Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении от 10 марта 2011 года № 61-2011, вынесенным заместителем руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю



Дело № 12-62/2011

РЕШЕНИЕ

24 июня 2011 года Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего: судьи Потехиной О.Б., при секретаре Бугиной Ю.В., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу- заместителя генерального директора по управлению персоналом Федерального государственного унитарного предприятия «Г» Куксина И.Г., защитника Бурцева Ю.Я., представителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю Казаковой Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе заместителя генерального директора по управлению персоналом Федерального государственного унитарного предприятия «Г» Куксина И.Г. на постановление по делу об административном правонарушении,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением по делу об административном правонарушении от 10 марта 2011 года № 61-2011, вынесенным заместителем руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю (далее по тексту Красноярскстат) советника государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса Алексеевой Н.В. заместитель генерального директора по управлению персоналом Федерального государственного унитарного предприятия «Г» (далее по тексту ФГУП "Г") Куксин И.Г. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначено наказание в виде штрафа в размере 5000 руб.

Заместитель генерального директора по управлению персоналом ФГУП "Г" Куксин И.Г. обратился в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, просил его отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Указал, что нарушение сроков предоставления статистического отчета произошло в результате несвоевременного доведения до респондента (ФГУП "Г") субъектом официального статистического учета (Красноярскстатом) бланков форм федерального наблюдения, указаний по из заполнению и письменного запроса о предоставлении административных данных, поскольку письмо Красноярскстата от 20.12.2010 г. №ВП-1-11-13/40 поступило на предприятие 21.01.2011 г., то есть на следующий день после установленного срока предоставления отчетности. После прохождения письма с формой по инстанциям 15.02.2011 г. за № 212-12-06/0160 отчет по форме №1 кадры был направлен в отдел госстатистики г.Красноярска. Кроме того, приказ Федеральной службы государственной статистики от 06.09.2010 г. №305 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за занятостью населения и деятельностью, осуществляемой в сфере образования, науки и инноваций», который и предусматривает предоставление истребуемой статистической информации, в нарушении требований Указа Президента РФ от 23.05.1996 г. №763 опубликован не был. В постановлении об административном правонарушении не сформулированы и не конкретизированы виновные действия (бездействия) должностного лица, поскольку инкриминировано нарушение сроков предоставления статистической информации, тогда как диспозиция ст.13.9 КоАП РФ не предусматривает ответственность за нарушение сроков предоставления такой информации.

В судебном заседании Заместитель генерального директора по управлению персоналом ФГУП "Г" Куксин И.Г. и его защитник Бурцев Ю.Я. поддержали доводы и требования, изложенные в жалобе. Дополнительно пояснили, что обязанность предоставления требуемой информации впервые определена приказом Федеральной службы государственной статистики от 06.09.2010 г. №305, ранее предприятие такую информацию не предоставляло. Он, как должностное лицо, ответственное за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, впервые узнал о необходимости ее представления после 26.01.2011 года, когда ему было передано письмо Красноярскстата от 20.12.2010 г. №ВП-1-11-13/40. На предприятие это письмо поступило 21.01.2001 года.

В судебном заседании представитель Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю Казакова Д.В.с доводами жалобами не согласилась, полагала постановление законным и обоснованным, сослалась на письменный отзыв на жалобу. В письменном отзыве представитель указала, что вопреки доводам Куксина И.Г. форма федерального статистического наблюдения №1, утвержденная приказом Росстата от 06.09.2010 г. №305 была опубликована в журнале «Вопросы статистики» №1 за 2011 год. Кроме того, как видно из реестра доведения статистического инструментария до респондентов почтовым отправлением, бланк формы №1 был передан Краснояркстатом в экспедицию 28.12.2010 г., а согласно нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утвержденной постановлением Правительства от 24.03.2006 г. №160, контрольные сроки пересылки в рассматриваемом случае составляют 2 дня. В подтверждении своих доводов почтовый конверт Куксиным И.Г. не представлен. Даже если бланк пришел по почте 21.01.2011 г., Куксин И.Г. должен был принять все меры по скорейшему предоставлению информации, однако требуемая форма была представлена лишь 15 февраля 2011 года, то есть спустя 25 дней после получения формы; кроме того, Куксиным И.Г. не поставлен в известность Красноярскстат о невозможности своевременного предоставления формы №1. Подтвердила, что о необходимости предоставления требуемой информации и сроках ее предоставления должностное лицо могло узнать только из полученного от Красноярскстата бланка формы №1.

В соответствии с п.8 ч.2 и ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судом проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Выслушав объяснения участвующих лиц, исследовав материалы по делу об административном правонарушении, суд приходит к выводу, что постановление подлежит отмене по следующим основаниям.

Согласно постановлению заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю от 10 марта 2011 заместитель генерального директора по управлению персоналом ФГУП "Г" Куксин И.Г. признан виновным в том, что являясь должностным лицом, ответственным за представление статистической информации не представил в установленный срок статистическую информацию по форме федерального статистического наблюдения №1 кадры (1 раз в 3-4 года) «Сведения о дополнительном профессиональном образовании работников в организациях», утвержденной приказом Росстата от 06.09.2010 г. №305, за 2010 года (срок предоставления 20 января после отчетного периода).

