к делу № 2-902/11
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
05 апреля 2011 г. Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего: Короткого В.А.
при секретаре: Меляковой М.Н.
с участием прокурора Пономарева С.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании незаконными бездействия органа местного самоуправления по непринятию мер по соблюдению санитарно-эпидемиологического и земельного законодательства при организации и содержании мест захоронения умерших граждан (кладбищ), -
У С Т А Н О В И Л:
Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с требованием признать незаконными бездействия органа местного самоуправления по непринятию мер по соблюдению санитарно-эпидемиологического и земельного законодательства при организации и содержании мест захоронения умерших граждан (кладбищ) в с.Архипо-Осиповка, с.Текос, с.Тешебс, с.Марьина Роща, с.Кабардинка, с.Дивноморское, с.Возрождение, п. Светлый, х.Джанхот, с.Адербиевка, с.Береховое, х.Бетта, с.Криница г.Геленджика, Краснодарского края.
В обосновании своих требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки законности соблюдений требований санитарно-эпидемиологического и земельного законодательства установлено, расположение ряда кладбищ в границах лесного фонда, а также не организован отвод ливневых вод, размещения туалетов, твердого покрытия под контейнерами для сбора мусора.
Действующим законодательством обязанность по устранению таких нарушений возложена на орган местного самоуправления, однако администрация МО г.Геленджика мер до настоящего времени не принимает, нарушая права неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Пономарев С.Ю. иск с учетом изменений поддержал в полном объеме и просил удовлетворить.
Представитель администрации МО г.Геленджика при разрешении спора полагался на усмотрение суда.
Представитель ТО ТУ Роспотребнадзор по Краснодарскому краю в г.Геленджике требования поддержал.
Представитель Департамента лесного хозяйства Краснодарского края в судебное заседание не явился, причины уважительности неявки не сообщил. Суд определил рассмотреть дело в его отсутствии.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает уточненный иск прокурора г. Геленджика подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
Согласно п. 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация ритуальных услуг, под которыми понимаются услуги, связанные с погребением, а также строительством, реконструкцией, благоустройством или ремонтом объектов похоронного назначения, оказываемые на безвозмездной основе или за плату.
Актами технического обследования лесного участка (л.д.11-24) установлено и подтверждается, что ряд кладбищ размещены в границах земель лесного фонда, что нарушает право собственника земельного участка на владение, пользование и распоряжение своим имуществом (ст.209 ГК РФ).
В частности кладбище в х. Джанхот занимает лесной участок площадью 0,1 га в квартале 75А выделе 30; кладбище в с. Адербиевка занимает лесной участок площадью 2,5 га в квартале 31А выделе 1,2 и в квартале 28А выделах 26,27; кладбище в с.Дивноморское занимает лесной участок площадью 1,4 га в квартале 80А выделе 9, в квартале 71А выделе 13, кладбище в с. Марьина роща занимает лесной участок площадью 0,5 га в квартале 21А выделах 34,35, в квартале 27Б выделе 11; кладбище в с.Прасковеевка занимает лесной участок площадью 0,5 га в квартале 118А выделах 48,49; кладбище в п.Светлый занимает лесной участок площадью 0,4 га в квартале 47А выделах 19, 20, 22; кладбище в районе Голубой бухты г. Геленджика занимает лесной участок площадью 1 га в квартале 53 Б выделах 13, 11, 12; кладбище в с. Архипо-Осиповка занимает лесной участок площадью 1,5 га в квартале 202А выделов 79, 80, 81, 82, 87; кладбище в с. Михайловский перевал занимает лесной участок площадью 0,5 га в квартале 16Б выдела 14; кладбище в с. Широкопшадское занимает лесной участок площадью 0,8 га в квартале 116А выдела 1; кладбище в с. Криница занимает лесной участок площадью 0,6 га в квартале ЗОБ выдела 18; кладбище в с. Возрождение занимает лесной участок площадью 1 га в квартале 51Б выделов 66, 65; в с. Возрождение кладбище занимает лесной участок площадью 1,5 га в квартале 61Б выделах 61, 44; кладбище в с. Возрождение занимает лесной участок площадью 1,5 га в квартале 48Б выделах 31,33.
