№2-728/2011



Дело №2-728/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 июня 2011г. Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего: судьи Морозовой Г.В.,

при секретаре Кузнецовой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костюшина В.С. к ФГУП "Г", Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Железногорске о признании права на получение пенсии на льготных условиях и в льготном размере, об обязании выдать справку о стаже работы, предусмотренном перечнем видов деятельности ядерного оружейного комплекса, об обязании назначить дополнительное материальное обеспечение, о признании ветераном предприятия, об обязании выдать справку о фактической дозе облучения, о компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

Костюшин В.С. обратился в суд с иском к ФГУП "Г", Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Железногорске (далее – УПФ в г. Железногорске) о признании за ним права на получение льготной пенсии в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 12.02.1964г. №134-49 и с распространением всех льгот, которые применяются на предприятии ФГУП ФГУП "Г", об обязании произвести перерасчет пенсии в соответствии с вышеназванным Постановлением СМ СССР и назначении повышенной пенсии, об обязании произвести дополнительное материальное обеспечение, об обязании выдать справку о фактической дозе облучения, а также всех документов, на основании которых была начислена пенсия, о компенсации морального вреда в размере (...) рублей.

Свои требования истец мотивирует тем, что с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ периодически выполнял работы на действующих объектах ФГУП "Г" по приказам М треста "С"», работником которого являлся. За период выполнения работ систематически подвергался ионизирующему облучению. В выданной ему справке о полученной дозе облучения она занижена в 10 раз, а также по времени выполнения работ. Руководством ФГУП "Г" не был своевременно исполнен приказ Минздрава №23з от 21.03.1996г. о закреплении работников, подвергшихся воздействию радиации, за спецполиклиникой, что привело к онкологическому заболеванию.

ДД.ММ.ГГГГ по достижению 50-летнего возраста пенсионной группой ФГУП "Г" ему была назначена пенсия по Списку №1 и №1-а, которую он получал в кассе ФГУП "Г" до ДД.ММ.ГГГГ.

Считает, что согласно Постановлению СМ СССР от 12.02.1964г. №134-49 имеет право на получение льготной пенсии, которую получают пенсионеры ФГУП "Г", а также имеет право на дополнительное материальное обеспечение согласно Указа Президента РФ от 23.08.2000г. №1563. Установление льготного обеспечения (при достижении 50-летнего возраста) предполагает наличие права на получение пенсии в льготных размерах.

Ответчиком ФГУП "Г" в выдаче документов, на основании которых ему была назначена пенсия, а также в оформлении дополнительного материального обеспечения ему было отказано.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству истец, ссылаясь на те же доводы, уточнил свои требования: просил признать за ним право на получение пенсии на льготных условиях и в льготном размере, обязать ФГУП "Г" выдать ему справку о стаже работы, предусмотренном перечнем видов деятельности ядерного оружейного комплекса за период выполнения работ на объектах ФГУП "Г", обязать УПФ в г. Железногорске назначить ему дополнительное материальное обеспечение, признать его ветераном предприятия, обязать выдать справку о фактической дозе облучения, взыскать с ФГУП "Г" компенсацию морального вреда в размере (...) рублей.

В судебном заседании Костюшин В.С. на исковых требованиях настаивал, сославшись на изложенные в заявлении доводы. Пояснил, в частности, что с ДД.ММ.ГГГГ. работал в М <данные изъяты>, в ДД.ММ.ГГГГ. в связи с заключенными договорами между М и ФГУП "Г" участвовал в строительных и монтажных работах на объектах ГМЗ, работы производились в течение 2 месяцев в каждый из этих годов, в летний период, в течение 6-часового рабочего дня, в условиях радиационной вредности. В ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ. участвовал в реконструкции объектов ГРЗ, также в условиях радиационной вредности. Ему назначена досрочная пенсия (по достижению 50 лет) по Списку №1. Касательно расчета, перерасчета и размера получаемой им пенсии истец заявил, что к пенсионному органу претензий в этой части не имеет, каких-либо доводов о неправильности расчета пенсии не привел. Истец пояснил, что ответчик ФГУП "Г" должен выдать ему справку о стаже работы, в соответствии и на основании с которой УПФ в г. Железногорске ему будет назначено дополнительное материальное обеспечение. Справка о дозе облучения ему выдана, но она ложная, так как он подвергался более значительному облучению, которое превышает дозы, указанные в справке, более чем в 10 раз. Считает, что имеет право на дополнительное материальное обеспечение, так как подвергался ионизирующему облучению, все работники ФГУП "Г", которые обслуживали их в период производства ими ремонтных работ, ДМО получают, считает, что должен быть признан ветераном ФГУП "Г", так как является пенсионером ФГУП "Г" Моральный вред, который им оценивается в размере (...) рублей, причинен в результате несвоевременного закрепления его за специальной поликлиникой ФГУП "Г", было бы своевременно выявлено и диагностировано имеющееся у него онкологическое заболевание.

Представитель ответчика – ФГУП "Г" Ткачева О.А. (полномочия по доверенности) в судебном заседании исковые требования не признала, сослалась на письменные возражения по иску, согласно которым истец являлся работником ЗАО М, выполнял строительно-монтажные и пусконаладочные работы в основных структурных подразделениях ФГУП "Г" не постоянно, а периодически, работником ФГУП "Г" при этом не являлся. На основании учета времени руководством предприятия, с которым он состоял в трудовых отношениях, выдавались справки установленной формы о фактически проработанном им времени на работах, дающих право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах со ссылкой на соответствующие разделы Списков №1 и №2.

Оформление пенсий на льготных условиях работникам предприятия и подведомственных предприятий было возложено на пенсионную группу ФГУП "Г", назначение льготной пенсии по Списку №1 Костюшину В.С. было произведено пенсионной группой ФГУП "Г" ДД.ММ.ГГГГ на основании документов, предоставленных администрацией М треста "С"

Постановление СМ СССР от 12.02.1964г. №134-49 на предприятии отсутствует, названным постановлением утвержден Приказ Председателя Государственного производственного комитета по среднему машиностроению СССР от 28.02.1964г. №052сс об утверждении Списка №1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. На предприятие направлена выписка из Приложения №1 к указанному приказу, в которой указываются условия и виды работ, подпадающие под льготное пенсионное обеспечение. На основании раздела 18 выписки из Приложения №1 истцу выданы соответствующие справки для назначения пенсии на льготных условиях.

По мнению ответчика Костюшин В.С. не вправе требовать выдачи ему каких-либо документов, связанных с выполнением на ФГУП "Г" отдельных видов работ, так как не является работником ФГУП "Г".

Справка об индивидуальной дозе облучения Костюшину В.С. была выдана.

Истец не имеет право на дополнительное материальное обеспечение, так как не являлся работником ФГУП "Г", не выполнял работы и не относится к категории лиц, указанных в Указе Президента РФ от 23.08.2000г., в иных нормативных актах, принятых в соответствии с Указом.

Представитель УПФ в г. Железногорске Толпыгина О.Ю. (полномочия по доверенности) в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что пенсия по Списку №1 была назначена истцу с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 12 п. «а» Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» на основании справок, выданных администрацией предприятия, в котором работал истец – М треста "С", указанные документы и другие были сформированы в пенсионное дело, которое, после создания в ДД.ММ.ГГГГ. в г. Железногорске Управления пенсионного фонда, переданы в пенсионный орган, со всеми этими документами истец ознакомлен. Пенсия истцу назначена на льготных условиях, что означает досрочное назначении пенсии по старости, то есть по достижению возраста 50 лет и в льготных размерах (в соответствии с требованиями действовавшего на момент назначения пенсии законодательства). Индексация пенсия впоследствии производилась в соответствии с действующим законодательством. В настоящее время истцу выплачивается пенсия в размере (...) руб.

Дополнительное материальное обеспечение истцу назначено быть не может, поскольку он не состоял в трудовых отношениях с ФГУП "Г" вообще и в его подразделениях, в частности, работа в которых только и дает право на получение ДМО.

Выслушав доводы сторон, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Пояснениями сторон, письменными материалами дела установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Костюшин В.С. работал в М треста "С" (до переименования - предприятие п/я 117) в должности <данные изъяты>

Согласно справок, выданных М треста "С"», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал в подземных условиях полный рабочий день, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал на предприятии М треста "С" в качестве <данные изъяты>, «фактически проработал на льготных условиях и в льготных размерах по списку номер один раздела 18 дополнения «А» 3 года 6 месяцев».

На основании поданного им заявления Костюшину В.С. с ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия в размере (...) рублей.

Как усматривается из материалов пенсионного дела, пенсия назначена комиссией по назначению пенсий при исполкоме г. Красноярска-26 (пенсионная группа ФГУП "Г"), на основании документов, выданных работодателем Костюшина В.С. - М треста "С" в том числе о льготном стаже работы, дающем право на досрочное назначение пенсии, о заработке, до ДД.ММ.ГГГГ. перерасчет размера пенсии производился пенсионной группой ФГУП "Г" (в том числе на основании поданных Костюшиным В.С. заявлений и представленных им справок о заработке), с ДД.ММ.ГГГГ – пенсионным органом – УПФ г. Железногорск.

Согласно справки ФГУП "Г" от ДД.ММ.ГГГГ №... Костюшин В.С. состоял на индивидуальном дозиметрическом контроле предприятия с ДД.ММ.ГГГГ. За время работы на объектах ФГУП "Г" индивидуальная суммарная доза внешнего облучения составила: эквивалентная доза бета облучения – 2, 44 бэр, эквивалентная доза гамма облучения 10, 21 бэр.

ДД.ММ.ГГГГ Костюшин В.С. обратился в УПФ в г. Железногорске с заявлением о начислении ему дополнительного материального обеспечения.

ДД.ММ.ГГГГ УПФ РФ истцу дано разъяснение об условиях и порядке назначения ДМО, в том числе, что оно назначается пенсионным органом на основании справки о размере среднего заработка и справки, подтверждающей страховой стаж, учитываемый при определении права на дополнительное обеспечение, выдаваемых по запросу гражданина организацией ядерного оружейного комплекса, в котором он осуществлял свою трудовую деятельность.

ДД.ММ.ГГГГ на соответствующий запрос истца ФГУП "Г" отказано в выдаче справки, подтверждающей работу на объектах предприятия.

Истец, полагая свои права нарушенными, требует их восстановления путем обязания ответчиков совершить определенные действия и выдать ему определенные документы.

Оценивая установленные обстоятельства в совокупности, суд не может согласиться с доводами истца о нарушениях его прав ответчиками.

Так, истец просит признать за ним право на получение пенсии на льготных условиях и в льготных размерах в соответствии с постановлением СМ СССР от 12 февраля 1964г. №134-49.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ (далее – Закон о трудовых пенсиях) определяет основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии. В качестве условий назначения трудовой пенсии по старости в Законе закреплено достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), наличие страхового стажа (не менее пяти лет) (статья 7) и предусмотрено право отдельных категорий граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Закона о трудовых пенсиях трудовая пенсия по старости назначается ранее установленного статьей 7 возраста, в том числе мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

Ранее действовавшее пенсионное законодательство определяло аналогичные условия для досрочного назначения пенсии с особыми условиями труда (п. "а" ст. 12 Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации») (далее – Закон о государственных пенсиях в РФ).

Так, для назначения данного вида пенсии мужчинам, требовалось наличие 50-летнего возраста, при стаже работ с вредными условиями труда продолжительностью не менее 10 лет и общем трудовом стаже не менее 20 лет.

ДД.ММ.ГГГГ истцу, как установлено судом, назначена досрочная трудовая пенсия за работу во вредных условиях – в соответствии со ст. 12 п. «а» Закона о государственных пенсиях в РФ.

Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002г. №537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, указанным в п. п. 1 п.1 ст. 27 вышеуказанного Закона о трудовых пенсиях, применяется Список № 1, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. №10.

При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком №1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными вышеназванным Списком.

Список №1, утвержденный в 1956 г., был дополнен помимо прочих Постановлением Совмина СССР от 12.02.1964 №134-49.

В соответствии с архивной выпиской из приложения №1 к приказу Председателя Государственного производственного комитета по среднему машиностроению СССР от 28.02.1964 г. №052сс, постановлением СМ СССР от 12 февраля 1964 г. № 134-49 утверждено Дополнение к Списку №1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Согласно разделу 18 «Монтажные и демонтажные работы в промышленных зданиях и сооружениях, загрязненных радиоактивными веществами» указанного Дополнения в специальный стаж засчитывается работа в должностях рабочих и инженерно-технических работников, систематически выполняющих работу в условиях радиационной вредности по монтажу и демонтажу технологического оборудования и трубопроводов.

Работа истца – работника М, выполнявшего строительно-монтажные и пусконаладочные работы в основных подразделениях ФГУП "Г" в вышеназванные периоды, как усматривается, была приравнена к работе во вредных условиях, на основании чего, ему была назначена пенсия в соответствии со Списком №1 1956г.

Истцу, как установлено, пенсионным органом была назначена пенсия в размере (...) рублей.

Таким образом, исходя из совокупности установленных судом данных, пенсия Костюшину В.С. назначена на льготных условиях и в льготных размерах, что не требует специального признания за ним такого права.

Согласно нормативным положениям Закона о государственных пенсиях в РФ (статьи 12, 16, 18, 99, 121) пенсия в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (статья 3 Закона) исчисляется по установленным нормам из среднемесячного заработка, кроме случаев назначения ее в соответствующем максимальном размере гражданам, ставшим инвалидами в связи с военной травмой, семьям граждан, погибших вследствие такой травмы (статьи 36, 68 Закона), а также детям, потерявшим обоих родителей, и детям умершей одинокой матери (статья 62 Закона).

Пенсия по старости в связи с особыми условиями труда (статья 12 Закона) устанавливается с учетом специального трудового стажа, то есть суммарной продолжительности определенной трудовой деятельности (службы).

Пенсия устанавливается в размере 55 процентов заработка (раздел VII Закона) и, сверх того, один процент заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии (статьи 10, 11 и 12 Закона).

При назначении пенсии в соответствии со статьями 12 и 14 Закона увеличение ее размера на один процент заработка производится также за каждый полный год специального трудового стажа сверх необходимого для установления пенсии.

Размер пенсии, исчисленной в указанном выше порядке, не может превышать 75 процентов заработка.

Максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии (часть первая статьи 17 Закона), а пенсии, назначенной в связи с подземной работой, работой с вредными условиями труда и в горячих цехах (пункт "а" статьи 12 Закона), - трех с половиной размеров.

Размер назначенной пенсии изменяется: при возникновении права на ее повышение - с первого числа месяца, следующего за тем, в котором пенсионер обратился с заявлением о повышении пенсии со всеми необходимыми документами; при наступлении обстоятельств, влекущих уменьшение пенсии, - с первого числа месяца, следующего за тем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.

В соответствии с п. 2 ст. 20 Закона о трудовых пенсиях заявление пенсионера, на основании которого производится перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), принимается при условии одновременного представления им всех необходимых для такого перерасчета документов. На основании абзаца 2 п. 1 указанной статьи перерасчет производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения.

Истец, как установлено, с заявлениями о перерасчете размера пенсии в пенсионный орган не обращался.

Истцом требования о перерасчете размера пенсии в судебном порядке также не выдвигались, а равно правильность начисления пенсии не оспаривалась.

В судебном заседании при разрешении указанного вопроса истец пояснил, что претензий к пенсионному органу по поводу размера выплачиваемой ему пенсии у него не имеется.

Учитывая, что истцом размер начисленной и выплачиваемой пенсии с момента ее начисления не оспаривался и не оспаривается в настоящее время, пенсия истцу была начислена исходя из совокупных данных о заработке, представленных работодателем, истец сведения о заработке не оспаривал, суд полагает, что оснований сомневаться в достоверности и правильности расчета пенсии не имеется.

Судом, таким образом, не усматривается нарушения прав истца ни пенсионной группой ФГУП "Г" при начислении пенсии, ни УПФ в г. Железногорске – при ее перерасчете и выплате.

Доводы истца о том, что ему не выдается текст постановления СМ СССР от 12.02.1964г. №134-49, не влияет на выводы суда о законности действий ответчиков, а указанное обстоятельство, при том, что, как установлено, указанный текст постановления является секретным, во-вторых, им утверждается Дополнение к Списку №1, права истца не нарушает.

В части требований об обязании выдать справку о действительной дозе облучения суд приходит к следующему.

Как установлено ФГУП "Г" истцу справка о фактической суммарной дозе облучения, которому истец подвергся во время производства работ на объектах ФГУП "Г", выдана.

Истец заявляет, что указанные сведения являются ложными.

Доводы истца о том, что он подвергался в десятки раз большей дозе облучения, ничем объективно не подтверждены.

Ответчиком – ФГУП "Г" - суду представлена карточка индивидуального дозиметрического учета, на основании сведений которой истцу была выдана соответствующая справка о дозе облучения.

Согласно пояснениям ФИО8 – начальника отдела радиационной безопасности ФГУП "Г" - сведения о дозе облучения вносились в указанную карточку из оперативных журналов, которые велись группой дозиметрического контроля, сведения в журналы, в свою очередь вносились на основании показаний кассет индивидуального дозиметрического контроля. Срок хранения журналов – 2 года, в настоящее время они уничтожены. Кроме карточки индивидуального дозиметрического учета на Костюшина В.С. на предприятии отсутствуют еще какие-либо сведения.

Показания в судебном заседании свидетелей ФИО9, ФИО10, ФИО11 – бывших работников М – о том, что в период своей работы на ремонте оборудования на объектах ФГУП "Г" они получали в десятки раз большие дозы облучения, чем указанные в справке, не могут служить правовым основанием для обязания ответчика выдать справку об иной, нежели документально подтвержденной, дозе облучения, которой подвергся истец.

В части требований по назначению и выплате дополнительного материального обеспечения исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Указом Президента РФ от 23 августа 2000г. №1563 (далее – Указ Президента РФ) (в редакции Указов от 09.08.2005 № 949, от 15.05.2009 №547) «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации» установлено дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение при выходе на пенсию либо на досрочно оформленную пенсию категориям граждан, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение устанавливается при выходе на пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» либо на досрочно оформленную пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и при условии прекращения трудовой деятельности в организациях, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, следующим категориям граждан, непосредственно участвовавших в видах деятельности, предусмотренных перечнем:

гражданам, которым трудовая пенсия по старости назначена в соответствии с подпунктом 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при осуществлении ими указанных в перечне видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса, а также гражданам, за которыми сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на указанных условиях.

Действие настоящего пункта (при соблюдении перечисленных в нем условий) распространяется также на граждан, вышедших на пенсию до вступления в силу настоящего Указа.

К таким видам, согласно п. 2 Перечня видов деятельности, осуществляемой в организациях ядерного оружейного комплекса РФ, участие в которой дает право на получение социальной поддержки, отнесены:

- Разработка, испытания, производство, разборка ядерных зарядов и ядерных боеприпасов, их составных частей и макетов, содержащих делящиеся материалы, радиоактивные вещества, источники ионизирующих излучений, а также деятельность по непосредственной организации указанных работ, контролю за ними и обеспечению безопасности при их проведении.

- Производство делящихся материалов, радиоактивных веществ, источников ионизирующих излучений для ядерных зарядов и (или) ядерных боеприпасов, обращение с ними на всех этапах жизненного цикла.

- Хранение, техническое обслуживание, транспортировка, подготовка к применению ядерных боеприпасов и их составных частей, содержащих делящиеся материалы, радиоактивные вещества, источники ионизирующих излучений, предупреждение и ликвидация аварий с ядерными зарядами и (или) ядерными боеприпасами, а также деятельность по непосредственной организации указанных работ, контролю за ними и обеспечению безопасности при их проведении.

-. Демонтаж ядерных зарядов и (или) ядерных боеприпасов, снимаемых с вооружения по истечении гарантийных сроков службы и (или) в рамках выполнения международных договоров Российской Федерации по ядерному разоружению.

- Утилизация делящихся материалов, радиоактивных веществ, источников ионизирующих излучений из состава ядерных зарядов после их демонтажа как в целях долговременного хранения, так и в целях полного выведения их из ядерно-оружейной сферы.

Указ Президента РФ, как видно из его преамбулы, направлен на обеспечение эффективной адресной социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации до вступления в силу соответствующих федеральных законов.

Эта мера социальной поддержки определена Президентом Российской Федерации как адресная и установлена исходя из дифференцированной оценки профессиональной деятельности в ядерном оружейном комплексе Российской Федерации в зависимости от того, осуществлялась ли эта деятельность в организациях Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в таких организациях, либо в Вооруженных Силах Российской Федерации.

По смыслу названного Указа, дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение является мерой социальной поддержки, не относится к обязательным видам социального обеспечения и, по существу, выступает в качестве способа повышения уровня пенсионного обеспечения граждан, которым назначена трудовая пенсия. Ее фактическое применение к определенной категории специалистов может быть обусловлено осуществлением ими, исходя из усредненной оценки их должностных обязанностей, деятельности, сопряженной с наиболее высоким риском для жизни и здоровья.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, принцип равенства, предполагая равный подход к формально равным субъектам, не обусловливает необходимость предоставления одинаковых гарантий лицам, относящимся к разным категориям, а выделение в особую категорию лиц, осуществляющих определенную деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на социальное обеспечение. Определение же того, какого рода профессиональная деятельность и в каких организациях должна давать право на соответствующие льготы, связано с установлением объективных критериев оценки условий и характера труда, зависит от вида и профиля деятельности соответствующей организации и относится к компетенции органов исполнительной власти, что исключает возможность их произвольного истолкования (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20 октября 2005 года N 392-О, от 24 января 2008 года N 40-О-О и от 15 апреля 2008 года N 263-О-О).

Пунктом 2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 сентября 2005 г. №549 (ред. от 13.05.2010), в порядке реализации этого Указа Президента Российской Федерации предусмотрено, что дополнительное обеспечение в указанных случаях устанавливается при условии прекращения трудовой деятельности в организациях Министерства Российской Федерации по атомной энергии, включенных в перечень организаций и воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, где осуществляются виды деятельности, участие в которых дает право на получение социальной поддержки.

Пунктом 18 настоящего Положения Федеральному агентству по атомной энергии предоставлено право устанавливать порядок определения производств, работ и профессий, соответствующих видам деятельности, предусмотренным перечнем, с учетом которых устанавливается дополнительное обеспечение.

В соответствии с Положением «О порядке определения производств, работ и профессий, соответствующих видам деятельности, предусмотренным Перечнем, утвержденным Указом Президента РФ от 23 августа 2000г. №1563», утвержденным Приказом Госкорпорации «Росатом» от 05.08.2009г. №552, основным критерием при их определении является требование Указа о предоставлении социальной поддержки только гражданам, непосредственно участвовавшим в видах деятельности, предусмотренных Указом.

В число указанных производств, работ и профессий включаются только те, которые непосредственно относятся к основному технологическому процессу при выполнении видов деятельности, а также деятельность по непосредственной организации основного производственного процесса, контролю за ним и обеспечению безопасности при его проведении.

В число указанных производств, работ и профессий не включаются вспомогательные и обслуживающие виды производств, работ и профессий, не предусмотренные документами, определяющими основной технологический процесс. Не подлежат также включению работы, не обеспечивающие непосредственно безопасность при проведении работ по производству, разработке и хранению ядерных зарядов и ядерных боеприпасов; не совпадающие по времени и месту с проведением технологического процесса, например: работы, выполняемые службами ремонта и поверки контрольно-измерительных приборов, энергообеспечения и теплообеспечения, службами делопроизводства (в т.ч. закрытого), хозяйственного обслуживания, уборки производственных помещений и такие профессии, как ремонтники, электрики, сантехники, архивариусы, чертежники и т.п.

Для рассмотрения и подготовки решений по вопросам определения производств, работ и профессий, соответствующих указанным видам деятельности, в организациях ядерного оружейного комплекса создаются постоянно действующие комиссии, в состав которых включаются наиболее квалифицированные специалисты. Состав комиссий утверждается руководителями организаций ядерного оружейного комплекса (пункт 3 Положения).

Производства, работы и профессии, соответствующие видам деятельности, предусмотренным перечнем, утвержденным Указом, определяются в каждой организации ядерного оружейного комплекса самостоятельно в соответствии с настоящим Положением и их перечни утверждаются руководителями организаций ядерного оружейного комплекса после рассмотрения и одобрения Комиссией (пункт 5 Положения).

Аналогичные нормы содержались в действовавшем ранее Положении, утвержденном Приказом Федерального агентства по атомной энергии от 05 ноября 2005г. №529.

Пунктом 3 Указа Президента РФ Правительство РФ уполномочено утвердить положение о порядке установления, выплаты и индексации дополнительного обеспечения.

В соответствии с указанными полномочиями Постановлением Правительства РФ от 01 сентября 2005 г. №549 утверждено Положение об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации (далее – Положение).

В соответствии с п. 5 Положения дополнительное обеспечение устанавливается по решению органа, осуществляющего пенсионное обеспечение по месту жительства гражданина, на основании его письменного заявления по форме согласно приложению №1, а также справки о размере среднемесячного заработка по форме согласно приложению №2 и справки, подтверждающей страховой стаж, учитываемый при определении его права на дополнительное обеспечение, по форме согласно приложению №3, выдаваемых по запросу гражданина организацией ядерного оружейного комплекса, в которой он осуществлял трудовую деятельность.

В соответствии с п. 8 Положения дополнительное обеспечение устанавливается гражданину со дня регистрации его заявления в органе, осуществляющем пенсионное обеспечение, но не ранее дня назначения пенсии и (или) увольнения из организации ядерного оружейного комплекса.

Исходя из смысла вышеприведенных нормативных положений, право на дополнительное обеспечение возникает из совокупности обстоятельств, в том числе при соблюдении условия осуществления предусмотренных перечнем видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса.

Основанием установления органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, дополнительного обеспечения являются документы, представленные гражданином.

Основанием выдачи справки, подтверждающей страховой стаж, учитываемый при определении его права на дополнительное обеспечение, является протокол заседания постоянно действующей комиссии организации.

Постоянно действующая комиссия организации ЯОК – ФГУП "Г" - компетентна подтвердить наличие необходимого стажа работы или отсутствия такового и определить в соответствии с утвержденным в ФГУП "Г" Перечнем производств, работ и профессий, соответствующих видам деятельности, предусмотренным перечнем, утвержденным Указом Президента РФ, непосредственность участия истицы в такой деятельности.

Генеральным директором ФГУП "Г" ДД.ММ.ГГГГ утвержден Перечень производств, работ и профессий Горно-химического комбината, соответствующих видам деятельности, определенным Перечнем, утвержденным Указом Президента РФ.

Перечень рассмотрен и одобрен Комиссией Министерства РФ по атомной энергии.

Среди производств ФГУП "Г" ни подразделения М треста "С", ни должности работников этого предприятия не указаны, как не указаны должности, занимаемые истцом, при перечислении производств, работ и профессий Реакторного завода (объект – Гидрометаллургический завод), Радиохимического завода (объект – горнорудный завод).

