о признании отказа администрации МО Геленджик в передаче в собственность земельного участка незаконным



К делу № 2 -219/11 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 февраля 2011 года Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Чурсиной Галины Викторовны,

при секретаре Солод Дарье Викторовне,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Николаевой Л.К. против администрации муниципального образования город-курорт Геленджик о признании отказа администрации муниципального образования город-курорт Геленджик в передаче в собственность земельного участка незаконным и возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Николаева Л.К. обратилась к суду с иском против ответчика о признании отказа администрации муниципального образования город-курорт Геленджик в передаче ей в собственность земельного участка, площадью 476 кв.м с кадастровым номером .. незаконным и возложении на ответчика обязанности заключить с ней договор купли-продажи земельного участка, площадью 476 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, ул. ..., с кадастровым номером .., необходимого для размещения объекта торговли и услуг, выкупной стоимостью, определяемой в соответствии со ст. 36 ЗК РФ и установленной по правилам, предусмотренным ст. 2 ФЗ от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие ЗК РФ», В обоснование заявленных требований указала, что на основании договора № 1 от 06.09.2010 г. является собственником нежилых помещений, расположенных на испрашиваемом земельном участке. При обращении в администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик с предложением к заключению с ней договора купли-продажи спорного земельного участка, ей было отказано в заключении договора купли-продажи земельного участка по тем основаниям, что он относится к категории земель - особо охраняемая территория. Считая отказ незаконным, просит удовлетворить исковые требования полностью.

В судебном заседании истица в лице своего представителя поддержала заявленные требования по изложенным в иске основаниям.

Представитель администрации муниципального образования город-курорт Геленджик просит отказать в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок относится к особо охраняемой природной территории, имеющей федеральное значение. В соответствии со ст. 27 ЗК РФ земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий ограничены в обороте и не подлежат предоставлению в частную собственность, за исключением случаев, если федеральным законом разрешено предоставление таких земельных участков в частную собственность (п.4 ст. 28 ЗК РФ). Согласно п.7 ст.2 ФЗ от 14.03.1995 г. № 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», особо охраняемые природные территории федерального значения определяются Правительством РФ. Распоряжением Правительства РФ от 12.04.1996 г. № 591-р город Геленджик отнесен к особо охраняемой природной территории, имеющей федеральное значение. Из п. 1 ч.2 ст. 94 ЗК РФ следует, что к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Учитывая изложенное, истице отказано в передаче земельного участка в собственность.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании, Николаевой Л.К. на основании договора № 1 от 06.09.2010 г. принадлежат на праве собственности нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Геленджик, ул. .... Право собственности зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06.10.2010 г.

12.10.2010 г. Николаева Л.К. обратилась в администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик с предложением к заключению с ней договора купли-продажи вышеуказанного земельного участка.

Письмом от 12.11.2010 г. заместителя главы администрации муниципального образования город-курорт Геленджик Николаевой Л.К. сообщено, что передать ей в собственность испрашиваемый земельный участок не представляется возможным, поскольку распоряжением Правительства РФ от 12.04.1996 г. № 591-р г. Геленджик отнесен к особо охраняемой природной территории, имеющей федеральное значение.

Давая правовую оценку доводам ответчика, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Предоставление земельных участков в собственность осуществляется за плату.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

изъятия земельных участков из оборота;

установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Статьей 36 ЗК РФ определено, что исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.

Статьей 3 ЗК РФ определено, что к отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесного, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов РФ применяются соответствующее законодательство. К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Согласно ст. 7 ЗК РФ земли в РФ по целевому назначению подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса. Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В соответствии с требованиями ст.ст. 94,95,96 ЗК РФ в состав земель особо охраняемых территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, должны включаться конкретные земли, обладающие природными лечебными ресурсами, которые должны быть в установленном законодательством порядке определены и отнесены к землям особо охраняемых территорий, поскольку земли особо охраняемых территорий и объектов - это категория земель. Сам по себе факт нахождения конкретного земельного участка на территории административно-территориальной единицы - муниципального образования г.Геленджик не означает, что земельный участок, находящийся в пользовании Николаевой Л.К., является особо охраняемой землей, т.к. на территории г. Геленджика находятся земли различных категорий, указанных в ст.7 ЗК РФ, а не только земли особо охраняемых территорий и объектов.

Действующим законодательством установлены различные порядок и процедура отнесения земельного участка к землям особо охраняемых территорий.

Статьей 31 Закона Краснодарского края от 5 ноября 2002 года № 532-КЗ регламентируется порядок отнесения земель к землям особо охраняемых природных территорий краевого значения, для чего требуется решение высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края, в котором указываются категории земельных участков, которые переводятся в категорию земель особо охраняемых территорий и их особый правовой режим. К решению прилагается перечень земельных участков, включаемых в состав земель особо охраняемых природных территорий с приложением планово-картографическго материала с нанесенными границами земельных участков и указанием собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков и обладателей сервитутов. Установление на местности границ земель особо охраняемых природных территорий краевого значения осуществляется на основании указанного решения.

В отношении спорного земельного участка указанные действия не осуществлялись и акты не применялись.

В соответствии со ст. 56 ЗК РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

На основании ст.8 ЗК РФ категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов РФ и актах органов местного самоуправления опредоставлении земельных участков, договорах, предметом которых являются земельные участки, государственном кадастре недвижимости, документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Из материалов дела следует, что земельный участок был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование предыдущему собственнику строений - ООО КФ «Фрукты-Овощи» на основании постановления главы администрации г. Геленджика № 2487 от 24.11.1993 г. и на этих же правах перешел к Николаевой Л.К., как правопреемнику.

Из кадастрового плана земельного участка площадью 476 кв.м, расположенного по адресу: г. Геленджик, ул. ..., с кадастровым номером .., необходимого для строительства объектов туризма, торговли и услуг, следует, что испрашиваемый земельный участок относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства объектов туризма, торговли и услуг.

На основании изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Николаевой Л.К. удовлетворить.

Признать отказ администрации муниципального образования город-курорт Геленджик в передаче Николаевой Л.К. земельного участка, площадью 476 кв.м, (кадастровый номер ..) в собственность незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик заключить с Николаевой Л.К. договор купли-продажи земельного участка, земли населенных пунктов, площадью 476 кв.м, (кадастровый номер ..), необходимый для строительства объектов туризма, торговли и услуг расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, ул. ..., выкупной стоимостью, определяемой в соответствии со ст. 36 ЗК РФ и установленной по правилам предусмотренным ст. 2 Федерального закона о 25.10.2001 г. № 137 - ФЗ «О введении в действие ЗК РФ».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через городской суд в течение 10 дней.

Судья: