№ 2-970/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16 июня 2011 года Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего: судьи Потехиной О.Б., при секретаре Бугиной Ю.В..С., с участием представителя истца- ст.помощника прокурора ЗАТО г.Железногорск Козаченко А.В., представителя Администрации ЗАТО г.Железногорск Кориневской Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора ЗАТО г. Железногорск в интересах неопределенного круга лиц к Администрации ЗАТО г. Железногорск о признании незаконным бездействия по неисполнению требований федерального законодательства об организации дорожного движения и возложении обязанности по разработке проекта организации дорожного движения, УСТАНОВИЛ: Прокурор ЗАТО г.Железногорск на основании ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации ЗАТО г. Железногорск о признании незаконным бездействия по неисполнению требований федерального законодательства об организации дорожного движения и возложении обязанности по разработке проекта организации дорожного движения. Указал, что в ходе проверки исполнения органом местного самоуправления городского округа ЗАТО г. Железногорск требований Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в части осуществления дорожной деятельности, проведенной прокуратурой ЗАТО г. Железногорск установлено, что в нарушении требований Федерального закона РФ от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона РФ от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Приказа МВД РФ от 08 июня 1999 г. № 410 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», указа Президента Российской Федерации от 15.06.1998 г. № 711 Администрацией ЗАТО г. Железногорск в государственную инспекцию безопасности дорожного движения не представлен проект организации дорожного движения на территории городского округа, который должен содержать схемы расстановки технических средств организации дорожного движения и оборудования на светофорных объектах, эскизы знаков индивидуального проектирования, ведомости устройств электроосвещения, автобусных остановок, пешеходных дорожек и пешеходных переходов и другую информацию, согласно Порядку разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах, определенному совместным письмом МВД РФ от 02.08.2006 г. № 13/6-3853 и Федерального дорожного агентства от 07.08.2006 г. № 01-29/5313. В результате указанного бездействия в ЗАТО г. Железногорск дорожное движение надлежащим образом не организовано. В ходе проверки выявлены многочисленные факты ненадлежащей установки дорожных знаков, либо их отсутствие. Размеченные пешеходные переходы не обозначены соответствующими дорожными знаками «Пешеходный переход», выявлено отсутствие более 300 необходимых дорожных знаков. Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по осуществлению дорожной деятельности в части содержания автомобильных дорог, которое должно осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, представляет реальную угрозу жизни и здоровью граждан – участников дорожного движения. Прокурор просит признать бездействие администрации ЗАТО Железногорск Красноярского края по неисполнению обязанности по разработке проекта организации дорожного движения на территории ЗАТО Железногорск Красноярского края незаконным и обязать администрацию ЗАТО Железногорск Красноярского края разработать проект организации дорожного движения не территории ЗАТО Железногорск Красноярского края, установив срок для исполнение этой обязанности в 24 месяца со дня вступления решения в законную силу. В судебном заседании ст.помощник прокурора ЗАТО г.Железногорск Козаченко А.В. поддержал доводы и требования, изложенные в исковом заявлении. Представитель ответчика Администрации ЗАТО г.Железногорск Кориневская Е.Д. исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении требований прокурора, указала, что не оспаривает обязанность ответчика по содержанию дорог, находящихся на территории ЗАТО Железногорск, однако в связи с тем, что организация дорожной деятельности является полномочиями органов местного самоуправления, они вправе сами определять каким образом осуществлять данные полномочия. Федеральные законы от 10.12.1995 г. №196-ФЗ и от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ не содержат обязательного требования о разработке проекта организации дорожного движения, не содержат конкретного срока его разработки, на территории ЗАТО Железногорск действуют дислокации дорожных знаков и дорожной разметки на часть дорог ЗАТО Железногорск, на другую часть ЗАТО Железногорск существовали такие дислокации, утвержденные в 2000 году. Разработка проекта, о котором указывает прокурор, не изменит дорожную ситуацию в ЗАТО, существуют ГОСТы, которыми можно и нужно руководствоваться. Стоимость разработки такого проекта значительная и учитывая что бюджет ЗАТО г.Железногорск является дотационным, его разработка в настоящий момент не целесообразна, есть более приоритетные направления. Пояснила, что не оспаривает отсутствие проекта организации дорожного движения на территории ЗАТО Железногорск. Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.13 Федерального закона РФ от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, наряду с прочим: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (статья 17 Федерального закона РФ от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ). Согласно ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В силу ст.21 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке. Согласно п.8.8 Приказа МВД РФ от 08.06.1999 N 410 "О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги (улицы) в целях совершенствования условий дорожного движения разрабатываются проекты организации движения. В судебном заседании установлено, что в нарушение указанных положений закона, возлагающих обязанность по содержанию дорог в городском округе- ЗАТО Железногорск на органы местного самоуправления, которым является администрация ЗАТО г.Железногорск, ответчик надлежащим образом не выполняет требования законодательства в части организации дорожного движения на территории ЗАТО Железногорск Красноярского края. Из постановления Администрации ЗАТО Железногорск Красноярского края от 26.08.2009 г. № 1388п «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения» следует, что в ведении вышеуказанного муниципального образования находятся автомобильные дороги общего пользования местного значения. Однако до настоящего времени Администрацией ЗАТО г. Железногорск не разработан и не представлен для согласования в государственную инспекцию безопасности дорожного движения проект организации дорожного движения на территории городского округа, который согласно Порядку разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах, направленный совместным письмом МВД РФ от 02.08.2006 г. № 13/6-3853 и Федерального дорожного агентства от 07.08.2006 г. № 01-29/5313, должен содержать схемы расстановки технических средств организации дорожного движения и оборудования на светофорных объектах, эскизы знаков индивидуального проектирования, ведомости устройств электроосвещения, автобусных остановок, пешеходных дорожек и пешеходных переходов и другую информацию. Как следует из материалов дела ОВД по г. Железногорску в адрес Главы администрации ЗАТО г. Железногорск неоднократно направлялись требования о разработке проекта организации дорожного движения (письма исх. № 1053 от 27.01.2010 г., № 9029 от 22.06.2010 г., № 1373 от 27.07.2010 г.), однако они до настоящего времени не исполнены. Таким образом, с учетом вышеприведенных положений законодательства Российской Федерации и установленных обстоятельств, суд полагает подлежащими удовлетворению требования прокурора, заявленные к Администрации ЗАТО г.Железногорск о признании бездействия администрации ЗАТО Железногорск Красноярского края по неисполнению обязанности по разработке проекта организации дорожного движения на территории ЗАТО Железногорск Красноярского края незаконным и возложении обязанности на ответчика по разработке проекта организации дорожного движения не территории ЗАТО Железногорск Красноярского края. При этом, суд полагает разумным срок, предложенный прокурором для исполнения требования о разработке проекта организации дорожного движения- 24 месяца. На выводы суда не влияют доводы представителя ответчика о том, что органом местного самоуправления принимаются меры по содержания автомобильных дорог и организации дорожного движения в ЗАТО Железногорск, в частности наличие дислокаций дорожных знаков и дорожной разметки на автомобильной дороге, на часть дорог ЗАТО Железногорска, поскольку как следует из вышеприведенных норм закона, разработка и проведение мероприятий по организации дорожного движения осуществляется на основе документации, утвержденной в установленном порядке. Согласно совместному письму МВД РФ от 02.08.2006 г. № 13/6-3853 и Федерального дорожного агентства от 07.08.2006 г. № 01-29/5313, разработка проектов организации дорожного движения осуществляется по мере завершения сроков действия существующих схем дислокации дорожных знаков и схем горизонтальной дорожной разметки. Порядок разработки и утверждения дислокаций дорожных знаков на автомобильные дороги от 28 августа 1992 г. в дальнейшей работе не применяется. Таким образом, дислокация дорожных знаков и дорожной разметки на автомобильной дороге от 2009 года, по мнению суда не является документом, утвержденным в установленном порядке, поскольку разработана после прекращения действия порядка разработки и утверждения дислокаций дорожных знаков. Кроме того, из пояснений представителя ответчика следует, что дислокации от 2009 года имеются лишь на часть дорог ЗАТО Железногорск, на оставшуюся часть дорог ЗАТО имеются дислокации 2000 года, срок действие которых в силу Порядка разработки и утверждения дислокаций дорожных знаков на автомобильные дороги от 28 августа 1992 г. завершен. Кроме того, по мнению суда, иная дорожная деятельность органа местного самоуправления в силу приведенных положений закона не может подменить обязанность по составлению проекта организации дорожного движения. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд- Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора ЗАТО г.Железногорск удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации ЗАТО Железногорск Красноярского края по неисполнению обязанности по разработке проекта организации дорожного движения на территории ЗАТО Железногорск Красноярского края. Обязать администрацию ЗАТО Железногорск Красноярского края разработать проект организации дорожного движения на территории ЗАТО Железногорск Красноярского края. Установить срок для исполнения обязанности по разработке проекта организации дорожного движения на территории ЗАТО Железногорск Красноярского края- 24 (двадцать четыре) месяца со дня вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Железногорский городской суд в течение 10 суток со дня ознакомления с мотивированным решением, то есть с 21 июня 2011 года. Судья Железногорского городского суда О.Б. Потехина