№ 2-1930/2011



Дело № 2-1930/2011

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 декабря 2011 года Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего: судьи Морозовой Г.В.,

при секретаре Александровой Е.Г.,

с участием прокурора Щедринова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО Железногорск в интересах ФИО1 к Государственному учреждению – Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ об обязании предоставить технические средства реабилитации,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор ЗАТО г. Железногорск в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ КРО ФСС РФ) об обязании предоставить технические средства реабилитации, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой ЗАТО г. Железногорск проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой установлено, что инвалиду ФИО1 согласно индивидуальной программы реабилитации необходимы технические средства реабилитации – кресло-коляска прогулочная, противопролежневый матрац, противопролежневая подушка. Однако, несмотря на соответствующее заявление ФИО1, поданное ответчику ДД.ММ.ГГГГ, она до настоящего времени средствами реабилитации не обеспечена. Истец просит признать бездействие ГУ КРО ФСС РФ по обеспечению ФИО1 техническими средствами реабилитации незаконным и нарушающим ее права, обязать ответчика предоставить ФИО1 вышеназванные технические средства реабилитации.

Прокурор Щедринов Д.А. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, сославшись на доводы, изложенные в заявлении.

Истец ФИО1, надлежащим образом извещенная о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась, в своем заявлении, адресованном суду, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о заявленных исковых требованиях, времени и месте рассмотрения дела ответчик был уведомлен своевременно и надлежащим образом. Ответчик об уважительности причин неявки суд не уведомил, об отложении слушания дела не ходатайствовал, возражения по иску, доказательства их подтверждающие, не представил.

При указанных обстоятельствах и с согласия истца суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, в порядке заочного производства.

Выслушав доводы прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно ст. 10 этого же Федерального закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В силу ст. 11 вышеуказанного Федерального закона индивидуальной программой реабилитации инвалида является разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Согласно ст. 11.1 этого же Федерального закона к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Согласно ст. 5 Федерального Закона от 08.12.2010г. №334-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» на Фонд в 2011г. возложена обязанность по финансовому обеспечению предоставления инвалидам технических средств реабилитации и услуг.

Пунктом 16 Правил обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07 апреля 2008г. №240 (далее – Правила), финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг, ветеранам - изделий.

Согласно пункту 2 Правил обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Из подпункта «а» пункта 3 Правил следует, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства с представлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения) (пункт 4 Правил).

В силу пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган:

высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Как установлено в судебном заседании ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ рождения является инвалидом 1 группы.

Согласно индивидуальной программы реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 имеет помимо прочего право на получение технических средств реабилитации – прогулочной кресла-коляски, противопролежневого матраца, противопролежневой подушки.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ГУ КРО ФСС РФ с заявлением об обеспечении ее названными средствами реабилитации.

Ответчиком не оспаривалось, что технические средства реабилитации на момент судебного разбирательства истицей не получены.

Таким образом, ГУ КРО ФСС РФ, являясь обязанным лицом по обеспечению техническими средствами реабилитации инвалида 1 группы ФИО1, в нарушение вышеизложенных нормативных требований, а также требований пункта 5 Правил, не выдало инвалиду направление на получение либо изготовление технического средства, что привело к соответствующему нарушению прав инвалида на своевременное обеспечение техническими средствами реабилитации.

Принимая во внимание, что истец состоит на учете в качестве нуждающегося в обеспечении техническими средствами реабилитации и не оспаривается ее право на получение технических средств, предусмотренных Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, ей не может быть отказано в предоставлении технических средств реабилитации по каким-бы то ни было мотивам: по мотиву недостаточности поступлений из федерального бюджета соответствующих субвенций в бюджет субъекта Российской Федерации, в силу отсутствия организации, обеспечивающей техническими средствами (незаключение государственного контракта), или в силу отсутствия технических средств. Установив на федеральном уровне льготы по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, Российская Федерация приняла на себя обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета, при этом не имеет правового значения в какой мере федеральные органы государственной власти субъекта Российской Федерации не исполнили обязанностей по реализации закона в рамках переданных им Российской Федерацией соответствующих полномочий.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194 199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора ЗАТО г. Железногорска удовлетворить.

Признать бездействие Государственного учреждения Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ по обеспечению инвалида 1 группы ФИО1 техническим средствами реабилитации незаконным и нарушающим ее права.

Обязать Государственное учреждение - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ выдать ФИО1 технические средства реабилитации: кресло-коляску прогулочную, противопролежневый матрац, противопролежневую подушку согласно индивидуальной программы реабилитации.

С мотивированным решением стороны могут ознакомиться 20 декабря 2011г.

Разъяснить ответчику его право в семидневный срок, со дня получения копии заочного решения, обратиться в суд с заявлением об отмене этого решения и его пересмотре, с указанием обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин неявки в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и доказательств, подтверждающих эти обстоятельства, а также обстоятельств и доказательств, которые могут повлиять на содержание решения суда.

Решение может быть также обжаловано сторонами в кассационном порядке в Красноярский краевой суд путем подачи жалобы в Железногорский городской суд в течение 10 дней по истечении срока, в который ответчик вправе заявить о пересмотре заочного решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Железногорского городского суда Г.В. Морозова