решение по иску Кожариновой О. И. к Кривоносовой Л. А., Головань И. Г., Абрасимовской Л. Г. о признании сделки купли-продажи действительной, признании права собственности на земельный участок



к делу №2-416/11г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 марта 2011 года Геленджикский городской суд Краснодарского края

в составе

председательствующего Дрепа М.В.

при секретаре Литвиновой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Кожариновой О. И. к Кривоносовой Л. А., Головань И. Г., Абрасимовской Л. Г. о признании сделки купли-продажи действительной, признании права собственности на земельный участок,

У С Т А Н О В И Л:

Кожаринова О.И. обратилась в суд с иском к Кривоносовой Л.А, Головань И.Г, Абрасимовской Л.Г. о признании сделки купли-продажи действительной и признании права собственности на земельный участок, утверждая, что 01.04.2004г. заключила с Кривоносовой Л.А. в лице Головань И.Г. договор купли-продажи земельного участка площадью 400 кв.м, расположенного по адресу: г.Геленджик, СТ «Парус», участок №, уплатив 2000 долларов США (по курсу на день продажи 60 000 рублей). Взамен ей были переданы ключи и садоводческие книжки. С этого времени пользуется участком по назначению, уплачивает необходимые взносы и налоги.

В 2005г. она вместе с Кривоносовой Л.А. обратилась в земельный комитет за оформлением участка, но им было отказано, так как участок был предоставлен не Кривоносовой Л.А, а ее супругу, К.Г.П., умершему ДД.ММ.ГГГГ

В 2008г. решением суда за наследниками К.Г.П. было признано право собственности на участок, но Кривоносова Л.А. стала уклоняться от сделки. В связи с этим просит суд признать сделку купли-продажи действительной и признать за ней право собственности на спорный земельный участок.

В судебном заседании представитель истицы поддержал требования по указанным основаниям.

Представитель Кривоносовой Л.А. с иском не согласен по основаниям, изложенным в возражениях (л.д.23-24), согласно которым сделка заключена лицом, не являвшимся собственником указанного земельного участка, просит применить срок исковой давности.

Головань И.Г. и Абрасимовская Л.Г. с иском согласны.

Представитель СНТ «Парус» в разрешении спора полагается на усмотрение суда, пояснив, что истица не принималась в члены товарищества, членская книжка ей не выдавалась.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд не находит законных оснований для удовлетворения исковых требований.

Федеральный закон от 15 апреля 1998г. №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединения граждан» устанавливает, что членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет и имеющие земельные участки в границах такого товарищества.

Членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения могут стать в соответствии с гражданским законодательством наследники членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в том числе малолетние и несовершеннолетние, а также лица, к которым перешли права на земельные участки в результате дарения или иных сделок с земельными участками (п.п.1,2 ст.18).

Каждому члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в течение трех месяцев со дня приема его в члены правление такого объединения обязано выдать членскую книжку или другой заменяющий ее документ (п.5 ст.18).

Статьей 30 (утратившей силу Федеральным законом от 26.06.2007г. №118-ФЗ) предусматривалось, что собственники садовых, огородных и дачных земельных участков вправе их продать, подарить, передать в залог, аренду, срочное пользование, обменять, заключить договор ренты или договор пожизненного содержания с иждивением, а также добровольно отказаться от указанных участков (ч.1 п.1).

В соответствии с п.2 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Исходя из этого и положений п.1 ст.209 ГК РФ).

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (п.1 ст.131 ГК РФ).

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права (абз.2 п.1 ст.2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Как следует из договора от 01.04.2004г, продавцом земельного участка № в с/т «Парус» выступала Головань И.Г, действующая по расписке от имени Кривоносовой Л.А, продавцу участок принадлежит на основании постановления главы администрации г. Геленджика №866 от 10.04.1992г. (л.д.9-10).

Вместе с тем, как следует из материалов дела право общей долевой собственности Головань И.Г, Абрасимовской Л.Г. и Кривоносовой Л.А. на земельный участок площадью 400 кв.м. по адресу: г. Геленджик, с/т «Парус», участок № возникло на основании решения мирового судьи 14-го судебного участка г.Геленджика от 22 октября 2008 года и зарегистрировано в установленном порядке: 24.12.2009г. - за Головань И.Г. и Абрасимовской Л.Г, 09.03.2011г. - за Кривоносовой Л.А.

Следовательно, ни Кривоносова Л.А, ни Головань И.Г. не могли распоряжаться спорным земельным участком до этого времени, так как не являлись его собственниками.

Согласно решения мирового судьи, Кривоносова Л.А, Головань И.Г, Абрасимовская Л.Г. являются наследниками К.Г.П., умершего ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением Главы Администрации г. Геленджика от 10.04.1992г. №866 спорный участок был предоставлен в собственность К.Г.П., однако при жизни К.Г.П. не оформил участок надлежащим образом в собственность (не получил правоудостоверяющий документ), в связи с чем его наследники не могли вступить в наследство на данное имущество.

В силу ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные решением мирового судьи имеют преюдициальное значение по настоящему делу.

Кроме того, согласно п.3 ст.129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Земельный кодекс Российской Федерации (п.1 ст.37) уточняет объект договора купли-продажи земельного участка. Таким объектом могут быть только те земельные участки, которые прошли государственный кадастровый учет. Объясняется это тем, что земельный участок признается недвижимым имуществом после того, как в отношении него осуществлен государственный кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер (ст.ст.5,7 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости).

Как следует из кадастрового паспорта, земельный участок площадью 400 кв.м. по адресу: г. Геленджик, с/т «Парус», участок № был поставлен на кадастровый учет 13.08.2005г.

Следовательно, до этого момента спорный земельный участок не мог быть предметом сделки.

Гражданско-правовая сделка не может считаться действительной, если она не соответствует законодательству.

Таким образом, вышеуказанная сделка купли-продажи земельного участка № в СНТ «Парус» г. Геленджика не соответствует требованиям гражданского и земельного законодательства и не может быть признана действительной.

Согласно п.2 ст.199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Поскольку течение срока исковой давности началось в 2005г. (как следует из искового заявления) и стороной в споре заявлено о применении исковой давности, истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием к отказу в иске.

Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Кожариновой О. И., отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

К.Г.П.я