№ 2-1398/2011 Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И 12 сентября 2011 года Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующей судьи Андриенко И.А., при секретаре судебного заседания Сподобаевой Н.С., с участием помощника прокурора ЗАТО Железногорск Лаурса Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора ЗАТО города Железногорск в интересах Ласун Л.П. к Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ о взыскании задолженности по предоставлению льгот за освещение, содержание и ремонт жилого помещения, отопление медицинскому работнику, У С Т А Н О В И Л : Прокурор ЗАТО г. Железногорск Красноярского края обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов медицинского работника Ласун Л.П., работающей в медицинском центре амбулаторно-стационарной помощи п. Подгорный ФГУЗ КБ №... ФМБА РФ (далее по тексту МЦ АСП пос. Подгорный ФГУЗ КБ №...) к Министерству финансов РФ в лице Отделения по г.Железногорску УФК по Красноярскому краю о взыскании задолженности по предоставлению льгот за освещение, содержание и ремонт жилого помещения, отопление. В иске указал, что Ласун Л.П. постоянно проживает в <адрес> и работает в должности <данные изъяты>. До 1 января 2005 года она имела и получала льготу по оплате жилья, коммунальных услуг и электроэнергии в соответствии с действующим в тот период времени законодательством. С 1 января 2005 года ЖКХ прекратило предоставлять Ласун Л.П. вышеуказанные льготы. В связи с тем, что Правительством РФ до настоящего времени не установлены меры социальной поддержки медицинским работникам федеральных специализированных организаций здравоохранения, последние фактически утратили на них право без какой-либо компенсации. Такое правовое регулирование не согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ (Определение от 01 марта 2007 года № 129-О-П) и вступает в противоречие с ч. 1 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, которые не предполагают отмену социальных прав, приобретенных работающими и проживающими в сельской местности медицинскими работниками государственной системы здравоохранения на основании законодательства, действующего до 01 января 2005 года. В период с июня 2008 года по май 2011 года Ласун Л.П. начислены и последней оплачены предоставленные услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, отопления в сумме (...) рубль 04 копейки, а также за освещение на сумму (...) рубль 68 копеек. С учетом предоставленных мужу истца субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, Ласун Л.П. не предоставлены льготы, предусмотренные ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан на сумму (...) рублей 37 копеек. Прокурор ЗАТО г. Железногорск (с учетом уточнения иска) просит взыскать за счет казны РФ задолженность по предоставлению льгот за освещение, содержание и ремонт жилого помещения и отопление в пользу Ласун Л.П. в размере (...) руб. 37 коп. В судебном заседании представитель прокуратуры ЗАТО города Железногорск – помощник прокурора Лаурс Е.С. поддержал заявленные исковые требования, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении и просил их удовлетворить в полном объеме. Истец Ласун Л.П., надлежащим образом извещенная о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась, в своем заявлении адресованном суду, на исковых требованиях настаивала, просила дело рассмотреть без ее участия. Представитель ответчика Белова О.Г. (действующая по доверенности), извещенная о времени и месте слушания дела в судебное заседание не явилась, в заявлении, адресованном суду просила дело рассмотреть без ее участия. В своем письменном отзыве на иск представитель ответчика возражала против удовлетворения исковых требований, полагала, что возмещение вреда должно производиться за счет средств соответствующего бюджета, выделенных на содержание органов, уполномоченных представлять интересы казны РФ, а не за счет средств казны РФ. Указала, что обязанность по предоставлению бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам субсидий из федерального бюджета для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг возникает только после предоставления таких льгот гражданам и на основании фактически произведенных организацией расходов и в связи с реализацией установленных льгот. Кроме того, обязанность по начислению и предоставлению льгот отдельным категориям граждан возложена на организации, оказывающие жилищно-коммунальные услуги населению, которые самостоятельно определяют круг лиц, имеющих право в соответствии с действующим законодательством РФ на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, поскольку именно на них возложена обязанность по начислению и сбору платы вышеназванных платежей с граждан. Ни РФ в лице Министерства финансов РФ, ни непосредственно Министерство финансов РФ, не являются стороной по договору на предоставление коммунальных услуг, в связи с чем, они не могут отвечать по обязательствам другого юридического лица. Кроме того, считает, что федеральным законодательством было предоставлено право медицинским работникам на бесплатный доступ к освещению, а не к электроснабжению. Представитель третьего лица - МП «ГЖКУ» - надлежащим образом, извещенного о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, в своем отзыве на иск представитель третьего лица Кравчуновская Т.В. (полномочия по доверенности) указала, что считает исковые требования не обоснованными, просила дело рассмотреть без ее участия. Представитель третьего лица ОАО «Красноярскэнергосбыт», извещенного о времени и месте слушания дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, об отложении слушания дела не ходатайствовал. Суд, исследовав письменные материалы дела, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: Истец Ласун Л.П. является медицинским работником и работает в должности медицинской сестры в <данные изъяты>. Медицинский центр амбулаторно-стационарной помощи <адрес> является структурным подразделением Федерального государственного учреждения здравоохранения «Клиническая больница №...» Федерального медико-биологического агентства». В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.22004 года № 872 ЦМСЧ №... Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при министерстве здравоохранения РФ (г. Железногорск Красноярского края), правопреемником которого является Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Клиническая больница №... Федерального медико-биологического агентства» является федеральным специализированным медицинским учреждением. Согласно Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления ОК 019-95, утвержденному Постановлением Госстандрата РФ от 31.07.1995 № 413, <адрес> является поселком городского типа, подчиненным администрации г. Железногорск. В соответствии со ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 01.01.2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. Федеральным законом № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года льготы медицинским и фармацевтическим работникам по предоставлению бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением отменены с 01 января 2005 года. Согласно ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (в редакции указанного закона) меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 4), меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 5), меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления (часть 6). Соответственно, в зависимости от принадлежности расположенной в сельской местности (поселках городского типа) организации здравоохранения должен определяться в настоящее время уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих и проживающих в той же местности медицинских работников. Работникам краевых государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в настоящее время меры социальной поддержки при оплате жилья и коммунальных услуг предоставляются на основании Закона Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг». Однако Медицинский центр амбулаторно-стационарной помощи, где работает Ласун Л.