Дело № 2-2230/2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ Железнодорожный районный суд г.Красноярска в составе:
председательствующего судьи, Попцовой М.С.,
с участием истца Черняева С.С.,
представителя ответчика Гаврилова Е.В.,
при секретаре, Масленниковой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черняева Степана Сергеевича к Министерству образования и науки Красноярского края, Администрации г.Лесосибирска Красноярского края о возложении обязанности по обеспечению жилым помещением в г.Лесосибирске,
У С Т А Н О В И Л:
Черняев С.С. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству образования и науки Красноярского края о возложении обязанности по обеспечению жилой площадью, ссылаясь на то, что он относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время зарегистрирован по адресу: <адрес>, мкр.7 <адрес>. Данный статус был установлен ему в г.Лесосибирске решением суда от ДД.ММ.ГГГГ Просил обязать Министерство образования и науки Красноярского края обеспечить его жилой площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленного в г.Лесосибирске.
В дальнейшем Черняев С.С. изменил и дополнил исковые требования, просит обязать Министерство образования и науки Красноярского края обеспечить его на территории г.Лесосибирска Красноярского края жилым помещением площадью не менее 15 кв.м. общей площади; обязать Администрацию г.Лесосибирска приобрести жилое помещение в собственность муниципального образования при поступлении средств краевого бюджета изолированное благоустроенное жилое помещение размером не менее 15 кв.м. общей площади на территории г.Лесосибирска Красноярского края и предоставить ему данное жилое помещение по договору социального найма.
В судебном заседании истец Черняев С.С. исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям, суду пояснил, что отца у него не было, мать лишена родительских прав. До 1996г. он жил в <адрес>79, где сейчас проживает бывший отчим Лапин с новой семьей. В 1997г. мать была лишена родительских прав, он переехал в <адрес> к бабушке, которая являлась его опекуном. Квартира в г.Прокопьевске не приватизирована, от участия в ее приватизации он не отказывался. Данная квартира закреплена за ним, однако поскольку он не намерен проживать в г.Прокопьевске, желает жить в г.Лесосибирске с последующим трудоустройством, где собственного жилья не имеет, считает, что ему должно быть предоставлено жилое помещение в г.Лесосибирске. Для этого Министерство образования и науки должно поставить его на учет, выделить деньги Администрации г.Лесосибирска, которая должна будет на эти деньги приобрести для него жилье.
Представитель ответчика - администрации Министерства образования и науки Красноярского края Гаврилов Е.В., действующий на основании доверенности №2590/и от 26.04.2010г., в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что истец не состоит на учете в Министерстве образования и науки Красноярского края, в краевую комиссию по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, Черняев С.С. не обращался. Заявление о постановке его на учет в качестве нуждающегося не поступало, не регистрировалось и не рассматривалось. Доказательства устного обращения его в Министерство не представлено, в графике приема посетителей он не числится. Кроме того, он имеет закрепленное жилое помещение в г.Прокопьевске Кемеровской области, что является безусловным основанием для отказа в его постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, приобретение и предоставление ему жилого помещения в г.Лесосибирске недопустимо. В материалах дела нет всего перечня документов, необходимых для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Помимо этого в настоящее время Министерство не предоставляет и не обеспечивает детей-сирот жилыми помещениями, данные полномочия были переданы органам местного самоуправления, Министерство же выполняет только организационно-распорядительные функции. Гражданин не является субъектом бюджетных отношений, потому право Черняева С.С. на представление ему без очереди жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию закона Красноярского края «О наделении органов местного самоуправления полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения». Просит отказать в удовлетворении исковых требований Черняева С.С. в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации г.Лесосибирска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом
Представитель третьего лица органа опеки и попечительства Администрации г.Лесосибирска, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования необоснованными и подлежащими отклонению.
Согласно ст.8 ФЗ от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», (в редакции закона от 17.12.2009г.), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.
В силу ч.2 ст.17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» от 02.11.2000г. №12-261 (в редакции закона от 06.03.2008г.), дети, находящиеся под опекой, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений...., обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края. Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края.
Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 №25-уг «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» установлен «Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», согласно которого Министерство образования и науки Красноярского края осуществляет учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения, выявленных и постоянно проживающих на территории Красноярского края, с учетом даты рождения и даты представления документов.
Эти же Указом Губернатора Красноярского края определен «Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения», который устанавливает условия и механизм предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма. Жилое помещение должно соответствовать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа обеспечиваются жилой площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору социального найма. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилых помещений, состоящим на учете в министерстве образования и науки Красноярского края, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации, по месту жительства, которое ребенок имел на момент утраты родительского попечения.
Законом Красноярского края №9-4225 от 24.12.2009г. «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» исполнительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края на 2010г. наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка".
Передаваемые государственные полномочия включают в себя:
а) приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения;
б) предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 года N 25-уг "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения".
На осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий бюджетам муниципальных образований края предоставляются субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета.
Судом установлено, что решением Лесосибирского городского суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ мать истца Лапина Н.Н. была лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего Черняева С.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Распоряжением Администрации г.Прокопьевска № 793 от 20.06.1996г. Лосевой Н.С. была разрешена опека над внуком Черняевым С.С.
Гарантийным письмом от ДД.ММ.ГГГГ за Черняевым С.С. было закреплено право пользования квартирой по адресу: <адрес>79. По информации Управления образования г.Прокопьевска двухкомнатная квартира по <адрес>79 общей площадью 42 кв.м. является муниципальной на основании обменного ордера № от ДД.ММ.ГГГГ В ордер включены Лапин О.В., Лапина Н.Н. и Черняев С.С. В настоящее время в поквартирной карточке на регистрационном учета данной квартиры значатся Лапин О.В., Лапина В.О., Дробот Т.А., Черняев С.С.
Кроме того, Черняев С.С. состоит на регистрационном учете по месту жительства опекуна по адресу: <адрес>, 7 мкр, 18-4. 1/2 доля в указанной квартире была приобретена его бабушкой Лосевой Н.С. на основании договора мены от ДД.ММ.ГГГГ и 1/2 доля приобретена на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ На момент подписания договора купли-продажи на регистрационном учете в указанной квартире состоят и имеют право пользования Лосева Н.С., Черняев С.С., Лапин А.О.
По сведениям Лесосибирского отдела Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, Лесосибирского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация», Прокопьевского отдела Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области за Черняевым С.С. права собственности, иные вещные права на недвижимое имущество не зарегистрированы.
Таким образом, судом установлено, что при установлении над Черняевым С.С. опеки в 1996г., за ним было закреплено муниципальное жилое помещение по <адрес>79 в <адрес>, где он состоит на регистрационном учете, до настоящего времени сохраняет право пользования и имеет право на участие в приватизации указанной квартиры.
При таких обстоятельствах, в связи с наличием закрепленного жилого помещения, у Черняева С.С. отсутствует право на обеспечение по месту жительства вне очереди жилой площадью, поскольку Закон прямо предусматривает возникновение такого права только у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в связи с чем суд отказывает истцу в удовлетворении исковых требований.
При этом, суд признает несостоятельными его доводы о том, что он не желает проживать в г.Прокопьевске, а желает остаться в г.Лесосибирске, где не имеет жилья, поскольку Закон не связывает возникновение права на предоставление жилого помещения с отсутствием закрепленного жилья в конкретном регионе.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Черняеву Степану Сергеевичу в удовлетворении исковых требований к Министерству образования и науки Красноярского края, Администрации г.Лесосибирска Красноярского края о возложении обязанности обеспечить жилым помещением в г.Лесосибирске, отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Железнодорожный районный суд.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