решение об оспаривании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости



К делу №2-185/11 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 февраля 2011 года Геленджикский городской суд Краснодарского края

в составе

председательствующего Дрепа М.В.

при секретаре Литвиновой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Шевыряхиной Т. В. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Геленджике об оспаривании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Шевыряхина Т.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г. Геленджик об оспаривании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утверждая, что в августе 2010 года обратилась в УПФ РФ в г.Геленджике с заявлением о назначении указанной выше пенсии, как лицу, более 30 лет осуществлявшему лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, представив необходимые документы.

Решением комиссии УПФ РФ по г.Геленджику от 12.08.2010г. ей было отказано в назначении пенсии, поскольку комиссия не засчитала в специальный стаж периоды ее работы: с 26.03.1984г. по 31.05.1984г, с 01.10.1984г. по 30.04.1985г, с 01.10.1985г. по 31.05.1986г, с 01.10.1986г. по 31.05.1987г, с 01.10.1987г. по 01.06.1995г. в должности заведующей фельдшерским пунктом <данные изъяты> в льготном порядке - 1 год работы за 1 год и 3 месяца;

с 01.06.1995г. по 01.11.1999г. в должности медицинской сестры, старшей медицинской сестры медпункта, медицинской сестры медпункта <данные изъяты> в льготном порядке - 1 год работы за 1 год и 3 месяца; с 02.11.1999г. по 31.12.2006г. в должности медицинской сестры, старшей медицинской сестры медпункта, медицинской сестры медпункта <данные изъяты> в календарном порядке.

Считает отказ неправомерным и просит суд обязать ответчика включить в ее специальный стаж для назначения досрочной пенсии, вышеуказанные периоды работы и назначить пенсию со дня обращения за ней.

В судебном заседании истица поддержала требования по указанным основаниям.

Представитель ответчика с иском не согласен по основаниям, изложенным в возражениях, согласно которым работа истицы протекала в должностях и учреждениях, не предусмотренных Списками…, в связи с чем указанные периоды работы не могут быть учтены в специальный стаж (л.д.39-42).

Представитель 3-го лица поддержал исковые требования.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст.7 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ, в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.9 постановления Пленума Верховного Суда РФ №25 от 20 декабря 2005г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям) которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Согласно материалов дела, истица в 1984г. окончила <данные изъяты> по специальности «фельдшер» и работает по специальности в различных медицинских учреждениях, в том числе: с 26.03.1984г. до 01.06.1995г. -заведующей фельдшерским пунктом <данные изъяты>, с 01.06.1995г. по 31.12.2006г. <данные изъяты> в должности медсестры, ст.медсестры медпункта.

Как следует из решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в г.Геленджике от 12.08.2010г, истице отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», поскольку в ее специальный стаж в льготном исчислении ( 1 год работы за 1 год и 3 месяца) не включены периоды ее работы в должности зав.фельдшерским пунктом <данные изъяты> с 1984г. по 1995г.и с 01.06.1995г. по 01.11.1999г.в должности медсестры, ст.медсестры медпункта <данные изъяты>. Кроме того, не включена в спецстаж в календарном порядке ее работа с 02.11.1999г. по 31.12.2006г. в должности медсестры, ст.медсестры медпункта в <данные изъяты>

Суд не может согласиться с решением комиссии.

Вступивший в силу с 01.11.1971г. Закон РСФСР от 29.07.1971г. «О здравоохранении», устанавливал (ч.1 ст.13), что к медицинской деятельности допускаются лица, получившие специальную подготовку и звания в соответствующих высших и средних специальных учебных заведениях СССР.

Статьей 17 Закона предусматривалось, что льготы, предоставляемые медицинским и фармацевтическим работникам, устанавливаются законодательством Союза ССР и РСФСР.

В соответствии со ст.58 Закона СССР от 14.07.1956г. «О государственных пенсиях» Советом Министров СССР было принято и с 01.01.1960г. вступило в силу постановление от 17.12.1959г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которое предусматривало, что пенсия за выслугу лет врачам и другим работникам здравоохранения по перечню учреждений, организаций и должностей (утвержденному этим же постановлением) назначается при стаже работы по специальности не менее 25 лет в сельских местностях и поселках городского типа (рабочих поселках) и не менее 30 лет в городах.

Согласно Перечня… к таким лечебно-профилактическим учреждениям относились амбулаторно-поликлинические учреждения всех типов и наименований (амбулатории, медицинские кабинеты и пункты, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты) и должности - фельдшеры, медицинские сестры - все независимо от наименования должности.

Вышеуказанное постановление Совета Министров СССР действовало на территории Российской Федерации до его признания утратившим силу с 01.10.1993г. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993г. № 953.

До 01.01.2002г. пенсионное обеспечение в РФ осуществлялось по нормам Закона РФ от 20.11.1990г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ», который к числу оснований для пенсионного обеспечения относил и длительное выполнение определенной профессиональной деятельности для отдельных категорий трудящихся (ст.2).

Согласно ст.81 Закона пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливается при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464 утвержден «Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии со ст.81 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

Списком предусматривалось, что к таким работникам относились врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования и должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности (п.1).

Постановлением (п.2) установлено, что работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в Списке, 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1 год и 3 месяца. В стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам здравоохранения…засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

С 1 ноября 1999г. вступило в силу постановление Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066, которым были утверждены «Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», и «Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».

Согласно п.3 постановления в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999г. засчитывались в соответствии со Списком…, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными п.1 настоящего постановления. Правила…по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1.11.1999г.

Согласно Правил…,утвержденных постановлением №1066, в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком, а также …фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций), независимо от ведомственной подчиненности (п.1).

Врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливается при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за 1 год и 3 месяца (п.2).

Таким образом, учитывая, что п.2 постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №464 предусматривал, что один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном исчислении (за один год и три месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.

Согласно записей в трудовой книжке, истица с 26.03.1984г. по 01.06.1995г. работала в должности заведующей фельдшерским пунктом <данные изъяты>, а с 01.06.1995г. по 31.12.2006г. <данные изъяты> в должности медицинской сестры, старшей медицинской сестры медпункта, медицинской сестры медпункта.

Как следует из материалов дела, в соответствии с Директивой Главного штаба Сухопутных войск МО СССР от ДД.ММ.ГГГГ образован военный дом отдыха <данные изъяты> с местом расположения в <адрес>. В настоящее время учреждение переименовано - Федеральное государственное учреждение «Военный дом отдыха <данные изъяты>.

Согласно Устава, учреждение предназначено для оказания санаторно-курортного лечения, реабилитации и организации отдыха военнослужащих МО РФ и членов их семей, гражданского персонала МО РФ и другого контингента (п.1.3). В числе предметов деятельности учреждения предусмотрено оказание медицинской помощи больным, учреждение вправе осуществлять виды деятельности - медицинскую помощь взрослому и детскому населению (п.3.2). В состав учреждения входит медицинский пункт.

Как следует из штатного расписания от 23.08.1994г, в состав дома отдыха входит подразделение обеспечения - медицинский пункт со штатом в количестве 11 единиц, в том числе 5 единиц - медицинские сестры.

Согласно лицензий и протоколов к ним, учреждению разрешается осуществление медицинской деятельностью - сестринское дело, лечебное дело, неотложная помощь, амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь.

В Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. В силу ст.10 названного Федерального закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации.

В соответствии со ст.28 указанного Федерального закона постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781 утверждены новые «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения…» и «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения…».

В разделе «наименование должностей» Списка… указан средний медицинский персонал: - медицинская сестра, старшая медицинская сестра.

Согласно п.6 Правил… в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в Списке в медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных организаций (воинских частей).

Таким образом, исходя из установленных по делу обстоятельств и вышеприведенных положений пенсионного законодательства, с учетом правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.01.2004г. №2-П, в спецстаж истицы в льготном исчислении (один год работы за один год и три месяца) подлежат включению периоды ее работы с 26.03.1984г. по 01.06.1995г.в должности заведующей фельдшерским пунктом <данные изъяты>, и с 01.06.1995г. по 01.11.1999г. в должности медицинской сестры, старшей медицинской сестры медпункта, медицинской сестры медпункта <данные изъяты> а в календарном исчислении период ее работы с 02.11.1999г. по 31.12.2006г. в должности медицинской сестры, старшей медицинской сестры медпункта, медицинской сестры медпункта <данные изъяты>

Поскольку на момент обращения истицы за назначением пенсии ее специальный стаж в льготном исчислении составлял свыше 30 лет, решение комиссии УПФ РФ в г.Геленджике от 12.08.2010г. об отказе истице в назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», суд находит неправомерным.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Шевыряхиной Т. В. удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г.Геленджике включить в специальный стаж Шевыряхиной Т.В, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», периоды ее работы: с 26.03.1984г. по 31.05.1984г, с 01.10.1984г. по 30.04.1985г, с 01.10.1985г. по 31.05.1986г, с 01.10.1986г. по 31.05.1987г, с 01.10.1987г. по 01.06.1995г. в должности заведующей фельдшерским пунктом <данные изъяты>,

с 01.06.1995г. по 01.11.1999г. в должности медицинской сестры, старшей медицинской сестры медпункта, медицинской сестры медпункта в <данные изъяты> в льготном исчислении - один год работы за один год и три месяца;

с 02.11.1999г. по 31.12.2006г. в должности медицинской сестры, старшей медицинской сестры медпункта, медицинской сестры медпункта в <данные изъяты> в календарном исчислении, и принять решение о назначении Шевыряхиной Т.В. указанной пенсии с момента подачи ею заявления - 03.08.2010 года.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья