РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Красноярск
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе
председательствующего судьи Лузгановой Т.А.,
при секретаре Анюточкиной И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора г.Сосновоборска, в интересах Осипенко Светланы Валерьевны к Министерству образования и науки Красноярского края, Администрации г.Красноярска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Сосновоборска обратился в суд с иском, заявленным в интересах Осипенко С.В., к Министерству образования и науки Красноярского края о возложении обязанности предоставить Осипенко С.В. на условиях социального найма жилое благоустроенное помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м., на территории г.Красноярска.
Требования мотивированы тем, что Осипенко С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей. Мать Осипенко Л.Г. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец вписан в свидетельство о рождении со слов матери. На основании постановления администрации Ленинского района г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ № Осипенко С.В. была определена в детское учреждение на полное государственное обеспечение. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Осипенко С.В. являлась воспитанницей КГБОУ «Красноярский детский <адрес>» и находилась на полном государственном обеспечении. В период проживания в детском доме, была зарегистрирована по адресу: <адрес>. На момент определения Осипенко С.В. в детский дом несовершеннолетняя проживала с матерью по адресу: <адрес> рабочий, 49-56, однако, согласно выписке из домовой книги, по указанному адресу она не зарегистрирована. Мать - Осипенко Л.Г. до дня смерти была прописана на территории Вознесенского сельского совета по адресу: <адрес>, однако, дети по этому адресу прописаны не были. Согласно выписке из домовой книги, по данному адресу никто не зарегистрирован. Согласно сведениям УФРС по Красноярскому краю, у Осипенко С.В. право собственности на объекты недвижимости отсутствует.
ДД.ММ.ГГГГ Осипенко С.В. завершила обучение в муниципальном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На момент определения в данное госучреждение, Осипенко С.В. закрепленного жилья не имела. В настоящее время Осипенко С.В. проживает у родственников в <адрес>. Таким образом, Осипенко С.В. является лицом, оставшимся без попечения родителей, нуждающимся в получении жилья. Осипенко С.В. обратилась в прокуратуру <адрес> с заявлением об обращении в суд в ее интересах с иском о предоставлении жилого помещения.
В ходе рассмотрения дела, прокурором <адрес> были изменены исковые требования, в соответствии с которыми, прокурор просит обязать Министерство образования и науки Красноярского края поставить Осипенко С.В. на учет, в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением. Обязать администрацию <адрес> за счет средств краевого бюджета приобрести жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не ниже 15 кв.м. на территории <адрес>, в муниципальную собственность в порядке, установленном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления Осипенко С.В. по договору социального найма.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ измененные исковые требования приняты к производству, к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация г.Красноярска.
В судебном заседании лицо, в интересах которого заявлены требования, Осипенко С.В. поддержала исковые требования, с учетом представленных изменений. Пояснила, что в период нахождения ее в детском доме, у нее отбиралось заявление для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилье, однако, по неизвестным ей причинам, данное заявление ни в администрацию <адрес>, по месту нахождения детского дома, ни в Министерство образования и науки Красноярского края передано не было.
Представитель ответчика Министерства образования и науки Красноярского края Кикичева Н.Ф. (полномочия проверены) возражала против удовлетворения исковых требований, указывая на то, что Осипенко С.В., на момент подачи искового заявления в суд, исполнилось 23 года, в связи с чем, она не подпадает под категорию лиц, которых, в соответствии с положениями Указа Губернатора Красноярского края «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» №-уг, ставит на учет Министерство образования и науки Красноярского края, для дальнейшего предоставления жилого помещения. Права данного лица ответчиком не нарушены, Осипенко С.В. в Министерство образования и науки Красноярского края с заявлением в установленном законом порядке не обращалась. Просила в иске отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - управления образования администрации Советского района г.Красноярска, Воробей В.А., действующая на основании доверенности от 12.01.2010 №08 (полномочия проверены) в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требования прокурора, заявленных в интересах Осипенко С.В., оставив разрешение спора на усмотрение суда. Суду пояснила, что КГБОУ «Красноярский детский дом №3» - законный представитель Осипенко С.В., на время ее нахождения в детском учреждении, заявление о постановке ее на учет по категории детей-сирот, для предоставления жилого помещения, в администрацию Советского района г.Красноярска не подавало.
И.о.прокурора г.Сосновоборска в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Измененные исковые требования поддерживает в полном объеме.
Администрация г.Красноярска извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представлено письменное ходатайство, в котором представитель ответчика Прохоренко Н.С. (полномочия проверены) указывает на свое несогласие с заявленными исковыми требованиями. По мнению, представителя администрации г.Красноярска, указанное лицо не является надлежащим ответчиком по данному делу, поскольку права Осипенко С.В. администрацией города не нарушались, администрация г.Красноярска не наделена полномочиями по распоряжению средствами краевого бюджета. Поскольку денежные средства из краевого бюджета для приобретения жилого помещения Осипенко С.В. не выделялись, у администрации города отсутствует возможность приобрести его для истца, более того, Осипенко С.В. не стоит на учете в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением. Кроме того, заключение договора социального найма входит в компетенцию администрации района в городе (Распоряжение администрации г.Красноярска №46-р от 26.02.2007г.). Исходя из изложенного, представитель администрации г.Красноярска возражает против иска, просит рассмотреть дело в ее отсутствие.
С учетом мнения сторон, дело рассмотрено в отсутствие прокурора г.Сосновоборска и представителя администрации г.Красноярска.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу положений п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы…
В соответствии со ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» №12-961 от 02.11.2000г., дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.
Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, утвержден указанным Указом Губернатора Красноярского края в соответствии с Законом Красноярского края от 02.11.2000 №12-961 «О защите прав ребенка», и устанавливает условия и механизм предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения.
Согласно п.2 Порядка приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения (в редакции от 05 марта 2010г.), органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма.
В соответствии с Указом Губернатора Красноярского края «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» (в редакции от 21.08.2009 N 131-уг), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа обеспечиваются жилой площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с п.1 Постановления администрации города Красноярска от 14.04.2005 г. № 192 «Об установлении нормы представления площади жилого помещения муниципального жилого фонда», социальная норма - норма предоставления жилого помещения, установлена в размере 15 кв. м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Согласно ч.2 ст.15 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Как установлено в ходе рассмотрения дела, Осипенко С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей. Мать истца - Осипенко Л.Г. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец вписан в свидетельство о рождении со слов матери (л.д.24, 25). На основании постановления администрации Ленинского района г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ № Осипенко С.В. была определена в детское учреждение на полное государственное обеспечение (л.д.15). В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Осипенко С.В. являлась воспитанницей КГБОУ «Красноярский детский <адрес>» и находилась в нем на полном государственном обеспечении (л.д.17). В период проживания в детском доме, была зарегистрирована по адресу: <адрес>. Из представленных по делу документов следует, что на момент определения Осипенко С.В. в детский дом, жилое помещение за ней не закреплялось, ввиду его отсутствия (л.д.9-11, 16, 19-21).
В судебном заседании установлено, что в настоящее время Осипенко С.В. проживает в <адрес>, по адресу: <адрес>17, у родственников, на регистрационном учете в данном жилом помещении не состоит (л.д.8). Согласно сведениям УФРС по <адрес>, за Осипенко С.В. права собственности на объекты недвижимости не зарегистрированы (л.д.12). Жилое помещение на условиях социального найма Осипенко С.В. не предоставлялось, на регистрационном учете нигде не состоит.
Таким образом, судом установлено, что Осипенко С.В. в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, жилое помещение на условиях договора социального найма ей не предоставлялось.
Как следует из пояснений Осипенко С.В., в период нахождения ее в детском доме, социальный педагог данного учреждения отобрала у нее заявление о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, по категории «дети-сироты», в администрацию Советского района г.Красноярска. Однако, данное заявление передано в администрацию Советского района г.Красноярска не было; в Министерство образования и науки Красноярского края от Осипенко С.В. заявление также не поступало. С заявлением в адрес прокурора г.Сосновоборска с просьбой обратиться в суд в ее интересах, Осипенко С.В. обратилась ДД.ММ.ГГГГ, до достижения ею 23-летнего возраста.
В соответствии с Указом Губернатора Красноярского края «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», Положением о порядке приобретения жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, Министерство образования и науки Красноярского края осуществляет учет детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющихся закрепленного жилого помещения, выявленных и постоянно проживающих на территории Красноярского края.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что действие Указа Губернатора Красноярского края «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», с учетом разработанного и утвержденного данным Указом Положения о порядке приобретения жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, распространяет свое действие на истца Осипенко С.В.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В данном случае, Осипенко С.В. лишена возможности самостоятельно обратиться в суд с заявлением, так как является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, таким образом, входит в категорию социально незащищенных граждан и нуждается в защите своих прав и интересов со стороны.
Тот факт, что КГБОУ «Красноярский детский дом №3», в период нахождения в нем на полном государственном обеспечении Осипенко С.В., не обратилось своевременно в органы местного самоуправления, либо, в соответствии с Указом Губернатора края №25-уг, - Министерство образования и науки Красноярского края с заявлением о постановке данного лица на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, не должно влиять на наличие у истца права на получение жилья, по категории сирот, поскольку данное право у Осипенко С.В. имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Министерство образования и науки Красноярского края поставить Осипенко Светлану Валерьевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением по категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Обязать администрацию г.Красноярска, после поступления средств краевого бюджета, приобрести жилое помещение, площадью не менее 15 кв.м., на территории г.Красноярска, для последующего предоставления Осипенко Светлане Валерьевне, по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Железнодорожный районный суд г.Красноярска в течение 10 дней после изготовления его в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
<данные изъяты>
Судья Лузганова Т.А.