоятельств, суд полагает подлежащими удовлетворению требования прокурора, заявленные к Администрации ЗАТО г.Железногорск о возложении обязанности установить пандус и перила на основном входе в здании, в котором находится Муниципальное казенное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №... за счет средств бюджета ЗАТО Железногорск.

Доводами представителя ответчика о том, что иск не подлежит удовлетворению в связи с тем, что в школе не обучаются дети- инвалиды использующие для передвижения кресла-коляски, суд находит несостоятельными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора ЗАТО г.Железногорск удовлетворить.

Обязать Администрацию ЗАТО г. Железногорск обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов, маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры - установить пандус и перила на основном входе в здании, расположенном по <адрес>, в котором находится Муниципальное казенное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №... за счет средств бюджета ЗАТО Железногорск.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Железногорский городской суд в десятидневный срок со дня его вынесения.

Судья Железногорского городского суда Т.В.Подъявилова