Костюшину В.С., выполнявшему строительно-монтажные и пусконаладочные работы в основных структурных подразделениях ФГУП "Г" в период 1967, 1973г., 1977-1980г.г. назначена трудовая пенсия по Списку №1, однако само по себе указанное обстоятельство не является основанием для назначения ДМО.

Совокупность установленных данных позволяет суду констатировать, что Костюшин В.С. перед прекращением трудовой деятельности не работал в организациях Министерства Российской Федерации по атомной энергии, включенных в перечень организаций и воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, не работал на производстве, не выполнял работы по профессии, которые непосредственно относятся к основному технологическому процессу при выполнении видов деятельности, а также не осуществлял деятельность по непосредственной организации основного производственного процесса, контролю за ним и обеспечению безопасности при его проведении.

При указанных обстоятельствах, поскольку являются взаимно связанными, являются необоснованными и не подлежат удовлетворению требования истца об обязании выдать справку о стаже работы, предусмотренном перечнем видов деятельности ядерного оружейного комплекса за период выполнения работ на объектах ФГУП "Г".

Суд соглашается также с доводами представителя ответчика ФГУП "Г" об отсутствии правовых оснований для признания истца ветераном предприятия.

Сам по себе факт начисления пенсии пенсионной группой ФГУП "Г" в 1991г. не является для этого основанием.

Обязанности по оформлению пенсий на льготных условиях работникам предприятия и работникам подведомственных предприятий Министерства: треста «Сибхиммонтаж», «Сибэлектромонтаж», «Сибхимстрой» было возложено в тот период на пенсионную группу ФГУП "Г".

Между тем, истец никогда не являлся работником ФГУП "Г" не состоял с предприятием в трудовых отношениях, не него не могут быть распространены положения о ветеранах предприятия.

Свои требования о компенсации морального вреда в размере 1 миллион рублей истец мотивирует тем, что, если бы он своевременно был закреплен за специальной поликлиникой ФГУП "Г", специалисты своевременно диагностировали бы у него онкологическое заболевание, являющееся результатом ионизирующего облучения и, соответственно, стали бы своевременно его лечить.

Указанные доводы истца ничем объективно не подтверждены.

Истцом суду не представлено никаких доказательств ни о заболевании, ни о наличии причинной связи между имеющимся у него заболеванием и ионизирующим облучением, которому он подвергался в 70-е годы прошлого века.

Так, согласно пояснениям истца, впервые заболевание у него было обнаружено в 2006г., в 2009г. он перенес операцию, какое-либо заключение врачей, иных специалистов о причинах возникновения заболевания отсутствует.

При указанных обстоятельствах отсутствуют правовые основания для привлечения ответчика ФГУП "Г" к ответственности в виде компенсации морального вреда.

Как на основание для компенсации морального вреда истец в судебном заседании указывал также на выдачу ему ложных справок и свое моральное состояние.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Оценивая установленные обстоятельства, суд полагает, что оснований для удовлетворения требований в этой части не имеется, поскольку никаких противоправных действий либо незаконного умаления ответчиками охраняемых законом прав истца на пенсионное обслуживание и социальное обеспечение допущено не было.

В ходе судебного разбирательства Костюшиным В.С. не представлено доказательств того, что в отношении него ответчиками допускалась дискриминация в пенсионном обеспечении и причинении ему ответчиками морального вреда, выразившемся в нравственных переживаниях, ухудшении здоровья.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Костюшина В.С. к ФГУП "Г", Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Железногорске о признании права на получение пенсии на льготных условиях и в льготном размере, об обязании выдать справку о стаже работы, предусмотренном перечнем видов деятельности ядерного оружейного комплекса, об обязании назначить дополнительное материальное обеспечение, о признании ветераном предприятия, об обязании выдать справку о фактической дозе облучения, о компенсации морального вреда, отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 суток со дня ознакомления с мотивированным решением, то есть с 14 июня 2011г., путем подачи жалобы в Железногорский городской суд.

Судья Железногорского городского суда Г.В. Морозова