Судебный акт - вступил в законную силу



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Красноярск

Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе:

Председательствующего судьи Лузгановой Т.А.,

при секретаре Анюточкиной И.Н.,

с участием:

представителя ФБУ «Следственный изолятор №1 ГУФСИН России по Красноярскому краю» Николаевой Е.В. (доверенность от 23.11.2009г.),

представителя ГУФСИН России по Красноярскому краю Никоновой И.Э. (доверенность № 83 от 08.02.2010г.),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Живайкиной Ольги Геннадьевны к ФБУ «Следственный изолятор №1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» о взыскании задолженности по денежному довольствию,

УСТАНОВИЛ:

Живайкина О.Г. обратилась в суд с иском к ФБУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю (далее СИЗО-1) о взыскании задолженности по денежному довольствию, ссылаясь на то, что она работает в СИЗО-1 г. Красноярска в должности младшего инспектора. В соответствии с требованиями внутреннего распорядка рабочий день начинается в 8.00ч. и длится до 17.00ч., выходные дни - суббота, воскресенье. В нарушение данных требований весь личный состав пребывает на службу в 7.45ч. на утреннее построение, т.е. на 15 минут раньше начала рабочего дня. В случае, если она, истица, не явится на утреннее построение, то будет считаться опоздавшей, и может быть привлечена к дисциплинарной ответственности. Истица неоднократно обращалась к начальству с вопросом, почему эти 15 минут переработки им не оплачиваются, на что ей пояснили, что в данные 15 минут они не работают, а получают инструктаж, но присутствовать на нем обязаны, т.е. ответчик нарушает требования трудового законодательства, обязывающие его вести точный учет рабочего времени. Считает, что у ответчика имеется перед ней задолженность по недовыплаченному денежному довольствию за переработанное время. Учитывая общий срок исковой давности - три года, просит взыскать с ответчика задолженность только за 2007, 2008, 2009 года. Согласно данным производственного календаря, количество рабочих дней в 2007 году составило - 249 дней, из них 37 дней отпуска, следовательно, задолженность должна быть взыскана за 212 дней (249-37 дней), в 2008 году - 250 рабочих дней, 37 дней отпуска, фактически отработано - 213 дней, в 2009 году - 249 рабочих дней, 37 дней отпуска, фактически отработано - 212 дней. Учитывая время переработки - 15 минут в день, за три года фактически переработано (212+213+212)*15 минут = 159 часов 15 минут, которые должны быть оплачены истице в полуторном размере.

Кроме того, истица привлекалась к работе в выходные дни: 03 февраля, 02 марта, 06 апреля, 27 апреля, 06 июля, 02 августа, 14 сентября, 04 октября, ДД.ММ.ГГГГ, 08 января, 31 января, 18 апреля, 23 мая, 27 июня, 18 июля, 09 августа, 06 сентября, ДД.ММ.ГГГГ, и ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что данные дни работы должны быть ей оплачены в двойном размере, либо за эти дни должны быть предоставлены отгулы. Учитывая, что отгулы ей предоставлялись, просит взыскать с ответчика задолженность за отработанное ей время в выходные дни.

В судебное заседание истица, представитель истицы Еремин А.В. (доверенность №392 от 26.01.2010г.) не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

Представитель ответчика Николаева Е.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала, суду пояснила, что при подаче иска Живайкиной пропущен срок исковой давности в соответствии со ст. 392 ТК РФ, а именно, три месяца с момента, когда истица узнала о нарушении своих прав, в связи с чем, просит отказать в удовлетворении исковых требований о взыскании денежного довольствия за период с 2007 года по декабрь 2009 года, в связи с истечением срока исковой давности. По существу заявленных требований пояснила, что Живайкина О.Г. была принята на работу в СИЗО-1 ДД.ММ.ГГГГ и уволена ДД.ММ.ГГГГ по выслуге срока службы. На основании «Инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы», утвержденной Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №-дсп, порядок развода дежурной смены, приема-сдачи дежурства происходит следующим образом: младшие инспекторы прибывают на службу заблаговременно, одетые по форме, имея опрятный внешний вид. Развод смены проводится в специально выделенном для этой цели помещении административного корпуса. ЗДПНСИ или начальник резервной группы производит построение личного состава дежурной смены и проверяет его внешний вид; проверяет по приказу (персональной расстановке) прибытие младших инспекторов на службу и отмечает отсутствующих. Для встречи ДПНСИ его заместитель или начальник резервной группы докладывает о готовности смены к несению службы, о лицах, не прибывших на развод или опоздавших. ДПНСИ, приняв рапорт, здоровается с составом смены и на основании доклада принимает меры к замещению отсутствующих. Проверяет готовность несения службы и знание составом смены своих обязанностей, определяет конкретные места несения службы, доводит приказ об обеспечении надзора на текущие сутки, оперативную обстановку, список лиц, склонных к различным правонарушениям, и поручения, полученные от вышестоящего руководства. По окончании инструктажа ДПНСИ приказывает младшим инспекторам внутренних постов во главе с НКО следовать к месту несения службы. Старшему группы обыска доводятся номера камер, которые согласно графику на месяц в этот день должны быть подвергнуты обыску.

Для выполнения требований вышеуказанной Инструкции, издан Приказ «Об утверждении распорядка дня сотрудников дежурных смен и сотрудников отдела режима» от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором в Приложении № утвержден распорядок дня сотрудников отдела режима и сотрудников отдельных корпусных блоков. Согласно этого, сотрудники заступают на службу с 08.00 до 08.10 часов для заблаговременного прибытия на службу, общее построение, инструктаж. Таким образом, время работы истицы с 08.00 до 17.00, а соответственно, разводные мер начинались с 08.00 часов и продолжались до 08.10 часов. В связи с чем, оснований для участия истицы во время мероприятий сотрудников 1 и 2 дежурных смен, не имелось.

Относительно привлечения к работе в выходные дни представитель ответчика пояснила, что согласно табелей учета использования рабочего времени и расчета заработной платы, истица находилась на рабочем месте в следующие дни:

- за декабрь 2009 г. - с 01 по ДД.ММ.ГГГГ на рабочем месте, последующие дни - проходила врачебную комиссию перед увольнением;

- за январь 2010г. - с 11 по 30 число находилась в очередном отпуске;

- за февраль 2010г. - с 01 по 27 февраля находилась в очередном отпуске;

- за март 2010г. - только 5-го числа находилась на рабочем месте, т.е. 1 рабочий день перед увольнением.

Итого, за указанный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (трехмесячный период рассмотрения иска) истица находилась на рабочем месте 2 дня.

Согласно справке из отдела кадров, рапорт на предоставление отгула за работу ДД.ММ.ГГГГ от Жвайкиной О.Г. не поступал, так как истица после прохождения ВВК должны была уйти в очередной отпуск.

В соответствии со справкой бухгалтерии учреждения, денежные средства при окончательном расчете с истицей были перечислены на ее лицевой счет, а именно: компенсация взамен вещевого обмундирования, денежное довольствие, вознаграждение по итогам 2010г., единовременное пособие при увольнении. На основании изложенного, просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Представитель ГУФСИН по Красноярскому краю Никонова И.Э. возражала против удовлетворения иска по основаниям, изложенным представителем СИЗО-1.

С согласия представителя ответчика, представителя третьего лица, дело рассмотрено в отсутствие истицы, надлежаще извещенной о рассмотрении дела.

Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими отклонению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 152 ТК РФ, сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

В соответствии со ст. 153 ТК РФ, работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:

работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

В соответствии со ст. 392 ТК РФ, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

При пропуске по уважительным причинам указанного срока, он может быть восстановлен судом.

В судебном заседании установлено, что Живайкина О.Г. принята на должность младшего инспектора отдела режима СИЗО-1 ДД.ММ.ГГГГ (л.д.41). Уволена ДД.ММ.ГГГГ по выслуге срока службы, дающего право на пенсию (л.д.42).

ДД.ММ.ГГГГ с Живайкиной О.Г. произведен полный расчет, задолженности по денежному довольствию и прочим выплатам не имеется (л.д.55).

Представителем ответчика заявлено ходатайство применении срока для обращения в суд за защитой нарушенного права, установленного ст.392 ТК РФ.

В ходе рассмотрения дела судом, представитель истицы заявил ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд, ссылаясь на уважительность причин пропуска этого срока, однако, не указал, какие именно причины послужили основанием для его пропуска. Опасение наступления негативных последствий по службе, в случае обращения с иском в суд в период службы, суд не находит уважительной причиной, поскольку истицей не представлено доказательств, что такие последствия могли наступить.

В период с 2007 года истица не была лишена возможности обратиться в суд с иском о взыскании денежного довольствия, поскольку с распорядком дня она была ознакомлена при приеме на работу, ей было известно, что начало рабочего дня начинается в 08.00 часов; неоднократно она привлекалась к работе в выходные и праздничные дни.

Учитывая, что истица направила иск в суд только ДД.ММ.ГГГГ, суд отказывает в удовлетворении исковых требований истицы о взыскании денежного довольствия за переработанное время и работу в выходные дни в период с 2007 года по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с пропуском срока исковой давности.

Разрешая требования истицы по существу, за период с декабря 2009 года по февраль 2010 года, суд приходит к следующему.

Согласно Приказу «Об утверждении распорядка дня сотрудников дежурных смен и сотрудников отдела режима» от ДД.ММ.ГГГГ № и.о.начальника ФГУ «СИЗО-1» ГУФСИН России по Красноярскому краю, рабочий день сотрудников отдела режима начинается в 08.00ч. С 08.00 до 08.10 часов проходит общее построение и инструктаж.

Свидетель ФИО7 в судебном заседании пояснил, что он является начальником отела режима СИЗО-1, истица находилась в его подчинении. В соответствии с распорядком дня рабочий день сотрудников отдела режима начинается в 08.00 часов. К 08.00ч. все сотрудники должны уже быть в обмундировании, в связи с чем, некоторые работники приходят на работу раньше 08.00 часов, чтобы успеть переодеться к началу инструктажа, пройти медицинское обследование, пройти инструктаж. Некоторые сотрудники приходят на работу уже к 08.00 часам в полном обмундировании. Если работник приходит к 08.00 часам, а не 07.45 часам, то за это никаких дисциплинарных взысканий не полагается. На утреннее построение с сотрудниками дежурных смен Живайкиной О.Г., как сотруднику отдела режима, и разводные мероприятия этих смен приходить необходимости не было.

Согласно ст.91 ТК РФ, рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.

К иным периодам времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными актами относятся к рабочему, относятся период простоя, оплачиваемых перерывов в течение рабочего дня, время нахождения в командировке, время междусменного отдыха в период пребывания на вахте и т.д.

Доказательств того, что истица в период с декабря 2009 года до ДД.ММ.ГГГГ имела переработку, суду не представлено. Ссылки на то, что Живайкиной О.Г. необходимо было ежедневно приходить на разводные мероприятия к 07.45 часов, также опровергаются материалами дела. В связи с чем, оснований для удовлетворения иска в этой части не имеется.

Кроме того, в соответствии с табелем учета рабочего времени за декабрь 2009 года, Живайкина О.Г. находилась на рабочем месте с 01 по 04 декабря с 08.00 часов, 05 - 06 декабря - выходные дни, с 07 по 11 декабря - в отпуске, с 14 по ДД.ММ.ГГГГ проходила ВВК. Согласно табелю учета рабочего времени за январь 2010 года Живайкина О.Г. находилась в отпуске с 11 по ДД.ММ.ГГГГ; 8-го января 2010 года Живайкина О.Г. не работала (л.д.47-48). В феврале 2010 года Живайкина О.Г. находилась в отпуске с 01 по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.49-50). В соответствии с табелем за март 2010 года истица в период с 01 по 04 марта находилась в отпуске, 05 марта - на рабочем месте с 08.00 часов, с ДД.ММ.ГГГГ- уволена (л.д.51-52).

Таким образом, согласно табелям учета рабочего времени, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица находилась на рабочем месте только с 01 по ДД.ММ.ГГГГ с 08.00 часов, ДД.ММ.ГГГГ с 08.00ч.

Факт нахождения истицы в эти дни на рабочем месте с 07.45 часов не нашел своего подтверждения.

Помимо того, представленным табелем учета рабочего времени за январь 2010 года опровергаются доводы истицы о том, что она находилась на работе ДД.ММ.ГГГГ. Ссылки на приказ № деп от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым Живайкина О.Г. была назначена на дежурство, суд не принимает во внимание, поскольку доказательств нахождения истицы в этот день на рабочем месте, не подтверждается представленными по делу документами. Рапорт об оплате работы в выходной день, либо предоставлении отгула, Живайкиной О.Г. также не представлялся. В связи с чем, оснований для удовлетворения требования о взыскании денежного довольствия за дежурство ДД.ММ.ГГГГ, также не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление Живайкиной Ольги Геннадьевны к Федеральному бюджетному учреждению «Следственный изолятор №1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» о взыскании задолженности по денежному довольствию оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Красноярска в течение 10 дней с момента изготовления его в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Копия верна:

Судья: Лузганова Т.А.