П., является федеральным учреждением, нормы указанного закона на него не распространяются. Фактически федеральный законодатель передал Правительству Российской Федерации полномочия по принятию нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления с 1 января 2005 года мер социальной поддержки медицинских работников только той части государственной системы здравоохранения, к которой в настоящее время отнесены федеральные специализированные организации здравоохранения (их перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 года № 872 «О федеральных учреждениях здравоохранения и федеральных учреждениях оздоровительного профиля»). Медицинский центр амбулаторно-стационарной помощи п. Подгорный таковым не является, в связи с чем, его медицинские работники, в отличие от аналогичной категории работников иных организаций здравоохранения, оказались лишенными возможности приобрести право на устанавливаемые меры социальной поддержки, а те из них, кто, работая и проживая в сельской местности, до 1 января 2005 года пользовался жилищно-коммунальными льготами на основании ч. 2 ст. 63 Основ в прежней редакции, фактически утратили на них право без какой-либо компенсации. К такому выводу пришел Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 04 декабря 2007 года № 947-О-П. Кроме того, Конституционный Суд РФ указал, что установленное п. 50 ст. 35 ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ правовое регулирование, не предусматривающее порядок определения с 1 января 2005 года мер социальной поддержки медицинских работников государственных организаций здравоохранения, не относящихся к федеральным специализированным организациям здравоохранения, само по себе - в силу правовых позиций, сформулированных в ранее вынесенных Конституционным Судом РФ решениях, и предписаний ч. 1 ст. 153 ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ - не предполагает, что Российская Федерация вправе произвольно отказаться от предоставления медицинским работникам военных госпиталей Министерства обороны РФ, работающим и проживающим в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались на основании законодательства, действовавшего до 1 января 2005 года. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников федеральному законодателю надлежит урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех из них, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до указанной даты. Таким образом, поскольку до настоящего времени на федеральном уровне не определены меры социальной поддержки указанным категориям работников, льготы по жилищно-коммунальным услугам истцу должны быть сохранены в объеме, действовавшем до 01 января 2005 года, то есть она сохраняет право на бесплатную жилую площадь с отоплением освещением. Статьей 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, каковыми является истец, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя также плату за услуги и работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. Таким образом, бесплатное предоставление жилья включает в себя плату за наем, содержание и ремонт жилого помещения. Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, содержание общего имущества в многоквартирном доме включает в себя, помимо прочего, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов. Согласно Справке-выписке из поквартирной карточки, финансово-лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ, в квартире, расположенной по <адрес> зарегистрированы: ФИО1 и Ласун Л.П. - на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из представленного истцом расчета, а также расчетов представленных МП «ГЖКУ», сведений УСЗН Администрации ЗАТО г.Железногорск о предоставленных истцу и ее супругу льгот ветерана труда, Ласун Л.П. за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ включительно произвела оплату за содержание и ремонт общего имущества жилого дома и отопление в размере (...) руб.. Согласно Финансово-лицевому счету №... ОАО «Красноярскэнергосбыт», сведений УСЗН Администрации ЗАТО г.Железногорск, Ласун Л.П. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислено и последней отплачено, (...) руб.. Соответственно, истец за указанные периоды времени понесла убытки в виде полной оплаты жилого помещения, отопления и освещения, хотя ей должны были быть предоставлены соответствующие меры социальной поддержки. В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. При определении надлежащего ответчика по делу суд исходит из следующего. Льготы по бесплатному предоставлению жилого помещения с отоплением и освещением медицинским работникам были предусмотрены федеральным законом, а после его отмены соответствующие меры социальной поддержки должны быть установлены федеральным законодателем. Медицинский центр амбулаторно-стационарной помощи п. Подгорный, где работает Ласун Л.П., является федеральным специализированным медицинским учреждением. Федеральный законодатель до настоящего времени не определил меры социальной поддержки, в частности, медицинским работникам, а также не определил источники и механизмы компенсации расходов организаций, непосредственно оказывающих жилищно-коммунальные услуги. Поскольку предоставление мер социальной поддержки медицинским работникам федеральных учреждений здравоохранения возложено на федеральные органы власти, источником финансирования в данном случае является федеральный бюджет. Российская Федерация не исполнила должным образом свою обязанность по предоставлению мер социальной поддержки указанной категории граждан, доказательств выделения из федерального бюджета соответствующих средств на эти цели Красноярскому краю либо органу местного самоуправления ЗАТО Железногорск суду не представлено, соответственно, надлежащим ответчиком по делу является Российская Федерация в лице ее финансового органа - Министерства финансов РФ. Таким образом, с Российской Федерации за счет средств казны надлежит взыскать убытки в пользу Ласун Л.П. понесенные по оплате за содержание и ремонт жилого помещения, отопление в общей сумме (...) рублей 37 копеек. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора ЗАТО города Железногорск в интересах Ласун Л.П. о взыскании задолженности по предоставлению льгот за освещение, содержание и ремонт жилого помещения, отопление медицинскому работнику удовлетворить в полном объеме. Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Ласун Л.П. убытки в размере (...) рублей 37 копеек. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 суток со дня ознакомления с мотивированным решением, то есть с 19 сентября 2011 года, путем подачи жалобы в Железногорский городской суд. Судья Железногорского городского суда И.А.Андриенко