Статьей 25 Лесного кодекса РФ установлен перечень видов использования лесов. Организация мест захоронений (кладбищ) не включена в перечень видов лесопользования. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ст.8).
Кроме того, согласно акту проверки соблюдения санитарно- эпидемиологического законодательства, составленному ТО ТУ Роспотребнадзор по Краснодарскому краю в г.Геленджике, в нарушение п.2.2 СанПиН 2.1.1279-03 на кладбище в с. Архипо-Осиповка не произведен отвод ливневых вод, в результате чего происходит подтопление могил. В нарушение п.7.4, 7.2, 7.10 СанПиН 2.1.1279-03 на кладбище отсутствуют надворный туалет, емкость для технической воды, контейнер для сбора мусора.
При содержании кладбищ в с.Текос и с.Тешебс допущены нарушения п. 7.4 СанПиН 2.1.1279-03, выразившееся в отсутствии на территории надворных туалетов.
На кладбище в с. Марьина роща в нарушение пунктов 7.4, 7.10, 7.2 СанПиН 2.1.1279-03 отсутствуют надворные туалеты, твердое покрытие под установленными контейнерами, система водоснабжения. В нарушение п.7.10 СанПиН 2.1.1279-03 на территории кладбища в с. Кабардинка отсутствует твердое покрытие под установленными контейнерами. В нарушение п. 2.9 СанПиН 2.1.1279-03 на территории кладбищ в с.Дивноморское, с.Возрождение (17 км.), х.Джанхот, п.Светлый, с. Адербиевка не выделены и не оборудованы функциональные зоны, отсутствуют технический водопровод или емкость для хранения технической воды. На территории кладбищ с.Береговое, х. Бетта, с. Криница не оборудованы контейнерные площадки, отсутствуют контейнеры для мусора, что является нарушением пунктов 7.9, 7.10 СанПиН 2.1.1279-03.
В соответствии с ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
В ходе проверки установлено, что кладбище в п. Светлый расположено в зоне санитарной охраны источника централизованного водоснабжения -Адербо-Мезыбского месторождения пресных вод, кладбища в с. Возрождение (17км), с. Михайловский перевал, с. Адербиевка, расположены в границах зон санитарной охраны открытых водоемов - горных рек, что является нарушением п. 2.2 СанПиН 2.1.1279-03.
Таким образом, судом установлено, что неисполнение администрацией г.Геленджика обязанностей, предусмотренных законодательством об организации местного самоуправления, привело к нарушениям требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при размещении и эксплуатации кладбищ, что, в свою очередь, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, закрепленное в Конституции РФ и Федеральном законе от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, закрепленное в ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд-
Р Е Ш И Л:
Искровое заявление Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования г.Геленджик по непринятию мер по соблюдению санитарно-эпидемиологического и земельного законодательства при организации и содержании мест захоронения умерших граждан (кладбищ).
Обязать администрацию муниципального образования г.Геленджик устранить допущенные нарушения в соответствии с Санитарными правилами устройства и содержания общественных уборных, утвержденными Заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 19.06.1972г. №983-7, путем:
- организации на кладбище с. Архипо-Осиповка отвода ливневых вод, размещения надворного туалета, емкости для технической воды и контейнера для сбора мусора;
- размещения на территории кладбищ с. Текос и с. Тешебс надворных туалетов;
- размещения на территории кладбища в с. Марьина роща надворного туалета, твердого покрытия под установленными контейнерами, организации системы водоснабжения;
- устройства на территории кладбища в с.Кабардинка твердого покрытия под установленными контейнерами для сбора мусора;
- устройства технического водопровода или емкости для хранения технической воды на кладбищах в с. Дивноморское, с. Возрождение (17 км.), х. Джанхот, п. Светлый, с. Адербиевка;
- размещения на территории кладбищ с.Береговое, х. Бетта, с.Криница контейнеров для мусора и устройства твердого покрытия под контейнерами.
Обязать администрацию муниципального образования г.Геленджик инициировать перевод категории земель занятых лесных участков под размещение кладбищ в иную категорию земель, допускающих размещение кладбищ.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Геленджикский городской суд в течение 10 дней.
Судья :