Дело №2-3170/2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ Железнодорожный районный суд г.Красноярска в составе:
председательствующего судьи, Попцовой М.С.,
с участием представителя должностного лица, чьи действия оспариваются, и заинтересованного лица ГУФСИН по Красноярскому краю, ФИО3,
при секретаре, Бояркиной И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Устюгова Михаила Александровича о признании незаконными действий и бездействия начальника ФБУ ГУФСИН РФ по Красноярскому краю Шаешникова В.К.,
У С Т А Н О В И Л:
Устюгов М.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий и бездействия начальника ФБУ ГУФСИН РФ по Красноярскому краю Шаешникова В.К, ссылаясь на то, что, отбывая наказание в учреждениях ФБУ ГУФСИН РФ по Красноярскому краю, он направил в адрес управления большое количество письменных обращений с жалобами на нарушение его прав администрацией учреждений, с жалобами на действия и решения сотрудников ГУФСИН РФ по Красноярскому краю, многочисленные жалобы на действия зам.начальников управления, которые направлялись на имя начальника ГУФСИН. В нарушение действующего законодательства начальником ГУФСИН установлена незаконная, порочная практика рассмотрения обращений осужденных, сам Шаешников В.К. освободил себя от выполнения своих обязанностей по рассмотрению и распределению для рассмотрения обращений осужденных, независимо от характера обжалуемых действий и лица, чьи действия обжалуются. Порядок распределения жалоб по службам, организациям и заместителям начальником ГУФСИН вообще не выполняется. Ни на одном обращении заявителя не стоит резолюции начальника либо его заместителя, указывающая: кем, когда и кому отписано обращение для рассмотрения. Поступившие в ГУФСИН письменные обращения осужденных разбираются помощниками заместителей начальника. Даже если обращение содержит жалобу на действия заместителя, это обращение вновь принимается к рассмотрению этим же заместителем. Считает, что действиями Шаешникова В.Г., выразившимися в установлении незаконной практики порядка рассмотрения письменных обращений осужденных, а также нерассмотрением большого количества его обращений были нарушены его права на государственную защиту его прав и законных интересов и на рассмотрение его обращений компетентным должностным лицом. Просит признать оспариваемую им практику ФБУ ГУФСИН РФ по Красноярскому краю, а также указанное бездействие Шаешникова В.К. - незаконными, повлекшими нарушение его прав.
В судебное заседание заявитель Устюгов М.А. не вызывался, отбывает наказание в местах лишения свободы, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом. Представил дополнительные пояснения, в которых указал, что представленная представителем ГУФСИН по Красноярскому краю справка о его обращениях не отражает его жалоб на заместителей начальника ГУФСИН, а выяснение количества его обращений, содержащих жалобы на заместителей начальника управления и установление дальнейшего их движения в ГУФСИН, является важнейшим обстоятельством для правильного разрешения дела. Заявителем направлено огромное количество обращений на действия заместителей, и все они рассматриваются теми лицами, на кого он жаловался в них. Во всех органах государственной власти жалобу на действия своего подчиненного рассматривает его руководитель, кроме ГУФСИН по Красноярскому краю. У заявителя имеются обращения по четыре, пять раз принимаемые Бояриневым В.Г., несмотря на то, что он каждый раз оспаривает его решение. Считает данную практику незаконной, нарушающей правовые нормы, категорически запрещающие должностным лицам рассматривать жалобы на свои действия.
Учитывая характер рассматриваемых правоотношений и значение личных объяснений заявителя для рассмотрения дела, а также возможность участия в деле его представителя, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель должностного лица Шаешникова В.К. и заинтересованного лица ГУФСИН по Красноярскому краю, ФИО3., действующий на основании доверенности от Шаешникова В.К от ДД.ММ.ГГГГ и на основании доверенности от заинтересованного лица ГУФСИН по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании с заявлением не согласился, суду пояснил, что начальник ГУФСИН действует в пределах своих полномочий в соответствии с положениями Административного регламента, согласно которого ему предоставлены полномочия распределять обязанности, в том числе по рассмотрению жалоб и заявлений осужденных, среди своих заместителей. Распределение начальником ГУФСИН обязанностей связано с большим количеством поступающих жалоб и заявлений от осужденных. Начальник ГУФСИН при распределении обязанностей между заместителями руководствуется Законом «О порядке рассмотрения обращений граждан» и Административным регламентом, в соответствии с которыми ответ на обращение осужденного подписывается руководителем учреждения или его заместителем. Не оспаривает тот факт, что начальник ГУФСИН возложил обязанности по рассмотрению жалоб и обращений осужденных на заместителей, и что на заявлениях Устюгова М.А. нет резолюции начальника. В случае несогласия с действиями заместителей Управления у заявителя есть право обжаловать их в ФСИН России или в суд. Просит отказать Устюгову М.А. в удовлетворении требований.
Выслушав представителя заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявление необоснованным и подлежащим отклонению.
Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, должностных лиц, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
При рассмотрении заявленных требований суд исходит из требований ч.1 ст.249 ГПК РФ, согласно которых обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Ст.9 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно п.4 ч.1 ст.10 указанного Закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (п.1 ст.8 Закона).
При этом, в соответствии с п.6 ст.8 Закона, запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
Согласно п.35 и п.36 Административного регламента исполнения государственной функции по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей, утвержденного Приказом Минюста РФ от 26.12.2006г. №383, поступившие в учреждения или органы УИС письменные обращения в зависимости от их содержания после регистрации в делопроизводственной службе докладываются руководителю учреждения или органа УИС (одному из заместителей) и направляются начальникам соответствующих структурных подразделений для организации исполнения. Руководитель учреждения или органа УИС, его заместитель, руководитель структурного подразделения (для ФСИН России), которому обращение отписано на исполнение: а) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием заявителя, направившего обращение; б) запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; в) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителя; г) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в п. 47 Административного регламента; д) уведомляет заявителя о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В соответствии с п.38 Административного регламента обращения подозреваемых, обвиняемых или осужденных, содержащие обжалование решений, действий (бездействия) конкретных должностных лиц учреждений и органов УИС, не могут направляться этим должностным лицам для рассмотрения и (или) подготовки ответа.
Обращения считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в нем вопросы, приняты необходимые меры, заявителю дан ответ в письменной или устной форме.
Подозреваемые, обвиняемые и осужденные имеют право на обжалование действий или бездействия должностных лиц учреждений и органов УИС, а также их решений в ходе исполнения государственной функции в вышестоящие органы управления и организации (п.68).
Согласно справке по обращениям, представленной ГУФСИН РФ по Красноярскому краю, Устюговым М.А. за период с октября 2009г. по июль 2010г. в ГУФСИН РФ по Красноярскому краю направлено 57 обращений с жалобами по различным вопросам, в том числе на действия и бездействие заместителей Управления, ответы на которые подготавливались сотрудниками отделов, которым заместителями Управления поручалось их исполнение. При этом, представителем ГУФСИН РФ по Красноярскому краю не оспаривается тот факт, что на всех обращениях Устюгова М.А. отсутствует резолюция начальника Управления Шаешникова К.Н., а также то, что на большинство из них ответы подписывались заместителями начальника.
В силу ч.2 ст.13 Положения о ГУФСИН по Красноярскому краю начальник Главного управления определяет обязанности своих заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности по его представлению Директором ФСИН России.
Должностными инструкциями заместителей начальника ФБУ ГУФСИН по Красноярскому краю Бояринева В.Г. и ФИО9 установлено, что заместители начальника ГУФСИН находятся в непосредственном подчинении начальника ГУФСИН. Указанными должностными инструкциями на Бояринева В.Г. возложена обязанность рассматривать поступающие от осужденных и граждан обращения, заявления и жалобы, и ставить задачи руководителям служб ГУФСИН по их исполнению, на ФИО9 возложены обязанности контролировать рассмотрение жалоб и заявлений осужденных и граждан в подчиненных управлениях.
Таким образом, начальник ГУФСИН по Красноярскому краю Шаешников В.К., возлагая обязанности по рассмотрению и контролю за рассмотрением обращений и жалоб осужденных на своих заместителей, действовал в пределах полномочий, предоставленных ему Положением о ГУФСИН по Красноярскому краю и Административным регламентом исполнения государственной функции по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей, нарушений закона не допустил.
При этом, законом не установлена обязанность начальника ГУФСИН РФ по Красноярскому краю ставить свою резолюцию на поступающих в ГУФСИН обращениях. Свои жалобы на заместителей начальника Управления Устюгов М.А. направляет непосредственно в ГУФСИН по Красноярскому краю, где они рассматриваются заместителями начальника Управления в соответствии с возложенными на них обязанностями.
При таких обстоятельствах, суд признает заявление Устюгова М.А. необоснованным и отказывает ему в удовлетворении требований, так как судом не установлено в действиях начальника ФБУ ГУФСИН РФ по Красноярскому краю Шаешникова В.К. нарушений требований ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», и требований Административного регламента, а также нарушения прав и свобод Устюгова М.А., оспариваемыми им действиями и бездействием начальника ГУФСИН Шаешниковым В.К. не созданы препятствия к осуществлению Устюговым М.А. его прав и свобод.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 199, 258 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Устюгову Михаилу Александровичу в удовлетворении заявления о признании незаконными действий и бездействия начальника ФБУ ГУФСИН РФ по Красноярскому краю Шаешникова В.К., выразившихся в установлении незаконной практики порядка рассмотрения письменных обращений осужденных и в нерассмотрении обращений Устюгова М.А., отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Железнодорожный районный суд.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