РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дата обезличена Дата обезличена г. Красноярск
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Медведева И.Г., при секретаре Поповой Я.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Григорьева Евгения Ивенальевича к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Российской Федерации по Красноярскому краю о взыскании компенсации морального вреда за незаконное уголовное преследование,
УСТАНОВИЛ:
Григорьев Е.И. обратился в суд с иском к Министерству финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю о взыскании компенсации морального вреда за незаконное уголовное преследование, ссылаясь на следующие обстоятельства. 01 марта 2005 года в отношении истца было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст.159 УК РФ и в период с 20 марта 2005 года по 16 апреля 2009 года - по п. «Б» ч.3 ст.174.1 УК РФ. Необоснованное обвинение истца в указанных тяжких преступлениях причинило Григорьеву Е.И. нравственные страдания и переживания, компенсацию морального вреда он оценивает в размере 30 000 рублей.
Истец Григорьев Е.И. в зале суда поддержал свои исковые требования в полном объеме по указанным выше основаниям.
Представитель ответчика - Министерства финансов Российской Федерации Черноброва А.А. (полномочия проверены) возражала против удовлетворения исковых требований Григорьева Е.И., указывая на то, что за истцом не признавалось право на реабилитацию, им не представлены доказательства причинения ему нравственных и физических страданий со стороны государственных органов, заявленная сумма компенсации не отвечает признакам разумности и справедливости.
Представитель третьего лица - прокуратуры Красноярского края Фадеев В.И. (полномочия проверены) с исковыми требованиями также не согласился в полном объеме, ссылаясь на то, что фактически истец был осужден за совершенное преступление, право на реабилитацию за ним не признавалось. Истцом не обоснована сумма компенсации морального вреда, не представлены доказательства причинения ему страданий по вине следственных органов.
Заслушав доводы истца, представителя ответчика и третьего лица, изучив исковое заявление, исследовав иные имеющиеся доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.53 Конституции РФ, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В ходе судебного разбирательства дела установлено, что 01 марта 2005 года в отношении бывшего сотрудника ОВД Абанского района Григорьева Е.И. было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст.159 УК РФ в отношении Григорьева Е.И. было прекращено в связи с тем, что в его действиях фактически усматриваются составы иных преступлений - предусмотренных ч.3 ст.260 и ч.3 ст.174.1 УК РФ.
19 июля 2005 года Григорьеву Е.И. предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ч.3 ст.260 УК РФ (незаконная порубка деревьев) и п. «Б» ч.3 ст.174.1 УК РФ (легализация имущества, приобретенного лицом в результате совершения им преступления, совершенная группой лиц по предварительному сговору).
В ходе предварительного расследования в отношении Григорьева Е.И. была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.
Приговором Абанского районного суда Красноярского края от 30 января 2009 года Григорьев Е.И. был осужден по ч.3 ст.69 УК РФ к 4 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Мера пресечения до вступления приговора в законную силу оставлена без изменения - в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.
Кассационным определением Красноярского краевого суда от 16 апреля 2009 года указанный приговор был отменен в части осуждения истца по п. «Б» ч.3 ст.174.1 УК РФ, в указанной части производство по делу прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24 УК РФ в связи с отсутствием в его действиях состава данного преступления.
В итоге Григорьев Е.И. осужден за совершение преступления, предусмотренного ч.3 ст.260 УК РФ к двум годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении, а также с лишением права занимать должности, связанные с функциями представителя власти и организационно-распорядительными функциями в органах внутренних дел сроком на 2 года.
Таким образом, уголовное преследование в отношении Григорьева Е.И. по п. «Б» ч.3 ст.174.1 УК РФ в период с 19 июля 2005 года по 15 апреля 2009 года осуществлялось незаконно.
В силу требований ст.133, 136 УПК РФ, право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеет осужденный в случаях полной или частичной отмены вступившего в законную силу обвинительного приговора суда и прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части первой статьи 27 настоящего Кодекса. Иски о компенсации за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства.
Как следует из п.2 ч.1 ст.27 УПК РФ, уголовное преследование в отношении подозреваемого или обвиняемого прекращается по следующим основаниям: прекращение уголовного дела по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 6 части первой статьи 24 настоящего Кодекса.
Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях (определения от 16 февраля 2006 года N 19-О, от 20 июня 2006 года N 270-О, от 18 июля 2006 года N 279-О и от 19 февраля 2009 года N 109-О-О), статья 133 УПК Российской Федерации не содержит положений, исключающих возможность возмещения вреда лицу, в отношении которого было вынесено постановление (определение) о прекращении уголовного преследования по реабилитирующему основанию, по той лишь причине, что одновременно это лицо было признано виновным в совершении какого-либо другого преступления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ по смыслу закона, в таких ситуациях суд, исходя из обстоятельств конкретного уголовного дела и руководствуясь принципами справедливости и приоритета прав и свобод человека и гражданина, может принять решение о возмещении частично реабилитированному лицу вреда, если таковой был причинен в результате уголовного преследования по обвинению, не нашедшему подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Таким образом, поскольку судом кассационной инстанции в части осуждения Григорьева Е.И. по п. «Б» ч.3 ст.174.1 УК РФ уголовное дело было прекращено по п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ (отсутствие в деянии состава преступления), истец имеет право на возмещение вреда, связанного с незаконным уголовным преследованием в указанной части, в виде компенсации морального вреда.
В соответствии со ст.1070 ГК РФ, вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Согласно ст.1071 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
На основании указанной статьи и п.1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998г. №273), от имени казны РФ действует Министерство финансов РФ.
Приказом Минфина России от 25.08.2006г. №114 н/9н на управления федерального казначейства в субъектах РФ возложена организация и ведение в судах работы по выступлению от имени казны Российской Федерации на основании доверенности, выданной Министерством финансов Российской Федерации каждому управлению федерального казначейства.
В соответствии со ст.151 ГК РФ под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающие на принадлежащие гражданину нематериальные блага, или нарушающие его личные неимущественные права.
Кроме того, как следует из Постановления Пленума ВС РФ от 20 декабря 1994 г. N 10, моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и т.п.
Согласно пояснениям Григорьева Е.И. его нравственные страдания были обусловлены тем, что в течение длительного периода времени (с июля 2005 года по апрель 2009 года) он необоснованно обвинялся в совершении тяжкого преступления, предусмотренного п. «Б» ч.3 ст.174.1 УК РФ за которое ему грозило наказание до 8 лет лишения свободы, все это время он был вынужден доказывать свою невиновность в этом преступлении, он сильно нервничал, переживал, на почве нервного стресса у него обострились хронические заболевания, он обращался за медицинской помощью.
Доводы Григорьева Е.И. о том, что в период с 01 марта по 20 июля 2005 года он также необоснованно подвергался уголовному преследованию по ч.3 ст.260 УК РФ и п. «Б» ч.3 ст.174.1 УК РФ.
Согласно требованиям ст.1100 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
На основании ч.2 ст.1101 ГК РФ, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Учитывая вышеназванные установленные судом обстоятельства, а также особенности личности истца, его социальный статус на момент привлечения к уголовной ответственности, тяжесть предъявленного обвинения, длительность необоснованного уголовного преследования, а также состояние здоровья истца, руководствуясь принципом разумности и справедливости, суд определяет размер морального вреда подлежащего возмещению ответчиком за счет казны Российской Федерации в сумме 10 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Григорьева Евгения Ивенальевича удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Григорьева Евгения Ивенальевича компенсацию морального вреда за незаконное уголовное преследование в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение 10 дней с момента его изготовления в полном объеме, путем подачи кассационной жалобы через канцелярию Железнодорожного районного суда г. Красноярска.
Решение изготовлено в полном объеме Дата обезличена
Судья И.Г. Медведев