Дело №2-1463/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16 ноября 2011г. Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего: судьи Морозовой Г.В., при секретаре Александровой Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зыкова М.Я. к федеральному государственному унитарному предприятию «"Г"» о признании права на получение дополнительного материального обеспечения и выдаче соответствующей справки, У С Т А Н О В И Л : Зыков М.Я. обратился в суд с иском к федеральному государственному унитарному предприятию «"Г"» (далее – ФГУП «"Г"») о признании права на получение дополнительного материального обеспечения и выдаче соответствующей справки. Свои требования истец мотивирует тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал на ФГУП "Г" в должности <данные изъяты>, в этот период в течение 32 дней был занят полный рабочий день на работах по планово-предупредительному ремонту реактора №... в условиях радиационной вредности. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал электромонтером по ремонту электрооборудования (насосных) электроцеха ТЭЦ реакторного завода "Г". В это же время проходил обучение в Красноярском промышленном техникуме, общий срок обучения составил 04 месяца 04 дня. С ДД.ММ.ГГГГ ему назначена трудовая пенсия по старости на основании п.п. 1 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Продолжительность специального стажа истца составляет 5 лет 21 день, следовательно, он имеет право на получение дополнительного материального обеспечения. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ФГУП "Г" для подготовки документов на установление ДМО, однако ему было в этом отказано. Истец просил признать за ним право на получение дополнительного пожизненного ежемесячного материального обеспечения с момента его обращения в отдел кадров ФГУП "Г", то есть с ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика выдать ему справку о наличии специального стажа для назначения ДМО. В судебном заседании Зыков М.Я. и его представитель Чернова Е.В. (полномочия по доверенности) на исковых требованиях настаивали, сославшись на изложенные в заявлении доводы. Пояснили также, что истцу судебным решением назначена досрочная трудовая пенсия по старости по Списку №..., специальный стаж работы истца составляет 5 лет 21 день, поэтому истец имеет право на получение ДМО. Истец отказался от требования о признании за ним права на получение ДМО с ДД.ММ.ГГГГ, исключив из требований дату возникновения права. Представитель ответчика – ФГУП «"Г"» Ткачева О.А. (полномочия по доверенности) в судебном заседании исковые требования не признала, сослалась на письменные возражения по иску, согласно которым выполняемая истцом работа в должности <данные изъяты> непосредственного отношения к основному технологическому процессу не имела, действие Указа Президента РФ от 23.08.2000г. №1563 на истца не распространяется, работа в должности электромонтера по ремонту электрооборудования насосных предусмотрена Перечнем работ и профессий "Г", соответствующих видам деятельности, определенным названным Указом Президента РФ, специальный стаж работы истца за минусом ученических отпусков составляет 4 года 7 месяцев 15 дней, что недостаточно для назначения ДМО. Представитель третьего лица: Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Железногорске (далее – УПФ в г. Железногорске) Толпыгина О.Ю. (полномочия по доверенности) в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что истец в установленном законом порядке в пенсионный орган с заявлением о назначении ДМО не обращался, поэтому не имеет право требовать признания за ним права на получение ДМО с ДД.ММ.ГГГГ Истец не имеет необходимого стажа для назначения ДМО – 4 года 7 месяцев 15 дней, в другие периоды не выполнял работы, предусмотренные Перечнем видов деятельности, осуществляемой в организациях ядерного оружейного комплекса РФ, участие в которой дает право на получение социальной поддержки. Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Зыков М.Я. работал на ФГУП "Г" в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работал электромонтером <данные изъяты>. Определением судебной коллегии Красноярского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ за Зыковым М.Я. признано право на назначение с ДД.ММ.ГГГГ трудовой пенсии по старости досрочно на основании п.п. 1 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях» (по Списку №1). ДД.ММ.ГГГГ Зыков М.Я. обратился в ФГУП "Г" с заявлением о выдаче справки о наличии стажа работы, дающего право на назначение ДМО. Протоколом заседания Центральной комиссии ФГУП "Г" Зыкову М.Я. отказано в оформлении дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения ввиду отсутствия необходимого стажа работы. Истец требует признания за ним права на получение дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения (ДМО) и просит обязать ответчика выдать ему справку о наличии специального стажа, дающего право на получение ДМО. Указом Президента РФ от 23 августа 2000г. №1563 (далее – Указ Президента РФ от 23.08.2000) (в редакции Указов от 09.08.2005 № 949, от 15.05.2009 №547) «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации» установлено дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение при выходе на пенсию либо на досрочно оформленную пенсию категориям граждан, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации. В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение устанавливается при выходе на пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» либо на досрочно оформленную пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и при условии прекращения трудовой деятельности в организациях, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, следующим категориям граждан, непосредственно участвовавших в видах деятельности, предусмотренных перечнем: гражданам, которым трудовая пенсия по старости назначена в соответствии с подпунктом 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при осуществлении ими указанных в перечне видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса, а также гражданам, за которыми сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на указанных условиях. К таким видам, согласно п. 2 Перечня видов деятельности, осуществляемой в организациях ядерного оружейного комплекса РФ, участие в которой дает право на получение социальной поддержки, отнесены: - Разработка, испытания, производство, разборка ядерных зарядов и ядерных боеприпасов, их составных частей и макетов, содержащих делящиеся материалы, радиоактивные вещества, источники ионизирующих излучений, а также деятельность по непосредственной организации указанных работ, контролю за ними и обеспечению безопасности при их проведении. - Производство делящихся материалов, радиоактивных веществ, источников ионизирующих излучений для ядерных зарядов и (или) ядерных боеприпасов, обращение с ними на всех этапах жизненного цикла. - Хранение, техническое обслуживание, транспортировка, подготовка к применению ядерных боеприпасов и их составных частей, содержащих делящиеся материалы, радиоактивные вещества, источники ионизирующих излучений, предупреждение и ликвидация аварий с ядерными зарядами и (или) ядерными боеприпасами, а также деятельность по непосредственной организации указанных работ, контролю за ними и обеспечению безопасности при их проведении. -. Демонтаж ядерных зарядов и (или) ядерных боеприпасов, снимаемых с вооружения по истечении гарантийных сроков службы и (или) в рамках выполнения международных договоров Российской Федерации по ядерному разоружению. - Утилизация делящихся материалов, радиоактивных веществ, источников ионизирующих излучений из состава ядерных зарядов после их демонтажа как в целях долговременного хранения, так и в целях полного выведения их из ядерно-оружейной сферы. Указ Президента РФ от 23.08.2000, как видно из его преамбулы, направлен на обеспечение эффективной адресной социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации до вступления в силу соответствующих федеральных законов. Эта мера социальной поддержки определена Президентом Российской Федерации как адресная и установлена исходя из дифференцированной оценки профессиональной деятельности в ядерном оружейном комплексе Российской Федерации в зависимости от того, осуществлялась ли эта деятельность в организациях Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в таких организациях, либо в Вооруженных Силах Российской Федерации. По смыслу названного Указа, дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение является мерой социальной поддержки, не относится к обязательным видам социального обеспечения и, по существу, выступает в качестве способа повышения уровня пенсионного обеспечения граждан, которым назначена трудовая пенсия. Ее фактическое применение к определенной категории специалистов может быть обусловлено осуществлением ими, исходя из усредненной оценки их должностных обязанностей, деятельности, сопряженной с наиболее высоким риском для жизни и здоровья (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2008 года N 399-О-О). Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, принцип равенства, предполагая равный подход к формально равным субъектам, не обусловливает необходимость предоставления одинаковых гарантий лицам, относящимся к разным категориям, а выделение в особую категорию лиц, осуществляющих определенную деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на социальное обеспечение. Определение же того, какого рода профессиональная деятельность и в каких организациях должна давать право на соответствующие льготы, связано с установлением объективных критериев оценки условий и характера труда, зависит от вида и профиля деятельности соответствующей организации и относится к компетенции органов исполнительной власти, что исключает возможность их произвольного истолкования (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20 октября 2005 года N 392-О, от 24 января 2008 года N 40-О-О и от 15 апреля 2008 года N 263-О-О). Пунктом 3 Указа Президента РФ от 23.08.2000 Правительство РФ уполномочено утвердить положение о порядке установления, выплаты и индексации дополнительного обеспечения. Пунктом 2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 сентября 2005 г. №549 (ред. от 13.05.2010) (далее – Положение №549), в порядке реализации этого Указа Президента Российской Федерации предусмотрено, что дополнительное обеспечение в указанных случаях устанавливается при условии прекращения трудовой деятельности в организациях Министерства Российской Федерации по атомной энергии, включенных в перечень организаций и воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, где осуществляются виды деятельности, участие в которых дает право на получение социальной поддержки. Согласно подпункту «б» этого пункта к таким категориям отнесены граждане, которым трудовая пенсия по старости назначена в соответствии с подпунктами 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при осуществлении ими предусмотренных перечнем видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах, а также граждане, за которыми сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на указанных условиях. В стаж, дающий право на установление указанным гражданам дополнительного обеспечения, засчитываются только периоды осуществления ими видов деятельности, предусмотренных перечнем. Пунктом 18 настоящего Положения Федеральному агентству по атомной энергии предоставлено право устанавливать порядок определения производств, работ и профессий, соответствующих видам деятельности, предусмотренным перечнем, с учетом которых устанавливается дополнительное обеспечение. В соответствии с Положением «О порядке определения производств, работ и профессий, соответствующих видам деятельности, предусмотренным Перечнем, утвержденным Указом Президента РФ от 23 августа 2000г. №1563», утвержденным Приказом Госкорпорации «Росатом» от 05.08.2009г. №552, основным критерием при их определении является требование Указа о предоставлении социальной поддержки только гражданам, непосредственно участвовавшим в видах деятельности, предусмотренных Указом. В число указанных производств, работ и профессий включаются только те, которые непосредственно относятся к основному технологическому процессу при выполнении видов деятельности, а также деятельность по непосредственной организации основного производственного процесса, контролю за ним и обеспечению безопасности при его проведении. В число указанных производств, работ и профессий не включаются вспомогательные и обслуживающие виды производств, работ и профессий, не предусмотренные документами, определяющими основной технологический процесс. Не подлежат также включению работы, не обеспечивающие непосредственно безопасность при проведении работ по производству, разработке и хранению ядерных зарядов и ядерных боеприпасов; не совпадающие по времени и месту с проведением технологического процесса, например: работы, выполняемые службами ремонта и поверки контрольно-измерительных приборов, энергообеспечения и теплообеспечения, службами делопроизводства (в т.ч. закрытого), хозяйственного обслуживания, уборки производственных помещений и такие профессии, как ремонтники, электрики, сантехники, архивариусы, чертежники и т.п. Для рассмотрения и подготовки решений по вопросам определения производств, работ и профессий, соответствующих указанным видам деятельности, в организациях ядерного оружейного комплекса создаются постоянно действующие комиссии, в состав которых включаются наиболее квалифицированные специалисты. Состав комиссий утверждается руководителями организаций ядерного оружейного комплекса (пункт 3 Положения). Производства, работы и профессии, соответствующие видам деятельности, предусмотренным перечнем, утвержденным Указом, определяются в каждой организации ядерного оружейного комплекса самостоятельно в соответствии с настоящим Положением и их перечни утверждаются руководителями организаций ядерного оружейного комплекса после рассмотрения и одобрения Комиссией (пункт 5 Положения). В соответствии с п. 5 Положения №549 дополнительное обеспечение устанавливается по решению органа, осуществляющего пенсионное обеспечение по месту жительства гражданина, на основании его письменного заявления по форме согласно приложению №1, а также справки о размере среднемесячного заработка по форме согласно приложению №2 и справки, подтверждающей страховой стаж, учитываемый при определении его права на дополнительное обеспечение, по форме согласно приложению №3, выдаваемых по запросу гражданина организацией ядерного оружейного комплекса, в которой он осуществлял трудовую деятельность. В соответствии с п. 8 Положения дополнительное обеспечение устанавливается гражданину со дня регистрации его заявления в органе, осуществляющем пенсионное обеспечение, но не ранее дня назначения пенсии и (или) увольнения из организации ядерного оружейного комплекса. Исходя из смысла вышеприведенных нормативных положений, право на дополнительное обеспечение возникает из совокупности обстоятельств, в том числе при соблюдении условия осуществления предусмотренных перечнем видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса. Основанием установления органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, дополнительного обеспечения являются документы, представленные гражданином. Основанием выдачи справки, подтверждающей страховой стаж, учитываемый при определении его права на дополнительное обеспечение, является протокол заседания постоянно действующей комиссии организации. Постоянно действующая комиссия организации ЯОК – ФГУП «"Г"» - компетентна подтвердить наличие необходимого стажа работы или отсутствия такового и определить в соответствии с утвержденным в ФГУП «"Г"» Перечнем производств, работ и профессий, соответствующих видам деятельности, предусмотренным перечнем, утвержденным Указом Президента РФ, непосредственность участия истца в такой деятельности. Генеральным директором ФГУП «"Г"» ДД.ММ.ГГГГ утвержден Перечень производств, работ и профессий "Г", соответствующих видам деятельности, определенным Перечнем, утвержденным Указом Президента РФ. Перечень рассмотрен и одобрен Комиссией Министерства РФ по атомной энергии. Отказывая истцу в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из совокупности ряда установленных обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии правовых оснований для их удовлетворения. Истец требует признания за ним права на получение ДМО, в том числе с ДД.ММ.ГГГГ (даты обращения в ФГУП «"Г"»). Между тем, исходя из вышеприведенных норм, назначение дополнительного ежемесячного пожизненного обеспечения носит заявительный характер. При этом лицу, имеющему право на указанный вид обеспечения, необходимо обратиться в территориальное отделение ПФ России с заявлением установленной формы и представить справки установленного образца. Обязанность представления обосновывающих документов закон в случае назначения данного вида обеспечения возлагает на заявителя. Судом установлено, а истцом не оспаривалось, что в установленном порядке Зыков М.Я. в пенсионный орган с заявлением о назначении ДМО не обращался, а поэтому, разрешая спор в рамках заявленных исковых требований к ФГУП «"Г"» при отсутствии соответствующего требования к органу, осуществляющему назначение и выплаты дополнительного пожизненного ежемесячного материального обеспечения в соответствии с Указом Президента РФ от 23 августа 2000, суд полагает, что требования истца о признании права на получение ДМО с 31 марта 2011г. не могут быть удовлетворены. Предусмотренная вышеприведенными правовыми нормами совокупность обстоятельств, влекущая возникновение у Зыкова М.Я. права на получение ДМО в рассматриваемом деле отсутствует: Зыков М.Я. перед прекращением трудовой деятельности не работал в организациях Министерства Российской Федерации по атомной энергии, включенных в перечень организаций и воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации: трудовая деятельность истца в ФГУП «"Г"», входящего в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, была прекращена в 1985г. и, соответственно, не предшествовала его выходу на пенсию. Часть вторая пункта 2 вышеприведенного Положения содержит требование о том, что в стаж, учитываемый при назначении гражданам дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения, засчитываются только периоды непосредственного осуществления ими видов деятельности, предусмотренных вышеуказанным Перечнем. В силу подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации" гражданам для назначения пенсии досрочно необходимо иметь стаж работ не менее половины требуемого по Списку №1 - мужчинам - 5 лет. Судом установлено, что Зыков М.Я. является получателем досрочной трудовой пенсии по Списку№1. При этом возникший между ним и пенсионным органом спор по поводу размера специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии, был разрешен кассационным определением Красноярского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлено, что стаж работы Зыкова М.Я. по Списку №1 составляет 5 лет 21 день, и за Зыковым М.Я. признано право на назначение трудовой пенсии досрочно. Однако само по себе указанное обстоятельство не является основанием для назначения ДМО. Компетентной комиссией ФГУП «"Г"» истцу отказано в выдаче соответствующей справки ввиду отсутствия необходимого стажа работы в определенной должности и в определенном структурном подразделении для назначения ДМО. Среди производств ФГУП «"Г"», являющегося организацией ядерного оружейного комплекса, указанных в Перечне производств, работ и профессий "Г", соответствующих видам деятельности, определенным Перечнем, утвержденным Указом Президента РФ, указан Электрический цех, должность: электромонтер – ремонтник насосов ГЦН. Общий стаж работы Зыкова М.Я. в указанной должности составляет 4 года 11 месяцев 17 дней. Между тем, как следует из представленных сторонами документов, непосредственное осуществление соответствующих видов деятельности производилось Зыковым М.Я. в течение 4 лет 07 месяцев 15 дней, поскольку в оспариваемый период в течение 4 месяцев 04 дней Зыков находился в ученических отпусках, а, значит, не осуществлял работы в условиях, сопряженных с наиболее высоким риском для жизни и здоровья. Нахождение в указанный период времени в ученическом отпуске не может быть признано периодом, совпадающим по времени и месту с периодом деятельности, относящимся к основному технологическому процессу, а также с деятельностью по непосредственной организации основного производственного процесса, контролю за ним и обеспечению безопасности при его проведении. Не может быть, по мнению суда, в указанный период включен также период деятельности истца в качестве слесаря-ремонтника ТЭЦ, поскольку указанная должность в указанном подразделении в соответствующий Перечень производств и подразделений "Г" не включены, истец не занимал должность слесаря-ремонтника 1 контура Цеха централизованного ремонта оборудования. Его требование о распространении на него предусмотренной указанным Перечнем должности со ссылкой на выполнение работ на первом контуре во время планово-предупредительного ремонта не может быть удовлетворено, поскольку фактически сводится ко включению в названный Перечень дополнительных должностей и подразделений, что не относится к компетенции суда, поскольку определение производств, работ и профессий, соответствующих видам деятельности, предусмотренным перечнем, утвержденным Указом, отнесено к самостоятельной компетенции ОЯК (ФГУП "Г") (пункт 5 Положения). Кроме того, истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал на ФГУП "Г" в должности слесаря-ремонтника теплоэлектроцентрали, осуществлял работы, выполняемые службами ремонта, которая Перечнем "Г" не предусмотрена, отнесена к производствам, работам и профессиям, относящимся к вспомогательным и обслуживающим виды производств, работ и профессий, не предусмотрена документами, определяющими основной технологический процесс. Судом не установлено, а истцом не представлено доказательств того, что им осуществлялись работы, обеспечивающие непосредственно безопасность при проведении работ по производству, разработке и хранению ядерных зарядов и ядерных боеприпасов, совпадающие по времени и месту с проведением технологического процесса. При указанных обстоятельствах не подлежат удовлетворению и требования истца, в том числе об обязании выдать справку о стаже работы, предусмотренном перечнем видов деятельности ядерного оружейного комплекса за период выполнения работ в качестве слесаря-ремонтника ТЭЦ. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении исковых требований Зыкова М.Я. к федеральному государственному унитарному предприятию «"Г"» о признании права на получение дополнительного материального обеспечения и выдаче соответствующей справки отказать. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 суток со дня ознакомления с мотивированным решением, то есть с 21 ноября 2011г., путем подачи жалобы в Железногорский городской суд. Судья Железногорского городского суда Г.В. Морозова