В соответствии со ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Согласно ст. 26.1. КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению, помимо прочего, подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1 ст.1.5 КоАП РФ). При этом неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4 ст.1.5 КоАП РФ).

Статья 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации.

Порядок предоставления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений определен в Положении об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденном постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 N 620 (далее по тексту Положение).

Первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций (п.3 Положения).

Руководитель юридического лица назначает должностных лиц, уполномоченных предоставлять статистическую информацию (первичные статистические данные) от имени юридического лица (п.5 Положения).

Приказом Росстата от 06.09.2010 N 305 утверждена форма федерального статистического наблюдения N 1 кадры "Сведения о дополнительном профессиональном образовании работников в организациях", согласно которой юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства) всех форм собственности и видов экономической деятельности (кроме государственных органов и органов местного самоуправления) предоставляют территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу, годовые сведения за 2010 год- 20 января после отчетного периода.        

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

По смыслу данных норм для привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ст.13.19 КоАП РФ, необходима совокупность доказанных фактов, а именно: умышленное нарушение, в данном случае- порядка представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением должностным лицом своих служебных обязанностей.

В силу ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствие с подп.4 и 6 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении в числе прочего должны быть указаны: обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; мотивированное решение по делу.

Из протокола об административном правонарушении №61-2011 от 28 февраля 2011 года и приложенного к нему объяснения усматривается, что лицо, в отношении которого составлен протокол- заместитель генерального директора по управлению персоналом ФГУП "Г" Куксин И.Г. не соглашался с тем, что совершил нарушение, поскольку документ (запрос) Красноярскстата от 20.12.2010 г. поступил на предприятие 21.01.2011 г., после подготовки необходимые сведения были отправлены 15.02.2011 г.

Вопреки вышеуказанным требованиям КоАП РФ, в обжалуемом постановлении не приведена обоснованная мотивированная оценка рассмотренных доказательств, не приведены возражения лица, в отношении которого рассматривалось дело и доказательства, опровергающие эти возражения. Отсутствие указанных данных нарушает принцип объективности рассмотрения дела.

Согласно п.1 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В представленном административном материале имеется докладная записка специалиста-эксперта отдела государственной статистики №1 в г.Красноярске Романенко Ю.В. от 14.02.2011 г. и протокол об административном правонарушении №61-2011 от 28 февраля 2011 года в которых изложены те же обстоятельства, которые указаны в постановлении; должностная инструкция заместителя генерального директора по управлению персоналом ФГУП "Г", из которой следует, что в обязанности которого включено обеспечение составления и предоставления установленной отчетности в органы Госстатистики (Красноярскстат); письмо заместителя генерального директора по управлению персоналом ФГУП "Г" заместителю руководителя Красноярскстата от 28.02.2011 г. с сообщением о том, что документ (форма №1 кадры) поступил в канцелярию ФГУП "Г" 21.01.2011 г.; справка от 25.01.2011 г. и карточка регистрации входящих, исходящих и внутренних документов, согласно которым документ с исходящим №ВП-1-11-13/40 от 20.12.2010 г. из Красноярскстата поступил 21.01.2011 г.; 21.01.2011 г. передан Гаврилову и Сунчугашевой, 26.01.2011 г. Федотову; реестр доведения статистического инструментария до респондентов почтовым отправлением, в перечне которого имеется ФГУП "Г" в конце которого имеется запись- передано в экспедицию, отправка экспедицией произведена, имеется подпись, указана фамилия Шевчук Г.Г. и стоит дата- 28.12.2010 г.

Из пояснений в судебном заседании представителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю Казаковой Д.В. следует, что отправление бланка Формы №1 кадры в адрес ФГУП "Г" производилось как и во всех других случаях, путем отправления простым почтовым отправлением, без уведомления, подпись в реестре о том что отправка экспедицией произведена, поставлена вероятнее всего работником Красноярскстата, дата проставлена сотрудником почты, при этом подпись и штемпель почтовым работником не ставится; каких либо других документов, подтверждающих дату отправки, равно как и дату получения предприятием указанного бланка, не существует.

Заместитель генерального директора по управлению персоналом ФГУП "Г" Куксин И.Г. в судебном заседании пояснил, что письмо Красноярскстата от 20.12.2010 г. с бланком формы №1 кадры, лично им получено после 26.01.2011 г. от начальника отдела кадров Федотова, почтовый конверт на предприятии не сохранился.

Как установлено судом пояснениями сторон, должностное лицо, в отношении которого вынесено обжалуемое постановление- Куксин И.Г. мог и должен был узнать об обязанности предоставить требуемую статистическую информацию и о сроках ее предоставления только из бланка, направляемого Красноярскстатом.

Согласно п.2 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, предоставление респондентами в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета осуществляется с соблюдением следующих условий: а) формирование субъектами официального статистического учета на основе первичных статистических данных и административных данных официальной статистической информации; б) наличие форм федерального статистического наблюдения, утвержденных в установленном порядке, и указаний по их заполнению; в) доведение субъектами официального статистического учета бланков форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению до респондентов; г) наличие письменного запроса субъекта официального статистического учета о предоставлении административных данных или соглашения об информационном взаимодействии субъекта официального статистического учета и респондента, получающего административные данные.

В соответствии с п.4 Положения, первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм. Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами. Субъекты официального статистического учета размещают формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению на своих официальных сайтах в сети Интернет. Субъекты официального статистического учета доводят до респондентов безвозмездно бланки форм федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению.

Приказом Минэкономразвития РФ от 27.12.2010 N 685 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой государственной статистики государственной функции "Утверждение форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению и координация деятельности в сфере официального статистического учета при их утверждении".

Пунктом 2.2.7 названного Административного регламента установлен максимальный срок доведения бланков форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению до респондентов - не менее чем за 30 календарных дней до срока предоставления ими первичных статистических данных в территориальные органы Росстата.

Как следует из пояснений представителя Красноярскстата в судебном заседании бланк формы статистического наблюдения и указания по ее заполнению были сданы в экспедицию Красноярскстата- 28.12.2010 г., то есть уже с нарушением установленного 30-ти дневного срока до срока предоставления первичных статистических данных в территориальные органы Росстата- 20.01.2011 г.

Доказательства, опровергающие доводы должностного лица, привлекаемого к административной ответственности о том, что указанный бланк им получен после даты, установленной как срок исполнения, и соответственно подтверждающие его виновность в совершении административного правонарушения, а именно в умышленном нарушении порядка представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, в рассматриваемом случае- нарушении срока, в административном материале отсутствуют, административным органом не представлены.

Таким образом, материалами дела об административном правонарушении возражения Куксина И.Г. о том, что его вина в нарушении порядка предоставления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений отсутствует, не опровергнуты.

Ни в протоколе, ни в постановлении, ни в судебном заседании представителем Красноярскстата не указано какие конкретно действия должно было выполнить должностное лицо в целях недопущения нарушения порядка представления статистической информации.

В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствие с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

При этом ст.26.1 КоАП РФ, к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении отнесены и виновность лица в совершении правонарушения.

Ст.2.1. КоАП РФ закрепляет общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривает необходимость доказывания наличия в действиях признаков противоправности и виновности.

Поскольку имеющий существенное значение вопрос о наличии вины должностного лица- заместителя генерального директора по управлению персоналом ФГУП "Г" Куксина И.Г. в нарушении порядка представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений в рамках производства по делу об административном правонарушении всесторонне и полно исследован не был, в деле не имеется доказательств, опровергающих его пояснения; в постановлении не приведена мотивированная оценка рассмотренных доказательств, не приведены возражения лица, в отношении которого дело рассматривалось и доказательства, опровергающие эти возражения, в связи с чем, вывод о том, что именно его виновное действие (бездействие) образовало состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.13.19 КоАП РФ, является необоснованным (недоказанным).

При наличии приведенных обстоятельств следует признать, что привлечение к административной ответственности заместителя генерального директора по управлению персоналом ФГУП "Г" Куксина И.Г. произведено с нарушением положений КоАП РФ, содержащих требования о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела, учитывая отсутствие в материалах дела доказательств, опровергающих доводы лица, привлеченного к административной ответственности о том, что его вина отсутствует, что в силу закона должно толковаться в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях должностного лица- заместителя генерального директора по управлению персоналом ФГУП "Г" Куксина И.Г. состава административного правонарушения, предусмотренного ст.13.19 КоАП РФ, постольку не установлена виновность должностного лица.

При этом на выводы суда не влияют доводы представителя административного органа о том, что Куксин И.Г. даже в случае получения бланка 21.01.2011 г. должен был принять все меры по скорейшему предоставлению информации, а также поставить в известность Красноярскстат о невозможности своевременного предоставления формы №1, поскольку законодательством Российской Федерации не предусмотрены сроки предоставления статистической информации в случае направления бланков органами статистики после срока, установленного для исполнения, как и не предусмотрена обязанность сообщать в органы статистики о невозможности предоставления информации к сроку при нарушении срока доведения бланков форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению до респондентов. Согласно обжалуемому постановлению, должностное лицо привлечено к ответственности за несвоевременное- после 20 января 2011 года, предоставления требуемой статистической информации.

Отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 2 часть 1 статьи 24.5 КоАП РФ), в связи с чем, обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.24.5, ст. ст., 30.6-30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд-

Р Е Ш И Л :

Постановление заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю (далее по тексту Красноярскстат) советника государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса Алексеевой Н.В. №61-2011 от 10 марта 2011 г. о привлечении заместителя генерального директора по управлению персоналом Федерального государственного унитарного предприятия «Г» Куксина И.Г. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отменить, производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 суток со дня вынесения, путем подачи жалобы в Железногорский городской суд.

Судья Железногорского городского суда                                                               О.Б. Потехина