К делу № 2-51/11 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 января 2011 г. Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего - судьи Чурсиной Галины Викторовны,
при секретаре судебного заседания Солод Дарье Викторовне,
с участием прокурора Богданова Олега Сергеевича,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Геленджик о признании действий администрации муниципального образования город-курорт Геленджик по выдаче разрешения на реконструкцию кафе ... незаконными, и иску прокурора г. Геленджика в интересах муниципального образования город-курорт Геленджик и неопределенного круга лиц против Баглий М.В. и Павленко В.П. о сносе самовольной постройки,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Геленджика обратился к суду с заявлением о признании действий администрации муниципального образования город-курорт Геленджик по выдаче разрешения на реконструкцию кафе ... незаконными, и иску в интересах муниципального образования город-курорт Геленджик и неопределенного круга лиц против Баглий М.В. и Павленко В.П. о сносе самовольной постройки. В обоснование заявленных требований указал, что Баглий М.В. и Павленко В.П. на основании постановления главы администрации муниципального образования город-курорт Геленджик в аренду сроком на 49 лет, предоставлен земельный участок, площадью 522 кв.м, по адресу: г. Геленджик, ..., для эксплуатации здания кафе.
Указанный земельный участок согласно данным кадастрового учета отнесен к категории земель - земли населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования: для эксплуатации здания кафе.
Проведенной прокуратурой г. Геленджика проверкой было установлено, что на указанном земельном участке ответчиками осуществлено строительство (реконструкция) объекта капитального строительства в двух уровнях (здание кафе ..., принадлежащего им на праве общей долевой собственности (по 1/2 доле), а именно: выполнено устройство монолитных колонн, плит перекрытия, а также заполнение перегородок и стен кирпичом.
Реконструкция здания кафе осуществлена Баглий М.В. и Павленко В.П. без разрешения, в связи с чем, строение является самовольным и подлежит сносу.
30 марта 2010 года администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик ответчикам выдано разрешение на реконструкцию здания кафе.
Однако на момент выдачи разрешения объект капитального строительства уже существовал. Таким образом, разрешение, по существу, узаконила самовольную постройку.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 23.02.1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно, особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством РФ, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон. На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.
На основании п.10,12 постановления Правительства РФ от 07.12.1996 г. № 1425 «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения» на территориях округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения устанавливается режим хозяйственной деятельности, запрещающий всякие работы, загрязняющие почву, воду и воздух, наносящие ущерб лесам, зеленым насаждениям, ведущие к развитию эрозионных процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные ресурсы и санитарное и экологическое состояние территорий.
На территории первой зоны запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключение работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически безопасных и рациональных технологий. На указанной территории разрешается осуществление связанных с эксплуатацией природных лечебных ресурсов горных и земляных работ, строительства сооружений (каптажей, надкаптажных зданий, насосных станций, трубопроводов, резервуаров), допускается размещение питьевых галерей и бюветов, эстакад и других устройств для добычи минеральных вод и лечебных грязей, выполнение берегоукрепительных, противооползневых и противоэрозионных работ, а также строительство и ремонт средств связи и парковых сооружений методами, не наносящими ущерба природным лечебным ресурсам.
Распоряжением Правительства РФ от 12.04.1996 г. № 591-р «О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей», принятым во исполнение Указа Президента РФ от 06.07.1994 г. № 1470 «О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей», и в соответствии с Федеральными законами от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и от 23.02.1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» утвержден, представленный Минприроды России, администрацией Краснодарского края и администрацией Ростовской области, согласованный с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти Перечень особо охраняемых природных территорий побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение. Согласно Перечню рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны г. Геленджика отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
Границы и режим округа санитарной охраны г. Геленджика предусмотрены постановлением Совета Министров РСФСР от 17.12.1987 г. № 494 «Об установлении границ и режима санитарной охраны Геленджикской группы курортов (Кабардинка, Геленджик, Дивноморск, Джанхот, Прасковеевка, Криница-Бетта, Архипо-Осиповка) в Краснодарском крае».
