Судебный акт - вступил в законную силу



Дело № 2-2287/2010

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Железнодорожный районный суд г.Красноярска в составе:

председательствующего судьи, Попцовой М.С.,

с участием помощника прокурора Центрального района г.Красноярска, Козловой Н.Е.,

истца Киселева А.И.,

при секретаре, Масленниковой Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального района г.Красноярска в интересах Киселева Андрея Ивановича к Министерству образования и науки Красноярского края, Администрации г.Красноярска о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Центрального района г.Красноярска обратился в суд с исковым заявлением в интересах Киселева Андрея Ивановича к Министерству образования и науки Красноярского края, Администрации г.Красноярска о предоставлении жилого помещения, ссылаясь на то, что Киселев А.И. в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей. Его мать Киселева А.И. на основании решения Центрального суда г.Красноярска была лишена родительских прав, сведения об отце были внесены в свидетельство о рождении со слов матери. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проживал на стационарном отделении МУ СРЦН «Парус», в дальнейшем выбыл на обучение в КГБОУ «Профессиональный лицей №» <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, где находился на государственном обучении. В период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время обучается в Профессиональном лицее № г.Красноярска на бюджетной форме обучения. Жилое помещение за Киселевым А.И. при определении его в государственное учреждение на полное государственное обеспечение не закреплялось в связи с его отсутствием. Распоряжением Администрации Центрального района г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ Киселев А.И. был принят на учет в качестве нуждающегося с жилом помещении, предоставляемом детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, номер его очереди №. Между тем, в настоящее время он закрепленного жилого помещения не имеет, права собственности или иные вещные права на объекты недвижимого имущества на его имя не зарегистрированы, жилое помещение по договору социального найма ему не предоставлялось, постоянное место жительства у него отсутствует, он живет у разных знакомых. Решением Краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, он поставлен на учет и включен в список детей-сирот, не имеющих жилья. Обязанность по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью в соответствии с установленным порядком, возложена на Министерство образования и науки Красноярского края. Просил обязать Министерство образования и науки Красноярского края приобрести в краевую собственность за счет средств краевого бюджета жилое помещение размером не менее 15 кв.м. общей площади на территории г.Красноярска, и безвозмездно передать данное жилое помещение в собственность администрации г.Красноярска для последующего предоставления Киселеву А.И. по договору социального найма, обязать Администрацию г.Красноярска предоставить Киселеву А.И. по договору социального найма изолированное благоустроенное жилое помещение размером не менее 15 кв.м. общей площади на территории г.Красноярска и заключить с Киселевым А.И. договор социального найма жилого помещения.

В дальнейшем прокурор дополнил исковые требования, в связи с изменением порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам и возложения данной обязанности на муниципальные образования, просит обязать Министерство образования и науки Красноярского края обеспечить Киселева А.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р. на территории г.Красноярска жилым помещением площадью не менее 15 кв.м. общей площади; обязать Администрацию г.Красноярска приобрести жилое помещение в собственность муниципального образования при поступлении средств краевого бюджета изолированное благоустроенное жилое помещение размером не менее 15 кв.м. общей площади на территории г.Красноярска и предоставить данное жилое помещение Киселеву А.И. по договору социального найма.

В судебном заседании помощник прокурора Центрального района г.Красноярска Козлова Н.Е. и истец Киселев А.И. уточненные исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика - Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв, в котором указал, что с искомыми требованиями не согласен, т.к. нарушения прав Киселева А.И. не имеется, жилое помещение может быть предоставлено ему только после окончания пребывания в образовательном учреждении, а он на сегодняшний день получает образование в учреждении профессионального образования. Кроме того, в середине марта 2010г. его с младшими братьями поставили на учет для получения жилья как детям из категории детей-сирот, оснований для предоставлении Киселеву А.И. жилое помещения ранее тех, кто стоит в очереди до него, не имеется. Министерство не отказывает истцу в предоставлении жилья. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика Администрации г.Красноярска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство, в котором указал, что является ненадлежащим ответчиком, т.к. органы местного самоуправления для выполнения полномочий по предоставлению жилья детям-сиротам, должны получать финансирование из краевого бюджета. При выделении средств жилое помещение приобретается и предоставляется конкретному лицу, поскольку денежные средства выделяются для приобретения жилого помещения именно этому лицу. Возложение на Администрацию г.Красноярска обязанности по приобретению жилого помещения при отсутствии финансирования из краевого бюджета противоречит действующему законодательству, поскольку фактически Администрация г.Красноярска не нарушала права истца. Администрация г.Красноярска не является лицом, уполномоченным заключать договоры социального найма, это компетенция Администрации района в городе. Возражают против удовлетворения заявленных требований без наличия финансирования из краевого бюджета.

Суд с согласия прокурора и истца Киселева А.И. рассматривает настоящее дело в порядке заочного производства.

Представители третьих лиц: органа опеки и попечительства Администрации Железнодорожного района г.Красноярска, Министерства финансов Красноярского края, третьи лица Туркин С.Н. и Туркин В.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав прокурора, истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма (п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ).

Согласно ст.8 ФЗ от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», (в редакции закона от 17.12.2009г.), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В силу ч.2 ст.17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» от 02.11.2000г. №12-261 (в редакции закона от 06.03.2008г.), дети, находящиеся под опекой, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений...., обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края. Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края.

Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 №25-уг «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» установлен «Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», согласно которого Министерство образования и науки Красноярского края осуществляет учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения, выявленных и постоянно проживающих на территории Красноярского края, с учетом даты рождения и даты представления документов.

Этим же Указом Губернатора Красноярского края определен «Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения», который устанавливает условия и механизм предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма. Жилое помещение должно соответствовать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа обеспечиваются жилой площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору социального найма. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилых помещений, состоящим на учете в министерстве образования и науки Красноярского края, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации, по месту жительства, которое ребенок имел на момент утраты родительского попечения.

Законом Красноярского края №9-4225 от 24.12.2009г. «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» исполнительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края на 2010г. наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка".

Передаваемые государственные полномочия включают в себя:

а) приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения;

б) предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ N 25-уг "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения".

На осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий бюджетам муниципальных образований края предоставляются субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета.

Судом установлено, что решением Центрального районного суда г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ мать истца Киселева О.А. была лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего Киселева А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Киселев А.И. был передан органам опеки и попечительства для устройства в государственной учреждение на полное государственное обеспечение (л.д.25). Как указано в справке о рождении Киселева А.И. №, сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка (л.д.22). Киселева О.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.23)

Согласно справке Красноярского краевого адресного бюро Киселева О.А. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по прописке и выписке не значилась (л.д.27). Как установлено актом от ДД.ММ.ГГГГ обследования условий проживания несовершеннолетнего Киселева А.И. Киселева О.А. проживает по адресу: <адрес> с детьми временно, без регистрации. Несовершеннолетний Киселев А.И. имущества и жилой площади в <адрес> не имеет (л.д.32).

Согласно справкам Администрации Центрального района г.Красноярска Киселеву А.И. и его матери Киселевой О.А. жилое помещение муниципального жилищного фонда по договору социального найма не предоставлялось (л.д.36, 37).

В настоящее время Киселев А.И. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>1 (л.д.24)

По сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, ФГУП «Ростехинвентаризация» за Киселевым А.И. права собственности, иные вещные права на недвижимое имущество не зарегистрированы (л.д.28, 29).

В соответствии со сведениями МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Парус» Киселев А.И. находился на стационарном обучении Центра на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выбыл на обучение в КУОЦ <адрес> (л.д.33). С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец обучался в Профессиональном училище № <адрес>, находился на полном государственном обеспечении (л.д.34). С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он обучался в профессиональном лицее № <адрес> (л.д.35).

По заявлению Киселева А.И. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.41) распоряжением Администрации Центрального района г.Красноярска № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.39) он был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемом по договору социального найма, и имеющего внеочередное право на предоставление жилого помещения по договору социального найма в качестве лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, номер очереди 41.

Орган опеки и попечительства управления образования администрации Центрального района г.Красноярска письмом от ДД.ММ.ГГГГ направил в адрес Министерства образования и науки Красноярского края документы на Киселева А.И. для рассмотрения и постановки на учет лиц, оставшихся без попечения родителей и не имеющих закрепленного жилого помещения (л.д.17). ДД.ММ.ГГГГ Киселев А.И. обратился с заявлением к Министру образования и науки с просьбой поставить его на учет детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, в котором указал, что жилым помещением в <адрес> не обеспечен, вынужден проживать в съемной квартире по <адрес>1 <адрес> (л.д.18).

На основании решения краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, от ДД.ММ.ГГГГ Киселев А.И. совместно с братьями Туркиными поставлен на учет в Министерстве образования и науки Красноярского края в качестве нуждающегося в жилье (л.д.42).

Имеющимися документами подтверждается, что Киселев А.И. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения. На момент утраты родительского попечения Киселев А.И. проживал в г.Красноярске. Жилое помещение за ним не закреплялось в связи с его отсутствием. В июне 2010г. он закончил обучение в образовательном учреждении профессионального образования, однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.

Постановлением Администрации г.Красноярска от 14.04.2005г. №192 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории г.Красноярска» норма предоставления установлена в размере 15 кв.м.

Суд признает обоих ответчиков: Министерство образования и науки Красноярского края и Администрацию г.Красноярска надлежащими, так как восстановление прав истца Киселева А.И. возможно только при взаимодействии исполнительных органов края и города. Так, Министерство образования и науки не может предоставить жилое помещение Киселеву А.И., поскольку государственные полномочия на 2010г. по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, переданы исполнительным органам муниципальных образований края, в Перечень которых входит МО г.Красноярск (Приложение №1 к Закону края от 24 декабря 2009 г. N9-4225), в свою очередь, Администрация г.Красноярска не может выполнить возложенные на нее полномочия в связи с отсутствием финансирования из краевого бюджета на эти цели.

Министерство образования и науки является главным распорядителем расходов краевого бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (Закон Красноярского края от 10.12.2009 №9-4155).

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым возложить обязанность на Министерство образования и науки Красноярского края предоставить денежные средства краевого бюджета Администрации г.Красноярска на приобретение для Киселева Андрея Ивановича на территории г.Красноярска жилого помещения, площадью не менее 15 кв.м. общей площади, а также возложить на Администрацию г.Красноярска обязанность приобрести жилое помещение в собственность муниципального образования при поступлении средств краевого бюджета изолированное благоустроенное жилое помещение размером не менее 15 кв.м. общей площади на территории г.Красноярска и предоставить данное жилое помещение Киселеву А.И. по договору социального найма.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.198, 233 - 237 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Центрального района г.Красноярска удовлетворить.

Обязать Министерство образования и науки Красноярского края предоставить Администрации г.Красноярска денежные средства из краевого бюджета для приобретения Киселеву Андрею Ивановичу, благоустроенного, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, жилого помещения в г.Красноярске, размером не менее 15 кв.м. общей площади.

Обязать Администрацию г.Красноярска при поступлении средств краевого бюджета приобрести в собственность муниципального образования благоустроенное, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам жилое помещение в г.Красноярске размером не менее 15 кв.м. общей площади, которое предоставить Киселеву Андрею Ивановичу на условиях договора социального найма.

Разъяснить ответчикам право подать в Железнодорожный районный суд заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня получения копии этого решения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Красноярский краевой суд в течение 10 дней по истечении срока, предусмотренного для подачи ответчиками заявления об отмене заочного решения, с подачей жалобы через Железнодорожный районный суд.

Председательствующий:

Мотивированное заочное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

-32300: transport error - HTTP status code was not 200