« К делу № 2-1597/11»
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 мая 2011 года г. ГеленджикГеленджикский городской суд Краснодарского края в составе:председательствующего: судьи Дроздова К.В.
при секретаре : Залевской Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Соляник А.В. об оспаривании действия должностных лиц Администрации МО город-курорт Геленджик,
У С Т А Н О В И Л:Соляник А.В. обратился в суд с заявлением о признании решения управления Архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 15.02.2011г. незаконным и возложении обязанности на должностных лиц Администрации МО город-курорт Геленджик выдать заключение о признании жилого строения, расположенного по адресу: г. Геленджик, СТ «Морская гавань» № пригодным для постоянного проживания.
Заявление мотивирует тем, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок по вышеуказанному адресу, предоставленный для садоводства, на котором расположено жилое строение без права регистрации в нем. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке.
Обратился с заявлением о регистрации по месту жительства, однако ОУФМС РФ по Краснодарскому краю в г. Геленджике ему было отказано и рекомендовано обратиться в управление архитектуры и градостроительства для получения заключения о признании жилого строения пригодным для проживания.
Письмом УАиГ г. Геленджика от 15.02.2011г. заявителю отказано со ссылкой на то, что делопроизводство комиссии по признанию жилых строений, расположенных на садовых земельных участках, пригодными для проживания, осуществляет управление жилищно-коммунального хозяйства, одновременно сообщено, что границы населенных пунктов муниципального образования город-курорт Геленджик в настоящее время не установлено, а существующие садоводческие товарищества расположены на землях сельскохозяйственного назначения и не входят в перспективные границы населенных пунктов.
Считает указанный отказ незаконным, нарушающим конституционные права заявителя, поскольку спорное жилое строение соответствует требования, которым должны отвечать жилые строения, содержит все коммуникации, является единственным местом жительства заявителя, отсутствие регистрации по месту жительства лишает заявителя возможности реализовать свое конституционное право на социальное обеспечение, получение медицинской страховки, в связи с чем вынужден обратиться в суд.
В судебном заседании Соляник А.В. доводы заявления поддержал по основаниям, в нем изложенным. Кроме того, дополнил, что неоднократно обращался в различные инстанции органов местного самоуправления по данному поводу, однако Администрацией МО г.Геленджик до настоящего времени не принято решение по заявленным требованиям, чем нарушаются его конституционные права.
Представитель Администрации МО город-курорт Геленджик доводы заявления не признал по основаниям, изложенным в письме об отказе, пояснил, что заявитель должен был обратиться в комиссию, а не в Управление архитектуры и градостроительства, просил в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав участников процессе, исследовав материалы дела, суд считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Соляник А.В., на праве собственности на основании архивной выписки из Постановления Главы администрации г. Геленджика от 19.03.1993г. № 695 принадлежит земельный участок, площадью 608 кв.м., расположенный по адресу: г. Геленджик садоводческое товарищество «Морская гавань», участок №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для садоводства. На основании декларации от 04.07.2008г. и вышеуказанной архивной выписки, на праве собственности Соляник А.В. принадлежит жилое строение без права регистрации проживания, расположенное на садовом земельном участка, назначение: жилое, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 23.04.2008г. серия 23-АД № 820915 и от 24.07.2008г. серия 23-АЕ № 023052.
Постановлением Конституционного суда РФ от 14 апреля 2008г. № 7-П признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (ч.1 и 2), 27 ч.1, 55ч.3, абзац второй статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан», в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке.
При этом Конституционный суд отметил, что ст. 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" закрепляет основные понятия, используемые для целей данного Федерального закона. Ее абзац второй, раскрывая содержание понятия "садовый земельный участок", определяет его целевое назначение - выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также отдых.
Названная норма-дефиниция воспринимается правоприменительной практикой как обладающая регулятивными функциями, поскольку, указывая на целевое назначение садового земельного участка и одновременно - на отсутствие у гражданина права регистрации проживания в возводимом на нем жилом строении, предопределяет тем самым и целевое использование этого жилого строения: оно предназначается для отдыха и может быть, соответственно, только местом пребывания, при том что возможность постоянного проживания в нем не предусматривается, но и не исключается.
Гражданским кодексом Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в том числе с ее статьей 35, предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (пункты 1 и 2 статьи 209); в собственности граждан может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам; количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (пункты 1 и 2 статьи 213).
Гражданское законодательство не предполагает введение ограничений, касающихся предельных размеров жилых строений, возводимых на садовых земельных участках, однако требует при этом от собственника земельного участка соблюдения строительных норм и правил (пункт 1 статьи 263 ГК Российской Федерации), которые унифицированно регламентируют соответствующие вопросы (СНиП 30-02-97 "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан" и СП 11-106-97 "Разработка, согласование, утверждение и состав проектно-планировочной документации на застройку территории садоводческих (дачных) объединений граждан").
Закон Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" определил жилищный фонд как совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности (статья 1) и предоставил гражданам, имеющим в собственности жилые строения, расположенные на садовых и дачных земельных участках и отвечающие требованиям нормативов, предъявляемым к жилым помещениям, право переоформить их в качестве жилых домов с приусадебными участками на праве частной собственности в порядке, установленном законодательством (часть третья статьи 9).
Тем самым в жилищное законодательство была введена норма, характеризовавшая расположенные на садовых земельных участках строения - с учетом изменившегося потребительского назначения этих строений - в качестве жилых, а следовательно, не исключавшая возможность постоянного проживания в них и допускавшая их правовую трансформацию в жилые дома, в которых граждане могут быть зарегистрированы по месту жительства.
Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" утратил силу с 1 марта 2005 года в связи с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Данный Кодекс конкретизировал конституционно-правовое понятие "жилищный фонд" (статья 40, часть 3, Конституции Российской Федерации) и определил в статье 19, что жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Во исполнение данного предписания было издано Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301), согласно пункту 2 которого государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
В отличие от прежнего порядка государственного учета жилищного фонда, основанного на критерии функционального назначения строения, действующая в настоящее время система государственного учета жилищного фонда, исходя из нового гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации, в качестве критерия называет фактическую пригодность жилого строения для постоянного проживания и тем самым не исключает возможность отнесения пригодных для проживания жилых строений, расположенных на садовых земельных участках, к индивидуальному жилищному фонду.
Предоставляя собственнику земельного участка право возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам, пункт 1 статьи 263 ГК Российской Федерации одновременно обязывает его соблюдать помимо градостроительных и строительных норм и правил требования пункта 2 статьи 260 данного Кодекса об использовании земельного участка в соответствии с его целевым назначением.
Между тем на назначении садовых земельных участков, находящихся на землях населенных пунктов, отразилось принятие Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно его статье 85 в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к определенным территориальным зонам, в частности жилой зоне и зоне сельскохозяйственного использования.
С учетом того, что Градостроительный кодекс Российской Федерации (часть 2 статьи 35) позволяет включать в состав жилых зон зоны застройки индивидуальными жилыми домами, зоны застройки малоэтажными жилыми домами, а также зоны жилой застройки иных видов, возникают практически идентичные правовые режимы земельных участков, предоставляемых для ведения садоводства и для ведения дачного хозяйства, на которых фактически возведены индивидуальные жилые дома.
Одним из принципов, на которых основывается Земельный кодекс Российской Федерации и иные акты земельного законодательства, является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1). Одновременно в земельном законодательстве и в законодательстве о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан сохранен принцип целевого использования садового земельного участка, при том что гражданским и жилищным законодательством возможность использования жилых строений в иных, помимо отдыха граждан, целях, в том числе для постоянного или преимущественного проживания, не исключается.
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" изменил правовой статус садовых домиков, определив соответствующие строения, расположенные на садовых земельных участках, как жилые. По смыслу абзаца второго его статьи 1, такие жилые строения предназначаются для отдыха, при этом норма, закрепляющая требование о первоочередном использовании садовых земельных участков для осуществления сельскохозяйственной деятельности, в действующем законодательстве отсутствует.
В целях недопущения нарушений прав граждан, Главой администрации (Губернатором) Краснодарского края Постановлением № 1185 от 29 декабря 2009 года утверждено «Положение о порядке признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания».
В соответствии с п.1.3. вышеуказанного Положения, признание жилого строения пригодным (непригодным) для постоянного проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных строений установленным в настоящем Положении требованиям.
Комиссия создается органом местного самоуправления в установленном им порядке. В состав комиссии включаются представители органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются так же представителя органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, организаций, осуществляющих инвентаризацию и регистрацию объектов недвижимости, в необходимых случая - органов архитектуры, градостроительства и других организаций.
К работе комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого строения.
В судебном заседании установлено, что по заявлению Соляник А.В. мероприятий, установленных действующим законодательством выполнено не было, таким образом, суд приходит к убеждению, что права заявителя нарушены действиями должностных лиц управления и архитектуры Администрации МО города-курорта Геленджик.
В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, суд признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Соляник А.В. - удовлетворить.
Признать решение управления архитектуры и градостроительства Администрации МО город-курорт Геленджик от 15.02.2011 года № 110-52-749/11-01-11 незаконным.
Обязать должностных лиц органа местного самоуправления - Администрации МО город-курорт Геленджик принять решение, в порядке установленном Постановлением Главы администрации (Губернатора) Краснодарского края № 1185 от 29 декабря 2009 года, о признании жилого строения, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, С/Т «Морская гавань», участок № пригодным (непригодным) для постоянного проживания граждан.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда, через Геленджикский городской суд, в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий: