Дело №2-1346/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25 августа 2011г. Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего: судьи Морозовой Г.В., при секретаре Александровой Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Беляева П.Д. к Администрации ЗАТО г. Железногорск об обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, У С Т А Н О В И Л : Беляев П.Д. обратился в суд с иском к Администрации ЗАТО г. Железногорск, в котором просит обязать ответчика поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Свои требования истец мотивирует тем, что является участником и инвалидом Великой Отечественной войны, имеет право на предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета один раз. Решением ответчика истцу было отказано в постановке на учет нуждающихся в получении жилья на том основании, что он намеренно ухудшил свои жилищные условия. Истец с указанным решением не согласен. Указывает, что являлся собственником ? доли в жилом помещении - в квартире по <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ. в квартиру вместе с четырьмя детьми возвратилась проживать его внучка – ФИО1 Поскольку согласие на ее регистрацию второй собственник жилого помещения не давал, истец, чтобы разрешить вопрос проживания ФИО1 вместе с детьми в квартире, подарил ФИО1 принадлежащую ему ? долю в квартире, после чего та вместе с детьми и мужем стали проживать в его квартире. Поскольку здоровье истца ухудшилось, он стал нуждаться в более комфортных условиях проживания. При его заболевании совместное проживание с ним в одной квартире становится для других семей невозможным. Ни с сыном (ФИО2), ни с семьей ФИО1 истец одной семьей не живет, общее хозяйство не ведет. Истец имеет заболевание, которое входит в перечень заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Доводы ответчика истец считает несостоятельными, так как даже без отчуждения жилого помещения истец имел право на постановку на учет в качестве нуждающегося из-за своего заболевания, выявленного в сентябре ДД.ММ.ГГГГ. Истец совершил действия по отчуждению жилья без намерения приобрести право состоять в очереди в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, доверил представлять свои интересы своему представителю. Представитель истца Екименко Е.В. (полномочия по доверенности) в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, сославшись на изложенные в заявлении доводы. Представитель ответчика Кориневская Е.Д. (полномочия по доверенности) в судебном заседании исковые требования не признала, дала пояснения, согласно которым ответчик, ссылаясь на положения ст. 49, 53 ЖК РФ, Закона Красноярского края «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов», Закона Красноярского края «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края» считает, что истец намеренно ухудшил свои жилищные условия в целях приобретения права состоять на учете, поскольку имел на праве собственности ? доли в квартире, которая соответствует 33,05 кв.м. жилой площади, подарил принадлежащую ему долю ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 Ответчик полагает, что Беляев П.Д. может быть принят на учет нуждающихся в получении жилья только после ДД.ММ.ГГГГ Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Материалами дела и объяснениями сторон установлено, что Беляева П.Д. ДД.ММ.ГГГГ рождения, является участником Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, инвалидом 2 группы. На основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ Беляев П.Д. являлся собственником ? доли в жилом помещении – трехкомнатной квартире, расположенной по <адрес> общей площадью 66, 1 кв.м., в том числе жилой площадью – 40,9 кв.м. Вторым собственником жилого помещения является ФИО2 – сын истца. По договору от ДД.ММ.ГГГГ Беляев П.Д. подарил принадлежащую ему ? долю в имуществе ФИО1 Согласно свидетельству о государственной регистрации права с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является собственником ? доли в вышеназванной квартире. Из справки-выписки из финансово-лицевого счета следует, что в квартире по <адрес> зарегистрированы: Беляев П.Д. – с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2. – с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 – с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 – с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 – ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 – с ДД.ММ.ГГГГ (дети ФИО1), ФИО6 – с ДД.ММ.ГГГГ (муж ФИО1). ДД.ММ.ГГГГ Беляев П.Д. обратился в Администрацию ЗАТО г. Железногорск с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Решением Единой жилищной комиссии при Администрации ЗАТО г. Железногорск от ДД.ММ.ГГГГ Беляеву П.Д. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии со ст. 53 ЖК РФ, пунктом 3 статьи 2 Закона Красноярского края «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов» в связи с отчуждением жилого помещения (дарением ДД.ММ.ГГГГ) ФИО1 принадлежащей ему ? доли (33, 05 кв.м.) в праве общей долевой собственности на квартиру, по <адрес>. Истец, оспаривая решение Администрации ЗАТО г. Железногорск, просит обязать ответчика поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В соответствии с Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (в ред. Указа Президента РФ от 9 января 2010 г. №30) подлежат обеспечению жильем нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны и участники Великой Отечественной войны, имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах». В силу п. 3 ч. 1 ст. 15 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995г. №5-ФЗ участникам Великой Отечественной войны, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения (пункт 3). Согласно ст. 23.2 этого же Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. На территории Красноярского края предоставление соответствующих мер социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны осуществляется в соответствии с Законом Красноярского края от 18 февраля 2010г. №10-4386 «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов». Согласно ст. 2 этого Закона меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются ветеранам при условии, что они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и относятся к категории ветеранов, указанных в статье 1 настоящего Закона. Предоставление ветерану меры социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется один раз. Обеспечение жильем ветеранов, намеренно ухудшивших жилищные условия в целях приобретения или сохранения права состоять на учете, производится не ранее чем по истечении пяти лет со дня совершения указанных действий (пункт 3). В силу статьи 3 этого же Закона принятие ветеранов на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и ведение учета осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства ветерана в порядке, установленном Законом края от 23 мая 2006 года № 18-4751 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края». Согласно статье 4 Закона меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов реализуются путем предоставления ветерану жилого помещения в собственность или, по его письменному заявлению (письменному заявлению законного представителя), путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, а также путем предоставления жилого помещения по договору социального найма в случае обеспечения жильем путем строительства. Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве таковых граждан, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (п.1); являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (п.2). Согласно п. 4. ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, согласно ст. 52 ЖК РФ, имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ малоимущие и другие категории граждан, в том числе и относящиеся к определенной Указом Президента РФ категории, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Согласно положению статьи 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. В соответствии со ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. Аналогичные основания для отказа в принятии на учет, содержатся в статье 11 Закона Красноярского края от 23.05.2006г. №18-4751 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края». В статье 4 этого же Закона разъясняется, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет по истечении пяти лет со дня совершения указанных намеренных действий. Не считаются действиями, совершенными гражданином с намерением приобретения права состоять на учете: 1) вселение по месту жительства супруга, детей, родителей, а также нетрудоспособных иждивенцев в качестве членов своей семьи, ведущих с ним общее хозяйство, объединенных признаками родства или свойства, если до вселения данные лица: а) не обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением; б) обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением, но не были обеспечены по норме предоставления; в) обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением, признанным в установленном порядке непригодным для проживания; г) безвозмездно передали жилое помещение по предыдущему месту жительства органам государственной власти или органам местного самоуправления; 2) расторжение договора пожизненной ренты или пожизненного содержания с иждивением по инициативе получателя ренты; 3) отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения. К действиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, повлекшим ухудшение жилищных условий, могут быть отнесены: 1) изменение порядка пользования жилыми помещениями путем совершения сделок; 2) обмен жилыми помещениями; 3) невыполнение условий договоров о пользовании жилыми помещениями, повлекшее выселение граждан в судебном порядке; 4) изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака; 5) вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения временных жильцов); 6) выдел доли собственниками жилых помещений; 7) отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения. Анализ приведенной статьи 53 ЖК РФ, учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. №258-О-О, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Оценивая фактические обстоятельства дела в их совокупности, оценивая установленные конкретные действия, совершенные Беляевым П.Д. в отношении принадлежащего ему имущества, суд расценивает их как умышленные и недобросовестные, безусловно, направленные на ухудшение жилищных условий, приведшие к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти в обеспечении его другим жильем, что является препятствием для его признания нуждающимся в жилом помещении. Беляев П.Д. до совершения сделки дарения являлся собственником ? доли в трехкомнатной квартире, в которой проживал вдвоем со своим сыном ФИО2, на его долю приходилось 33, 05 кв.м., в силу чего он состоял на учете лиц, нуждающихся в получении жилья, а равно и не являлся нуждающимся в получении жилья (Решением городского Совета ЗАТО Железногорск от 24.11.2005г. №4-19Р учетная норма площади жилого помещения для постановки на жилищный учет составляет менее 14 кв.м.). Как следует из его заявления, ДД.ММ.ГГГГ Беляев П.Д. обратился за принятием его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях реализации меры социальной поддержки, предусмотренной Федеральным законом «О ветеранах» и Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов». Основанием для принятия на учет Беляевым П.Д. указано на обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи ниже учетной нормы. Как усматривается, такому обращению заявителя за мерами социальной поддержки предшествовало отчуждение полностью принадлежащей ему доли в жилом помещении. В своем исковом заявлении истец указал, что основаниями для вселения семьи внучки из 6 человек в принадлежащую ему квартиру и последующее дарение, явились разрешение ее жилищной проблемы и преодоление нежелания второго собственника Беляева В.П. разрешить проживание и регистрацию указанных лиц в квартире. Истец добровольно оформил дарственную на свою внучку, понимал, что указанными действиями он лишает себя жилья, что суд расценивает как намеренные действия по ухудшению жилищных условий. Суд критически оценивает пояснения представителя истца в судебном заседании, поскольку они противоречат изложенному в иске, а также фактическим обстоятельствам: истец знал о семейном положении своей внучки ФИО1, о составе ее семьи и, безусловно, понимал, что в результате дарения в квартиру вселится не только его внучка, но и все члены ее семьи в составе 6 человек, что значительно ухудшит его жилищные условия и может привести в том числе, к невозможности совместного проживания истца с указанными лицами. Судом не установлено обстоятельств, свидетельствовавших бы о том, что вселение ФИО1 было вызвано невозможностью отдельного проживания истца в силу состояния здоровья и преклонного возраста: в своем исковом заявлении истец указывает на иные основания вселения семьи внучки в квартиру, кроме того, отрицает факт проживания одной семьей и ведения общего хозяйства. Суд принимает во внимание, что, вопреки пояснениям представителя истца, ФИО1 на момент вселения не имела никаких прав в отношении жилого помещения, выселилась из него в ДД.ММ.ГГГГ осуществляла права пользования до ДД.ММ.ГГГГ в отношении других жилых помещений, как усматривается из документов, ее супругу ФИО6 принадлежит на праве собственности ? доли в квартире по <адрес> (куда переехала ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ.), Администрацией ЗАТО г. Железногорск семье ФИО1 предоставлялось жилое помещение на условиях договора коммерческого найма, из которого она добровольно выселилась. Вышеизложенное в соответствии со статьей 54 ЖК РФ, статьей 4 Закона Красноярского края от 23.05.2006г. №18-4751 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края» является основанием для отказа в принятии Беляева П.Д. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Одновременно с этим судом принимаются во внимание положения ч. 8 ст. 57 ЖК РФ, согласно которым при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный Законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет. Суд также приходит к выводу, что Беляева П.Д. нельзя признать нуждающимся в улучшении жилищных условий и по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ, поскольку это основание предусматривает проживание в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе одной из них есть больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно. Так, в силу ч. 1, 2 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Согласно п/п "а" п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года №14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ" в отношении родителей и детей установление факта ведения ими общего хозяйства, оказания взаимной материальной и иной поддержки не требуется. В силу положений статьи 31 ЖК РФ ФИО2 относится к членам семьи собственника жилого помещения, которым в данном случае является его отец Беляев П.Д. Принадлежащая им квартира до вселения в нее семьи ФИО1, таким образом, была занята одной семьей, обеспеченность общей площадью на человека выше, чем предусмотрено учетной нормой жилой площади, установленной в г. Железногорск, поэтому оснований для признания Беляева П.Д. нуждающимся в получении жилья не имелось. Истцом не представлены доказательства того, что он страдает заболеванием, предусмотренным Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства № 378 от 16 июня 2006 года. Согласно представленным судом медицинским документам у Беляева П.Д. диагностировано злокачественное новообразование верхней доли правого легкого. Между тем, вышеназванный Перечень к тяжелой форме хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, относит злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями. Документов, подтверждающих наличие у истца именно такой формы заболевания, суду не представлено. Не были они представлены и при обращении в Администрацию ЗАТО г. Железногорск Между тем, к компетенции суда в рассматриваемом споре не относится определение у истца права на постановку на учет по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ. В судебном заседании установлено, что Беляев П.Д. обращался с заявлением о постановке на учет по основаниям обеспеченности общей площади жилого помещения на одного члена семьи ниже учетной нормы, на наличие у него права на постановку на учет по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ, истец не ссылался, а равно с соответствующим заявлением не обращался. По смыслу закона (ст.ст. 52 и 57 Жилищного кодекса РФ) основанием для принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди является соответствующее письменное обращение заинтересованного лица и предоставление документов, подтверждающих наличие оснований для принятия такого решения. Поскольку истец ссылается на наличие у него тяжелой формы хронического заболевания как основания для предоставления ему жилого помещения вне очереди, ему надлежало обратиться в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с предоставлением всех необходимых документов. В связи с этим у Администрации ЗАТО Железногорск не возникла обязанность рассмотреть данное заявление и при наличии к тому оснований принять решение о предоставлении заявителю вне очереди жилого помещения по договору социального найма. Непосредственное обращение в суд не может заменить указанный порядок, поскольку к полномочиям суда не относится решение вопросов о предоставлении жилых помещений. Принятие таких решение относится к компетенции органов местного самоуправления. Суд вправе только проверить законность принятого органом местного самоуправления решения об отказе в предоставления жилого помещения и при признании такого отказа незаконным, признать такой отказ или уклонение незаконным и обязать орган местного самоуправления восстановить нарушенное право. Оценивая совокупность установленных даны, суд полагает, что администрацией ЗАТО г. Железногорск правомерно отказано Беляеву П.Д. в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилых помещений. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении исковых требований Беляева П.Д. к Администрации ЗАТО г. Железногорск об обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении отказать. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 суток со дня ознакомления с мотивированным решением, то есть с 30 августа 2011г., путем подачи жалобы в Железногорский городской суд. Судья Железногорского городского суда Г.В. Морозова