Согласно информации, представленной территориальным отделом по городу-курорту Геленджик УФАКОН по Краснодарскому краю земельный участок, расположенный по адресу: г. Геленджик, ..., расположен в первой санитарно-охранной зоне курорта.
Следовательно, осуществление работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства - кафе ... в первой санитарно-охранной зоне курорта является недопустимым.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
С учетом изложенного, просит признать выданное ответчикам разрешение на реконструкцию кафе ... незаконным и обязать снести возведенное ими строение.
Представитель администрации муниципального образования город-курорт Геленджик заявленные требования не признал, пояснив, что Баглий М.В. и Павленко В.П., которым на праве общей долевой собственности принадлежит здание кафе ..., расположенное на земельном участке, площадью 522 кв.м, предоставленном ответчикам на праве аренды, по адресу: г. Геленджик, ..., обратились с заявление о выдаче разрешения на реконструкцию здания кафе. При этом, ими предоставлены все, предусмотренные законом документы, в связи с чем, у администрации муниципального образования город-курорт Геленджик отсутствовали основания для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Учитывая, что выданное ответчикам разрешение на реконструкцию соответствует требованиям закона, оснований для признания указанного разрешения незаконным, а также признания реконструируемого здания кафе самовольной постройкой и его сноса не имеется, в связи с чем, просит в удовлетворении требований прокурора отказать.
Представитель Баглий М.В. и Павленко В.П. требования прокурора не признал, пояснив, что ответчикам на основании договора купли-продажи от 30.04.2004 г. в равных долях принадлежит кафе ..., расположенное по адресу: г. Геленджик, .... Право собственности зарегистрировано в установлено законном порядке. Согласно постановлению главы администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 12.05.2005 г. № 623 в аренду сроком на 49 лет предоставлен земельный участок для эксплуатации здания кафе, площадью 522 кв.м по адресу: г. Геленджике по .... На основании вышеуказанного постановления между администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик, Баглий М.В. и Павленко В.П. 29.07.2008 г. заключен договор аренды указанного земельного участка, который зарегистрирован в Едином государственном реестре прав 27.08.2008 г. Постановлением главы администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 09.07.2009 г. № 2055 утвержден градостроительный план земельного участка по адресу: г. Геленджик, ..., получено положительное заключение экологической экспертизы, а так же разрешение на строительство. Администрация муниципального образования город-курорт Геленджик претензий к ответчикам не имеет, работы выполнены с соблюдением всех градостроительных норм и правил и не нарушают права и законные интересы муниципального образования, а также третьих лиц, поэтому просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит, что исковые требования необоснованны и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, Баглий М.В. и Павленко В.П. на основании договора купли-продажи от 30.04.2004 г. в равных долях (по 1/2 доле) принадлежит кафе ..., расположенное по адресу: г. Геленджик, .... Право собственности зарегистрировано в установленном законном порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.05.2004 г.
Согласно постановлению главы администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 12.05.2005 г. № 623 ответчикам был предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок, площадью 552 кв.м, на котором расположено здание кафе по адресу: г. Геленджике по ..., для эксплуатации здания кафе.
На основании вышеуказанного постановления между администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик, Баглий М.В. и Павленко В.П. 29.07.2008 г. заключен договор аренды указанного земельного участка государственной собственности несельскохозяйственного назначения.
Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав 27.08.2008 г.
Постановлением главы администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 09.07.2009 г. № 2055 утвержден градостроительный план земельного участка по адресу: г. Геленджик, ....
Согласно заключению экспертной комиссии государственной экологической экспертизы Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.03.2010 г. № 105 материалов проектной документации «Реконструкция кафе в г. Геленджике по ...», материалы проекта «Реконструкция кафе в г. Геленджике по ...» по объему и содержанию соответствуют экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. Из заключения также следует, что реализация проекта экспертизы ввиду соблюдения требований экологической безопасности намечаемой деятельности допустима.
Баглий М.В. и Павленко В.П., обратились в администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик с заявлением о выдаче им разрешения на реконструкцию с достройкой здания кафе ....
Как следует из материалов настоящего гражданского дела, в соответствии с п.9 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, администрация муниципального образования город-курорт Геленджик рассмотрела представленные заявителями документы:
а) пояснительную записку 4.1-ПЗ-2009 к проекту реконструкции здания кафе, расположенного по ... в г. Геленджике,
б) схему планировочной организации земельного участка - чертеж градостроительного плана земельного участка с указанием координат поворотных точек земельного участка и проектируемого объекта реконструкции,
в) схему, отображающую архитектурные решения - эскизный проект реконструкции здания кафе по ... в г. Геленджике,
г) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого реконструкции здания кафе к сетям инженерно-технического обеспечения - Договор № 2-34-09-0232 от 20.04.2009 г. на технологическое присоединение к электрической сети. Технические условия № 99 от 31.03.2009 г. на подключение объекта реконструкции к газораспределительной сети. Технические условия № 44 от 07.04.2009 г. подключения объекта Заказчика к коммунальным сетям водоснабжения и канализации обслуживаемыми МУП «ВКХ». Технические условия № 2-34-090232 от 20.04.2009 г. на подключение исследуемого объекта к сетям филиала ОАО «НЭСК-электросети» «Геленджикэлектросеть»,
д) проект организации строительства 4.1-ПОС-2009
е) положительное Заключение № 105 Государственной экологической экспертизы проектной документации Северо-Кавказского управления Ростехнадзора.
На основании представленных документов, администрация муниципального образования город-курорт Геленджик выдала Баглий М.В. и Павленко В.П. разрешение № Ru 23303000-014-Ю от 30.03.2010 г. на реконструкцию - здания кафе ..., расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, ....
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Суду не представлено доказательств, что при выдаче разрешения на реконструкцию кафе ... администрацией муниципального образования город-курорт Геленджик были нарушены требования закона, повлекшие, в свою очередь, нарушения прав и свобод гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Баглий М.В. и Павленко В.П. в администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик были представлены все предусмотренные действующим законодательством документы, в том числе положительное заключение государственной экологической экспертизы от 26.03.2010 г.
На основании ч. 10 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.
Согласно ч.4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Суд также учитывает, что в соответствии с пунктом 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ Постановления от 29.04.2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно заключению судебно-строительной экспертизы от 14 декабря 2010 г. здание кафе ..., расположенное по ..., в г. Геленджике, полностью соответствует проектной документации, разрешению на строительство и материалам Заключения № 105 экспертной комиссии государственной экологической экспертизы Северо-Кавказского управления Ростехнадзора. Спорное строение является зданием I группы капитальности и II степени огнестойкости, относится по функциональной пожарной опасности к классу Ф5.2, по набору конструктивных элементов, существующему объемно-планировочному решению, составу, площади, высоте и ширине помещений, инженерному обеспечению и распоряжению в общественно-деловой зоне соответствует ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, Правилам землепользования и застройки города-курорта Геленджик, п.1 Градостроительного регламента, утвержденных Решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик № 466 от 27.07.2010 г., требованиям действующих норм и правил (строительно-техническим, противопожарным, санитарно-эпидемиологическим), предъявляемым к общественным и промышленным зданиям, и приведенным в сборнике № 36 Укрупненных показателей восстановительной стоимости зданий и сооружений (УПВС) потребительской кооперации для переоценки основных фондов, утвержденного Постановлением Правления Центросоюза по согласованию с Госстроем СССР 23.04.1970 г., Отдел 2., Предприятия общественного питания. Рестораны, СНиП 2.02.01-83 «Основания зданий и сооружений»; СНиП 11-22-81 «Каменные и армокаменные конструкции»; изменениям № 3 к СНиП II-7-81 «Строительство в сейсмических районах»; СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий»; СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий»; ГОСТ 25772-83 «Ограждения лестниц, балконов и крыш стальные». Фактическое месторасположение реконструируемого двухэтажного строения литер «А» с подвальным помещением - не выходит за границы земельного участка, установленные градостроительным планом, утвержденным Постановлением главы муниципального образования город-курорт Геленджик № 2055 от 09.07.2009 г., и предоставленного в аренду Баглий М.В. и Павленко В.П.
Доводы иска о том, что земельный участок по адресу: г. Геленджик, ..., предоставленный Баглий М.В. и Павленко В.П. в аренду, расположен в прибрежной полосе территориального моря и находится в первой охранной зоне курорта, следовательно, осуществление работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства - кафе ... - недопустимо, а также о том, что реконструкция произведена до получения разрешения, суд находит несостоятельным.
Баглий М.В. и Павленко В.П. уже являются собственниками объекта недвижимости - здания кафе ..., расположенного по адресу: г. Геленджик, ..., на основании договора купли-продажи от 30.04.2004 г., зарегистрированного в установленном законом порядке. Здание кафе ... расположено на земельном участке, площадью 522 кв.м.
Согласно ст. 7 ЗК РФ земли в РФ по целевому назначению подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса. Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии с требованиями ст.ст. 94,95,96 ЗК РФ в состав земель особо охраняемых территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, должны включаться конкретные земли, обладающие природными лечебными ресурсами, которые должны быть в установленном законодательством порядке определены и отнесены к землям особо охраняемых территорий, поскольку земли особо охраняемых территорий и объектов - это категория земель. Сам по себе факт нахождения конкретного земельного участка на территории административно-территориальной единицы - муниципального образования г.Геленджик не означает, что арендуемый ответчиками земельный участок является особо охраняемой землей, т.к. на территории г. Геленджика находятся земли различных категорий, указанных в ст.7 ЗК РФ, а не только земли особо охраняемых территорий и объектов.
Действующим законодательством установлены различные порядок и процедура отнесения земельного участка к землям особо охраняемых территорий.
Статьей 31 Закона Краснодарского края от 5 ноября 2002 года № 532-КЗ регламентируется порядок отнесения земель к землям особо охраняемых природных территорий краевого значения, для чего требуется решение высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края, в котором указываются категории земельных участков, которые переводятся в категорию земель особо охраняемых территорий и их особый правовой режим. К решению прилагается перечень земельных участков, включаемых в состав земель особо охраняемых природных территорий с приложением планово-картографическго материала с нанесенными границами земельных участков и указанием собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков и обладателей сервитутов. Установление на местности границ земель особо охраняемых природных территорий краевого значения осуществляется на основании указанного решения.
В отношении арендуемого ответчиками земельного участка указанные действия не осуществлялись и акты не применялись.
В соответствии со ст. 56 ЗК РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
На основании ст.8 ЗК РФ категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов РФ и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков, договорах, предметом которых являются земельные участки, государственном кадастре недвижимости, документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Из материалов дела следует, что ни в постановлении главы администрации муниципального образования г. Геленджик от 12.05.2005 г. № 623 о предоставлении земельного участка в аренду, ни в договоре аренды земельного участка от 29.07.2008 г. какие-либо ограничения не указаны.
Согласно кадастровому плану от 22.05.2006 г. земельный участок (кадастровый номер 23:40:04 03 019:0014), площадью 522 кв.м, по адресу: г. Геленджик, ..., относится к землям поселений, разрешенное использование (назначение) - для эксплуатации здания кафе. Каких-либо ограничений на земельный участок не зарегистрировано.
Суд также принимает во внимание, что реконструкция кафе не завершена.
Как следует из заключения судебно-технической экспертизы от 14.12.2010 г. на момент проведения экспертизы (02.11.2010 г. -14.12.2010 г.) в здании отсутствуют крыша, окна и двери, чистовая отделка полов и внутренняя отделка не выполнялись.
Вместе с тем, проведенной по делу судебно-технической экспертизой установлено соответствие реконструируемого двухэтажного здания литер «А» с подвальным помещением, расположенного по адресу: г. Геленджик, ..., требованиям строительных норм и правил, что позволяет обеспечить долговременную и безопасную эксплуатацию здания в целом.
Изложенное позволяет суду придти к выводу, что сохранение пристройки не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, в связи с чем, оснований для сноса строения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований прокурора г. Геленджик о признании действий администрации муниципального образования город-курорт Геленджик по выдаче разрешения на реконструкцию кафе ... незаконными, и иску прокурора г. Геленджика в интересах муниципального образования город-курорт Геленджик и неопределенного круга лиц против Баглий М.В. и Павленко В.П. о сносе самовольной постройки - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через городской суд в течение 10 дней.
Судья: