«К делу 2-2319/11»
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 августа 2011 года г.Геленджик
Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего: Дроздова К.В.
при секретаре: Чижковой В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов муниципального образования г. Геленджик, в интересах неопределенного круга лиц к Абиян А.С., Паниной М.В. о запрете осуществления строительных работ,
УСТАНОВИЛ:
Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к Абиян А.С., Паниной М.В. в интересах муниципального образования г. Геленджик, неопределенного круга лиц о запрете ответчикам и иным лицам осуществлять возведение объекта капитального строительства на земельных участках по адресу: г.Геленджик, ул.Кирова/Кубанская, 120/35, ул. Кубанская, 35. В обоснование иска указал, что вышеназванные смежные земельные участки принадлежат ответчикам на праве собственности. В отсутствие разрешительной документации Абиян А.С. и Панина М.В. осуществляют на данных земельных участках строительство здания, которое по своим параметрам не соответствует признакам объекта индивидуального жилищного строительства. Согласно исковому заявлению, для строительства спорного объекта ответчиками должно быть получено положительное заключение экологической экспертизы проектной документации. По мнению истца, стоящийся ответчиками объект капитального строительства является самовольной постройкой и его возведение нарушает права и законные интересы муниципального образования г. Геленджик в части, касающейся оплаты налогов, нарушений полномочий органа местного самоуправления по планировке и застройке территорий, профиля улиц, увеличение нагрузки на инженерные сети, а также может повлечь причинение вреда окружающей среде и гражданам. На основании ст.12 Гражданского кодекса РФ истец просит удовлетворить исковые требования, запретив ответчикам и иным лицам осуществлять строительство спорного объекта.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчиков на основании доверенности против удовлетворения иска возражала, пояснив, что требования необоснованны, никаких запретов на строительство объектов недвижимости на земельном участке по ул.Кубанской 35, не имеется. Земельный участок не отнесен к особо охраняемым природным территориям. Истцом неверно избран способ защиты прав Муниципального образования г.Геленджик. а так же неопределенного круга лица, поскольку по сути своей являются обеспечительной мерой, что нарушает конституционные права ответчиков. Кроме того, город Геленджик и входящие в него административно-территориальные единицы до настоящего времени не имеют статуса курортов федерального, регионального либо местного значения, а также организованные в установленном порядке округа санитарной охраны курорта, что соответственно не требует получение заключения государственной экологической экспертизы. Между тем, необоснованны доводы истца о том, что отсутствует разрешение на строительство объектов недвижимости, поскольку оно имеется в материалах дела.
Представитель администрации муниципального образований г.Геленджик исковые требования поддержал, указав, что на земельных участках по адресу: г. Геленджик, ул. Кирова/Кубанская, 120/35, ул.Кубанская, 35 ответчиками осуществляется строительство многоквартирного дома, в то время как администрацией муниципального образований г. Геленджик ответчикам было выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома.
Изучив материалы дела, заслушав мнения сторон, суд пришел к выводу, что исковые требования необоснованны и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании договора дарения от 18.03.2010 г. Абиян А.С. принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 427 кв.м, кадастровый №, по адресу: г.Геленджик, ул. Кирова/Кубанская, №120/35, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20.04.2010 г. серии №. Паниной М.В. принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 430 кв.м, кадастровый №, по адресу: г.Геленджик, ул. Кубанская, 35 на основании договора купли-продажи земельного участка и ? доли жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 08.09.2010 г. серии №.
На указанных смежных земельных участках ответчиками осуществляется возведение объекта капитального строительства.
Предъявляя ответчикам исковые требования о пресечении действий, нарушающих право, или создающих угрозу его нарушения, истец воспользовался положениями статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Однако положения этой статьи не предусматривают такого самостоятельного способа судебной защиты.
Диспозиция указанной нормы предусматривает следующий способ –восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Законодатель определил в указанной статье восстановление положения, существовавшего до нарушения права, как основной способ защиты, а пресечение действий, нарушающих такое право или создающих угрозу его нарушения – как способ защиты от продолжающегося посягательства на право, подлежащее защите.
В соответствии с исковым заявлением, постановлением Совета Министров РСФСР от 17.12.1987 г. №494 установлены границы и режим округа санитарной охраны Геленджикской группы курортов.
В силу ч.1 ст. 16 Федерального закона от 23.02.1995 г. №26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями.
Согласно п. 7.1 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "Об экологической экспертизе" объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Отсюда Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор делает вывод, что муниципальное образование г. Геленджик является курортом федерального значения, а земельные участки по адресу: г.Геленджик, ул. Кирова/Кубанская, 120/35, ул. Кубанская, 35 относятся к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения и для строительства на указанных земельных участках здания требуется положительное заключение экологической экспертизы проекта.
В материалы дела представлено решение Геленджикского городского суда от 03.06.2009 г. №2-1236/09 по делу по заявлению Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования г. Геленджика о признании незаконными действий органа местного самоуправления в части выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства.
Данный судебный акт мотивирован тем, что в соответствии с Перечнем особо охраняемых природных территорий (природных объектов) побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 1996 г. N 591-р г. Геленджик отнесен к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
В связи с этим, суд признал незаконными действия администрации муниципального образования г. Геленджик в части выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального образования г. Геленджика в отсутствие положительного заключения государственной экспертизы.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в соответствии с распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 685-р Перечень особо охраняемых природных территорий (природных объектов) побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение утратил силу.
Поскольку исковые требования Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов муниципального образования г. Геленджик, в интересах неопределенного круга лиц к Абиян А.С., Паниной М.В. предъявлены после отмены распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 апреля 1996 г. №591-р, в рассматриваемом гражданском деле решение Геленджикского городского суда от 03.06.2009 г. №2-1236/09 не подлежит применению.
В ходе судебного разбирательства установлено, что город Геленджик и входящие в него административно-территориальные единицы до настоящего времени не имеют статуса курортов федерального, регионального либо местного значения, а также организованные в установленном порядке округа санитарной охраны курорта. Об этом свидетельствует следующее.
В постановлении Совета Министров СССР от 28.08.1970 № 723 «О мерах по упорядочению застройки территорий курортов и зон отдыха и строительства санаторно-курортных учреждений и учреждений отдыха» г.Геленджик не назван в качестве курорта общесоюзного значения».
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.01.1971 №11 был утвержден перечень курортов РСФСР, имеющих республиканское значение. Город Геленджик в этот перечень не вошел.
В соответствии со статьей 107 Земельного кодекса РСФСР (1970 года) в интересах обеспечения необходимых условий для лечения и отдыха населения, а также с целью охраны природных лечебных факторов на всех курортах устанавливаются округа санитарной охраны.
05.09.1973 постановлением №654 Совета Министров СССР было утверждено Положение о курортах, в соответствии с пунктом 5 которого отнесение курортов производится к курортам общесоюзного значения - Советом Министров СССР по совместному представлению ВЦСПС, Министерства здравоохранения СССР и Совета Министров соответствующей союзной республики; к курортам республиканского значения - Советом Министров союзной республики по совместному представлению ВЦСПС и Министерства здравоохранения союзной республики; к курортам местного значения - Советом Министров союзной республики, не имеющей областного деления, или Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного Совета народных депутатов по совместному представлению республиканского совета профсоюзов (в РСФСР - ВЦСПС) и министерства здравоохранения союзной республики.
При этом во исполнение указанного постановления какого-либо решения об отнесении г.Геленджика к курортам союзного, республиканского либо местного значения не принималось.
В соответствии с Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик (1990 года) порядок пользования землями промышленности, транспорта, курортов, заповедников и иного несельскохозяйственного назначения, установления зон с особыми условиями землепользования (округа санитарной охраны и т.п.) определяется положениями об этих землях, утверждаемыми Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР. Соответствующего положения по городу Геленджику не принималось.
В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №28-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.
Курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение.
Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения в порядке, установленном правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Порядок и особенности функционирования отдельного курорта определяются положением о данном курорте. В зависимости от значения курорта положение о нем соответственно утверждается Правительством Российской Федерации либо соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся и в Федеральном законе от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
При этом после принятия указанных актов, признание территории города Геленджика курортом федерального, краевого либо местного назначения не осуществлялось, положение о курорте не утверждалось.
Более того, в соответствии со статьей 16 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», а также Положением об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденным Постановлением Российской Федерации от 07.12.1996 №1425, охрана курортов и их земель осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.
Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Однако соответствующий вышеназванной правовой норме документ в отношении г. Геленджика не был разработан и утвержден надлежащим образом.
Из положений Законов Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» и аналогичных законов Краснодарского края, следует, что Правительством Российской Федерации и исполнительными органами субъектов Российской Федерации должны создаваться схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий и курортов, должен вестись государственный кадастр.
Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.
Доказательств о том, что территория муниципального образования г. Геленджик включена в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, суду не предоставлено.
Следует также отметить, что по данным кадастровых паспортов земельные участки по адресу: г. Геленджик, ул. Кирова/Кубанская, 120/35, ул. Кубанская, 35 относятся к землям населенных пунктов. В кадастровых паспортах названных земельных участков отсутствует информация об их отнесении к особо охраняемым природным территориям.
Таким образом, предусмотренная законодательством и иными нормативными правовыми актами процедура образования на территории города Геленджика особо охраняемой природной зоны не была соблюдена. Аналогичная позиция Верховного суда Российской Федерации выражена в определении от 04.12.2007 по делу №18-В07-139.
Следовательно, вывод Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора об отнесении вышеуказанных земельных участков к землям особо охраняемых природных территорий не соответствует действительности.
Поскольку земельные участки по адресу: г. Геленджик, ул.Кирова/Кубанская, 120/35, ул. Кубанская, 35 не относятся к землям особо охраняемых природных территорий, проект возводимого на данных земельных участках объекта не подлежит государственной экологической экспертизе.
В материалы дела представлено разрешение на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Паниной М.В. администрацией муниципального образования г. Геленджик на строительство 3-этажного индивидуального жилого дома на земельном участке по ул. Кубанская, 35 в. Геленджике.
В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суду не представлены доказательства, подтверждающие, что возводимый ответчиками на земельных участках по адресу: г. Геленджик, ул.Кирова/Кубанская, 120/35, ул. Кубанская, 35 объект по своим параметрам, архитектурному и объемно-планировочному решению не соответствует признакам объекта индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, приведенные в обоснование исковых требований Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора доводы не нашли подтверждения в ходе рассмотрения дела, поскольку в отношении муниципального образования г. Геленджик не была выполнена процедура отнесения его к курортам федерального значения, территория, расположенная в границах данного муниципального образования не относится к землям особо охраняемых природных территорий и необходимость получения положительного заключения экологической экспертизы проектной документации для строительства на данной территории не требуется. В деле отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ответчики осуществляют строительство многоквартирного жилого дома.
С учетом изложенного и вышеприведенных норм закон, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора, поэтому в удовлетворении иска следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов муниципального образования г. Геленджик, в интересах неопределенного круга лиц к Абиян А.С., Паниной М.В. о запрете осуществления строительных работ - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение десяти дней со дня его вынесения через Геленджикский городской суд Краснодарского края.
Судья: