к делу №2-1268/2010г.
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
12 мая 2010 г. г.Геленджик
Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Короткого В.А.,
при секретаре Меляковой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Сарафанова А.А. об обжаловании бездействий Управления архитектуры и градостроительства администрации МО г.Геленджика, -
У С Т А Н О В И Л :
Заявитель обратился в суд с просьбой признать незаконным бездействие УАиГ г.Геленджика в части уклонения от изготовления топосъемки и проекта границ (красных линий) земельного участка, расположенного в районе ... в г.Геленджике Краснодарского края.
В обоснование заявленных требований заявитель сослался на то обстоятельство, что в 2001г. осуществил оплату в кассу УАиГ г.Геленджика в сумме 3743 руб.за услуги по изготовлению топосъемки и проекта границ (красных линий) вышеуказанного земельного участка, которые до настоящего времени не изготовлены. Считает бездействия УАиГ г.Геленджика незаконными и просит обязать ответственных должностных лиц произвести работы по изготовлению необходимой документации на земельный участок.
В судебном заседании заявитель требования поддержал в полном объеме.
Представитель УАиГ г. Геленджика в судебном заседании требования не признал, пояснив, что в 2001г. в связи с оплатой соответствующих услуг управлением архитектуры была изготовлена и выдана Сарафанову А.А. топосъемка. Изготовить проект границ спорного земельного участка не представляется возможным, поскольку у заявителя отсутствуют правоудостоверяющие документы на самовольно возведенное строение и какие-либо права на земельный участок в целом.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд считает, что требования заявлены необоснованно и удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Согласно протокола межведомственной комиссией №..., утвержденного постановлением главы г.Геленджика от 21.01.2001г. №..., по предварительному выбору земельных участков под все виды строительства было принято решение считать возможным предоставление Сарафанову А.А. земельного участка площадью 700 кв.м. в районе ... в г.Геленджике при условиях оформления им в комитете по земельным ресурсам правоустанавливающих документов на земельный участок, оформления в УАиГ правоустанавливающих документов на самовольно выстроенное строение, а также приведения границ земельного участка в соответствии с правоустанавливающими документами.
Из материалов дела видно, что 07.05.2001г. Сарафановым А.А. была оплачена услуга по изготовлению топосъемки и проекта границ (красных линий) в сумме 3743 руб., что подтверждается квитанцией №... л.д.6).
23.05.2001г. УАиГ г.Геленджика была изготовлена топосъемка л.д.51). Таким образом, судом не усматривается оснований для признания бездействий должностных лиц органа местного самоуправления в данной части незаконными.
Кроме того, из заявления Сарафанова А.А. от 26.05.2006г. об изготовлении границ земельного участка видно, что им лично была приложена копия топосъемки.
В соответствии со ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Для приобретения прав на земельный участок граждане обращаются в орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Исходя из положений ФЗ "О государственном земельном кадастре", кадастровые карты (планы) относятся к основным документам государственного земельного кадастра. Согласно ст. 16 указанного Федерального закона кадастровая карта (план) представляет собой карту (план), на которой в графической и текстовой формах воспроизводятся сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре. В зависимости от состава воспроизведенных сведений и целей их использования кадастровые карты (планы) могут быть кадастровыми картами (планами) земельных участков, дежурными кадастровыми картами (планами) и производными кадастровыми картами (планами).
Кадастровая карта (план) земельного участка воспроизводит в графической и текстовой формах сведения о земельном участке.
Дежурные кадастровые карты (планы) воспроизводят в графической и текстовой формах сведения о местоположении земельных участков и территориальных зон. Производные кадастровые карты (планы) воспроизводят в графической и текстовой формах обобщенные сведения о земельном фонде, об экономических, социальных, природных и иных связанных с землей процессах.
Как следует из положений ФЗ "О землеустройстве", установление проекта границ земельного участка является одним из действий по межеванию. Так, исходя из ст. 17 ФЗ "О землеустройстве", межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы: определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства; изготовление карты (плана) объекта землеустройства.
До 1 ноября 2008 года вместо изготовления, утверждения и использования схем расположения земельных участков на кадастровых картах соответствующих территорий допускалось изготовление, утверждение и использование проектов границ земельных участков, которые соответственно изготавливались, утверждались и использовались в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 13.05.2008 № 66-ФЗ.
Проект границ земельного участка, утвержденный в установленном порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ или с учетом части 1 статьи 21 Федерального закона от 13.05.2008 № 66-ФЗ в период со дня вступления в силу Федерального закона от 13.05.2008 № 66-ФЗ до 1 ноября 2008 года, признавался действительным и имел равную юридическую силу с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории (Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ).
Для постановки земельного участка на кадастровый учет и выдачи кадастрового плана ст. 22 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлен перечень необходимых документов, в состав которых включены и копии документов, подтверждающих право собственности на строение, сооружение, расположенное на испрашиваемом земельном участке.
Судом установлено, что спорный земельный участок, расположенный в районе ... г.Геленджика, обременен самовольно возведенным строением лит. «А», 1968 года постройки, реконструированного в 2006г., обшей площадью 121.7 кв.м., жилой площадью 34.6 кв.м. Объект проинвентаризирован органами БТИ, выдан техпаспорт от 07.12.2006г. л.д.45).
Вступившим в законную силу определением Геленджикского горсуда от 12.08.2009г. в принятии искового заявления Сарафанова А.А., Сарафановой Б.Г. к администрации МО г.Геленджика о признании права собственности на жилой дом было отказано в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора л.д.43).
Решением Геленджикского горсуда от 03.12.2008г. действия Геленджикского отдела УФРС по Краснодарскому краю в части отказа Сарафанову в регистрации права собственности на жилой дом в порядке п.1 ст. 25.3 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» были признаны законными л.д.42).
Таким образом, заявителем до настоящего времени не оформлены надлежащим образом правоустанавливающие документы на самовольно возведенное строение - жилой дом лит. «А».
По этим же основаниям письмом заместителя главы муниципального образования г.Геленджика от 19.01.2010г. №... был дан обоснованный и исчерпывающий ответ о невозможности изготовления Сарафанову А.А. проекта границ земельного участка, права на которые у него отсутствуют л.д.40).
Письмом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.01.2010г. №... были даны аналогичные разъяснения л.д.37).
Кроме того, требования заявителя о признании незаконным бездействия управления архитектуры и градостроительства за 2001, 2005-2009 гг. по не изготовлению проекта границ земельного участка, услуги коих были оплачены еще в 2001г., заявлены с пропуском срока для их обжалования.
В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением о признании действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Довод заявителя о том, что данный срок им был пропущен по уважительным причинам в силу обращения с жалобами на действия должностных лиц в правоохранительные и вышестоящие государственные органы, судом во внимание не принимаются. Оснований для восстановления пропущенного срока не имеется.
В связи с вышеизложенным и принимая во внимание п. 24 постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009г. №2, исследованные и оцененные судом в своей совокупности обстоятельства, подтверждают не обоснованность заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд-
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований Сарафанова А.А. отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Геленджикский горсуд в течение 10 дней.
Заместитель председателя Геленджикского городского суда
Короткий Виктор Алексеевич :