Дело № 2-1881/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г.Красноярск
Железнодорожный районный суд г.Красноярска в составе
председательствующего судьи Лузгановой Т.А.,
при секретаре Анюточкиной И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Вахмистрова Дениса Викторовича об оспаривании действий должностных лиц,
У С Т А Н О В И Л:
Вахмистров Д.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий государственного органа - администрации ИЗ-24/1. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ он был помещен в камеру № СИЗО-1, где находится видеокамера, считает, что этим нарушены его права, предусмотренные ст. 23 Конституции РФ, и является вторжением в личную жизнь. Кроме того, ему не выдают продукты питания, в соответствии с Постановлением Правительства РФ №205 от 11 апреля 2005 года, а именно, его лишают молока, мяса, маргариновой продукции. Также его лишили права на просмотр телевизора, т.е. права на получение и поиск информации любым законным способом, на просвещение в культурной жизни и доступы к культурным ценностям. Помимо этого, в камере отсутствует водопроводная горячая вода, в связи с чем, ежедневно для стирки и гигиенических целей должна выдаваться горячая вода с учетом потребностей, но его лишили этого права. Юрисконсульт Николаева Е.В. отказала ему в предоставлении юридической помощи для написания искового заявления в суд, чем нарушила его права, предусмотренные ч.8 ст. 12 УИК РФ, ст. 48 Конституции РФ. Просит признать действия администрации ИЗ-24/1 незаконными, условия его содержания не соответствующими.
Вахмистров Д.В. отбывает наказание в исправительном учреждении, надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела. Недоставление заявителя в судебное заседание не нарушает его прав как участника судебного заседания, поскольку он не лишен возможности участвовать в судебном заседании через представителя или путем направления в суд письменных пояснений своей позиции, данные права были разъяснены заявителю.
Представитель ФБУ ИЗ-24/1, Николаева Е.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании с заявлением не согласилась, представила письменные возражения, в которых указала на то, что в соответствии со ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», подозреваемые и обвиняемые находятся в местах содержания под стражей под охраной и надзором и передвигаются по территориям этих мест под конвоем либо в сопровождении сотрудников мест содержания под стражей. В целях осуществления надзора может использоваться аудио- и видеотехника. Охрана подозреваемых, обвиняемых и осужденных и надзор за ними осуществляются круглосуточно личным составом дежурных смен в корпусных отделениях, внутренних и наружных постах. Для наблюдения за поведением подозреваемых, обвиняемых или осужденных в камерах, в коридорах режимных корпусов, на прогулочных дворах, в мастерских, за территорией запретных и режимных зон могут применяться телевизионные установки. На посту № в камере № применяется аналоговое изображение (с аналоговой видеокамеры), которые поступает сначала на квадратер, а потом на монитор. Изображение в связи с этим, не является четким, как в случае, если бы применялось цифровое изображение. Видеокамера установлена таким образом, чтобы видеооператор не видел санитарного узла, однако имел возможность следить за соблюдением правил внутреннего распорядка учреждения заключенными и соблюдением режимных требований. Согласно Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ «Об упорядочении допуска должностных лиц на пост № (далее специальный блок)», в целях упорядочения допуска должностных лиц на специальный блок, а так же во исполнение требований «Методических рекомендаций по созданию и оборудованию в следственном изоляторе участка для содержания отдельной категории лиц», разрешение доступ на пост № имеют 10 сотрудников мужского пола начальствующего состава, для осуществления надзора за камерами 20 сотрудников дежурных смен. Доступ на специальный блок без разрешения предоставляется начальнику ГУФСИН России по Красноярскому краю, начальнику СИЗО-1, и их заместителям. На службу на посту № привлекаются только наиболее квалифицированные сотрудники мужского пола. Данные предосторожности обусловлены тем, что данный пост предназначен для содержания лиц, срок заключения которых превышает 10 лет, а также для лиц, склонных к нападению, самоповреждению, нарушению режима содержания, побегу, самоубийству и т.д. Согласно приказа № дсп от ДД.ММ.ГГГГ с п.42.6. «Инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах УИС», в целях наблюдения за поведением подозреваемых, обвиняемых или осужденных на территории режимной (кроме камер) и хозяйственной зоны могут применяться видеокамеры, а также системы доступа, контролирующие порядок входа и выхода из зданий и помещений. В соответствиями с указанием директора ФСИН России Ю.И. Калинина ДД.ММ.ГГГГ № ДСП дополнением в подпункт 42.6 инструкции для осуществления наблюдения за лицами, содержащимися под стражей, было разрешено применение системы видеонаблюдения в камерах режимных корпусов. Таким образом, видеонаблюдение за заключенными, находящимися на посту № осуществляется сотрудниками мужского пола и делается, прежде всего, для того, чтобы защитить как самих заключенных, так и сотрудников учреждения.
Питание заключенных производится согласно Постановлению Правительства РФ от 11.04.2005г. № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечении подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время». За выполнением данного постановления следит комиссия из состава сотрудников оперативного отдела, медицинского работника, ДПНСИ, которые ежедневно следят за раскладкой продуктов, их приготовлением, а также за качеством приготовленной пищи.
В соответствии со ст.23 Федерального закона от 15.07.1995г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», все камеры обеспечивают средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. В СИЗО-1 имеется 270 камер для содержания заключенных. Из них, только 200 камер обеспечены телевизорами, финансирование на приобретение которых не выделяется. Изъятие телевизоров из камер происходит только из-за грубого нарушения режима содержания.
В соответствии со ст.42 Федерального закона от 15.07.1995г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды, горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности. Камеры СИЗО обеспечены исправными электрическими чайниками, которые в случае отключения горячей воды могут обеспечить горячей водой для питья, стирки и гигиенических целей,
При обращении Вахмистрова Д.В. к юристам учреждения об оказании помощи в написании исковых заявлений, ему был дан ответ, что в соответствии с п. 8 ст. 12 УИК РФ для получения юридической помощи осужденные получили право пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи. Таким образом, истцу было разъяснено, что юристы учреждения могут помочь ему только в том случае, если необходимо будет разъяснить правила внутреннего распорядка и другие вопросы, касающиеся порядка отбывания наказания в следственном изоляторе.
В ст. 23 Конституции РФ, на которую ссылается истец, действительно говорится, о том, что каждый человек имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Однако, не следует забывать, что человек, преступивший зам, т.е. совершивший преступление, должен предполагать, что в результате он может быть лишен свободы и ограничен в правах и свободах, в том числе в праве на неприкосновенность частной жизни.. Совершая преступления, он сам сознательно обрекает себя на такие ограничения.
На основании изложенного, представитель СИЗО-1 просила в удовлетворении заявления Вахмистрову Д.В. отказать.
Выслушав мнение представителя СИЗО-1, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органов государственной власти, должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно ст.255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, должностных лиц, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая - либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ч. 1 ст.249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия.
Как установлено в судебном заседании, Вахмистров Д.В. содержался в камере 123 СИЗО-1, в которой установлено видеонаблюдение.
Согласно справке начальника отдела режима СИЗО-1, пост № предназначен для содержания лиц, срок заключения которых превышает 10 лет, а также лиц, склонных к нападению, самоповреждению, нарушению режима содержания, побегу, самоубийству и т.д. При этом, согласно п.42.6 «Инструкции об организации службы обеспечения надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы», утвержденной Приказом Министра Юстиции РФ № дсп от ДД.ММ.ГГГГ, в целях наблюдения за поведением подозреваемых, обвиняемых или осужденных на территории режимной (кроме камер) и хозяйственной зоны могут применяться видеокамеры, а также системы доступа, контролирующие порядок входа и выхода из зданий и помещений. В соответствии с Указанием директора ФСИН России Ю.И. Калинина ДД.ММ.ГГГГ № дсп, дополнением в подпункт 42.6 Инструкции для осуществления наблюдения за лицами, содержащимися под стражей, было разрешено применение системы видеонаблюдения в камерах режимных корпусов. Согласно Приказа № от 25.08. 2009 года «Об упорядочении допуска должностных лиц на пост № (далее специальный блок) во исполнение требований «Методических рекомендаций по созданию и оборудованию в следственном изоляторе участка для содержания отдельной категории лиц», разрешение доступ на пост № имеют 10 сотрудников мужского пола начальствующего состава, для осуществления надзора за камерами 20 сотрудников дежурных смен. Доступ на специальный блок без разрешения предоставляется начальнику ГУФСИН России по Красноярскому краю, начальнику СИЗО-1, и их заместителям (л.д.31).
В соответствии ст. 36 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ, подозреваемые и обвиняемые обязаны соблюдать порядок содержания под стражей, установленный настоящим Федеральным законом и Правилами внутреннего распорядка, выполнять законные требования администрации мест содержания под стражей.
Согласно ст. 83 УИК РФ, администрация исправительных учреждений вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных.
Для наблюдения за поведением подозреваемых, обвиняемых или осужденных в камерах, в коридорах режимных корпусов, на прогулочных дворах, в мастерских, за территорией запретных и режимных зон администрация мест содержания под стражей вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля.
Подобные действия ограничивают конституционные права граждан на личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни. Такое ограничение прав, установленное федеральным законом в отношении лиц, подвергнутых уголовному наказанию, является допустимым и оправданным с точки зрения ст. 55 Конституции РФ.
Кроме того, ст. 83 УИК РФ представляет собой законодательно закрепленное исключение из общего правила, установленного ст. 24 Конституции РФ, согласно которому сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается.
Технические средства надзора и контроля выполняют функцию обеспечения режима. Их использование в исправительных учреждениях позволяет обеспечить: надлежащую охрану и изоляцию подозреваемых и обвиняемых; организацию и осуществление непрерывного и действенного надзора за поведением подозреваемых и обвиняемых, иных лиц; предупреждение и пресечение правонарушений; обеспечение личной безопасности подозреваемых и обвиняемых, персонала и иных лиц; сбор, анализ, фиксирование и хранение информации; управление силами и средствами; охрану и противопожарную безопасность объектов.
Обслуживание указанных технических средств в местах содержания под стражей осуществляется специально подготовленными сотрудниками, а общее управление - дежурной частью учреждения, которая осуществляет круглосуточный надзор и контроль над оперативной обстановкой в учреждении. Сигналы, подаваемые техническими средствами, поступают на пульт управления в дежурную часть.
Согласно ч. 3 ст. 83 УИК РФ, перечень технических средств надзора и контроля и порядок их использования устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации (постановлениями Правительства РФ, приказами МВД России, Минюста России). В частности, ранее МВД России, а ныне Минюст России регламентирует применение технических средств путем издания соответствующих наставлений, инструкций, руководств по эксплуатации.
Статья 14 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предусматривает права учреждений, исполняющих наказания, в рамках осуществления режимных мероприятий, связанных с регистрацией осужденных, осуществлять фотосъемку, звуко-, -видеозапись и киносъемку. Отношения по использованию технических средств в отношении подследственных и подсудимых также регулируются Федеральным Законом от 15 июля 1995 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (ст.34 Закона).
Из представленных по делу материалов видно, что на посту № в камере № СИЗО-1 применяется аналоговое изображение (с аналоговой видеокамеры), которые поступает сначала на квадратер, а потом на монитор. Изображение в связи с этим, не является четким, как в случае, если бы применялось цифровое изображение. Видеокамера установлена таким образом, чтобы видеооператор не видел санитарного узла, однако имел возможность следить за соблюдением правил внутреннего распорядка учреждения заключенными и соблюдением режимных требований.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что права и законные интересы Вахмистрова Д.В. в связи с нахождением в камере № СИЗО-1 видеонаблюдения, нарушены не были.
Пункт 18.1 Европейские пенитенциарные Правила, январь 2006 года предусматривает следующее: «Размещение заключенных, и в частности, предоставление мест для сна, должно производиться с уважением человеческого достоинства и, по мере возможности, с обеспечением возможности уединения, а также в соответствии с санитарно-гигиеническим требованиям с учетом климатических условий, и в частности, площади, кубатуры помещения, освещения, отопления и вентиляции».
Данный пункт Правил при содержании Вахмистрова Д.В. в камере № в СИЗО-1 не был нарушен, что подтверждается представленными по делу материалами.
Постановлением Правительства РФ №205 от 11 апреля 2005 года установлены минимальные нормы питания, осужденных к лишению свободы. Согласно представленных меню-раскладок нормы П-2м на январь - июнь 2010 года, нормы питания, установленные вышеуказанным постановлением администрацией СИЗО-1 не нарушаются. Так, например, в понедельник в январе 2010 года запланировано к выдаче осужденным каша пшеничная на молоке в количестве: каша пшеничная - 50 гр., маргарин - 15 гр., молоко - 100 гр., что соответствует установленным нормам (л.д.40-45). Доводы заявителя о ненадлежащем питании не подтверждены какими-либо доказательствами.
Согласно справке начальника отдела режима СИЗО-1, пост №, на котором находится камера №, не имеет горячего водоснабжения, в связи с чем, в камерах имеются электрические чайники, с помощью которых осужденные могут нагревать воду для стирки и гигиенических целей. Кроме того, на каждом посту установлены электрические титаны емкостью 20 литров, из которых по требованию заключенных три раза в день выдается горячая вода (л.д.37).
Как видно из справки начальника отдела ВР, в СИЗО-1 имеется 270 камер для содержания заключенных, из них только 200 камер оборудованы телевизорами. Финансирование на покупку телевизоров в другие камеры не производится (л.д.32).
Согласно п.8 ст. 12 УИК для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи. Юрисконсульт СИЗО-1 не является адвокатом либо представителем осужденных, в связи с чем, не должна оказывать им юридическую помощь в написании исковых заявлений. Осужденные не лишены права заключить соглашение с адвокатом либо иным лицом, имеющим юридическое образование, для оказания им помощи в написании исковых заявлений и представления интересов в суде.
Учитывая вышеизложенное, суд не находит оснований для удовлетворения заявления Вахмистрова Д.В. об оспаривании действий должностных лиц, поскольку фактов, подтверждающих нарушение его прав и законных интересов администрацией СИЗО-1 г. Красноярска, судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Вахмистрову Денису Викторовичу в удовлетворении заявления о признании незаконными действий должностных лиц - отказать.
Решение может быть обжаловано в Краевой суд через Железнодорожный районный суд г.Красноярска в течение 10 дней после изготовления его в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Т.А. Лузганова