Судебный акт - не вступил в законную силу



Дело №2-212/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Железнодорожный районный суд г.Красноярска в составе:

председательствующего судьи, Попцовой М.С.,

с участием помощника Красноярского транспортного прокурора Анкушиной Ю.А.,

истца Маскалюк Д.А. и его представителя Смолко М.Ю.,

представителя ответчика Артюховой Н.А.,

при секретаре, Лябзиной Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маскалюк Дениса Александровича к ОАО «Российские железные дороги» в лице Моторовагонного депо Красноярск - структурного подразделения Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении - структурного подразделения Красноярской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Маскалюк Д.А. обратился в суд с исковым заявлением к ОАО «Российские железные дороги» в лице Моторовагонного депо Красноярск - структурного подразделения Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении - структурного подразделения Красноярской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что он работал в Моторовагонном дело Красноярск в должности помощника машиниста электропоезда с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ он пришел на работу к 17.00 час., чтобы заступить на рабочую смену согласно графика работы. Около 17.10 час. он зашел к медицинский пункт ПРМО для обязательного предрейсового медицинского осмотра. Фельдшер медпункта, измерив ему давление и пульс, нашла пульс выше установленной нормы, и попросила сдать анализ мочи для проведения теста. Около 17.30 час. фельдшер сказала, что медицинский осмотр он не прошел, и доложила об этом машинисту-инструктору локомотивных бригад Чижикову В.В. При этом никаких объяснений о признаках и причинах временной нетрудоспособности со стороны фельдшера ему дано не было. Он не знает, какой диагноз отражен в журнале приема у фельдшера, направление к врачу ему выдано не было, устно сказано явиться на следующий день к 8.00 час. для прохождения осмотра у цехового терапевта. Чижиков В.В. сказал ему, что от работы в данную смену он отстранен. Он не знает, зафиксировано ли его отстранение от работы в журнале регистрации случаев отстранения от работы, приказа об этом издано не было. ДД.ММ.ГГГГ истец подошел к 8.00 час. к заместителю начальника депо по эксплуатации Смоляку А.В., который направил его в железнодорожную поликлинику к цеховому терапевту. Около 8.15 час. он пришел в поликлинику, взял в регистратуре талончик к врачу, около 8.30 час. зашел к врачу, которая попросила его подождать и вышла из кабинета на полчаса, в течение которых никаких осмотров и процедур с ним не проводилось. Около 9.00 час. врач вернулась в кабинет и сказала, что ему лучше написать заявление об увольнении по собственному желанию, ничего больше не объясняя. О том, на какой день выпадает следующая рабочая смена, работники локомотивных бригад узнают самостоятельно по прибытии из очередной поездки, а не знакомятся заранее за месяц, как предусмотрено Правилами внутреннего трудового распорядка. В связи с этим, так как он не знал, на какой период он отстранен от работы, и когда его следующая рабочая смена, ДД.ММ.ГГГГ около 16.00 час. он пришел в Моторовагонное депо. Его направили к заместителю начальника по кадрам Данько В.А., который показал истцу приказ об увольнении и предложил его подписать. При этом ему не были предоставлены акты об отсутствии на рабочем месте. Его попросили сдать служебное удостоверение и медицинский полис, что он и сделал. Так как он был шокирован сложившейся ситуацией, ему было необходимо ее осмыслить, он отказался давать какие-либо объяснения и что-либо подписывать без консультации с юристом. Трудовую книжку ему не выдали на том основании, что он не подписал приказ об увольнении. ДД.ММ.ГГГГ он написал на имя начальника Моторовагонного депо заявление с просьбой выдать копии соответствующих приказов и трудовую книжку. ДД.ММ.ГГГГ он получил на руки указанные документы и трудовую книжку, в этот же день с ним был произведен окончательный расчет. Считает увольнение незаконным, т.к. в день предрейсового медицинского осмотра фельдшер медпункта должна была в соответствии с правилами Инструкции «О порядке организации и проведения предрейсовых медицинских осмотров работников локомотивных бригад» выдать направление к цеховому врачу или иному специалисту, заверенное подписью медицинского работника, однако этого сделано не было. Листок нетрудоспособности ему выдан не был. Поэтому он считает причину недопуска к работе и отсутствия на рабочем месте в свою смену уважительной. Кроме того, 2 и ДД.ММ.ГГГГ не были его рабочими днями - сменами. Для занимаемой им должности установлен посменный режим работы, определяемый графиком работы локомотивных бригад - турной подвязкой. В акте об отсутствии на работе от ДД.ММ.ГГГГ, который послужил основанием для вынесения приказа об увольнении, указано, что он отсутствовал на работе с 10.00 до 17.00 час. Однако согласно трудовому договору и Правилам внутреннего распорядка режим работы помощника машиниста сменный. Никаких приказов об изменении условий труда относительно режима его рабочего времени, временного трудоустройства на период выяснения причин нетрудоспособности, издано не было. ДД.ММ.ГГГГ, когда был издан приказ об увольнении и составлен акт об отказе ознакомиться с приказом об увольнении, записью в личной карточке Т-2 и об отказе получить трудовую книжку, он вообще не был в депо. Т.е. акт об отказе ознакомления составлен в его отсутствие. Ситуация с незаконным на его взгляд увольнением доставила ему душевные волнения и ущемила его достоинство, чем истцу был причинен моральный вред. Просит восстановить его на работе в Моторовагонном депо Красноярск в должности помощника машиниста, взыскать с ответчика в его пользу заработную плату за время вынужденного прогула в размере 26598 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей, сумму судебных издержек на оплату услуг представителя в размере 15000 рублей.

В ходе судебного заседания истец Маскалюк Д.А. и его представитель Смолко М.Ю. исковые требования поддержали по изложенным в исковом заявлении основаниям, просят восстановить Маскалюк Д.А. на работе в Моторовагонном депо Красноярск в должности помощника машиниста с ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с ответчика в его пользу заработную плату за время вынужденного прогула со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 183939,66 рублей, компенсацию морального вреда в размере 15000 рублей, сумму судебных издержек на оплату услуг представителя в размере 15000 рублей.

Истец суду пояснил, что он работал в Моторовагонном депо в должности помощника машиниста электропоезда. Режим его работы устанавливался турной подвязкой. С ДД.ММ.ГГГГ он был закреплен в состав локомотивной бригады с машинистом Соловьевым. Он должен был заступить на смену с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Явившись для прохождения предрейсового осмотра, фельдшер не допустил его на смену, так как у него был повышен пульс. Он сдал анализ, после чего фельдшер сказал ему явиться на следующий день к цеховому терапевту. ДД.ММ.ГГГГ на приеме цеховой терапевт без объяснения причин сказал ему увольняться по собственному желанию. Акт об отстранении его от работы не составлялся. Он поехал домой, после чего ему позвонил инструктор Чижиков, сказал приехать на работу для увольнения. Приехав ДД.ММ.ГГГГ в 16.00ч. ему сообщили, что он уволен за прогул. При этом, объяснение у него не требовали. С графиком работы под роспись он не знакомился, ДД.ММ.ГГГГ его не допустили на смену, которая заканчивалась ДД.ММ.ГГГГ 03.08. и ДД.ММ.ГГГГ были для него выходными днями. Он должен являться по вызову дежурного по депо, однако ему звонили и приглашали для написания заявления об увольнении, а не на работу. Он не согласен с увольнением за прогул, считает это незаконным, так как прогулов он не совершал. Просит восстановить его на работе в должности помощника машиниста, взыскать с ответчика заработную плату за время вынужденного прогула, компенсацию морального вреда и судебные расходы.

Представитель ответчика Артюхова Н.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала, суду пояснила, что Маскалюк Д.А. работал в Моторовагонном депо Красноярск, был уволен приказом от ДД.ММ.ГГГГ за прогул на основании п.п. «А» п.6 ст.81 ТК РФ. ДД.ММ.ГГГГ он должен был работать с машинистом Соловьевым, их смена начиналась с 18.10 часов местного времени. С графиками работники под роспись не знакомятся, так как они расположены в общедоступном месте. Каждый работник самостоятельно следит за графиком своей смены. Маскалюк Д.А. прибыл на работу ДД.ММ.ГГГГ в указанное время. При медицинском осмотре у него было выявлено повышенное давление. По этим показаниям он не был допущен к работе, и его заменили в поездке. Об этом было сообщено инструктору и дежурному по депо. Истец совершил прогул 2 и ДД.ММ.ГГГГ. Рабочий день Маскалюк Д.А., согласно графика, был ДД.ММ.ГГГГ и заканчивался ДД.ММ.ГГГГ Если идет сбой графика, работник должен явиться по звонку дежурного по депо, который является представителем работодателя. Поскольку он не был допущен на смену, он должен был явиться на следующий день в депо для дачи объяснений, выяснения причин недопуска к работе и решения вопроса о включении его в график, однако он этого не сделал. Так как Маскалюк Д.А. не был допущен в смену ДД.ММ.ГГГГ, его бригада с Соловьевым П.А. была расформирована, Соловьев П.А. был скреплен с другим помощником, Маскалюк Д.А. из графика сменности был исключен. Акт об отстранении Маскалюк Д.А. от работы не составлялся. Несмотря на то, что в случае не допуска в поездку, обязанность работника явиться на следующий день в депо, ничем не предусмотрена, Маскалюк Д.А. обязан был явиться утром ДД.ММ.ГГГГ в депо по сложившемуся порядку для решения вопроса о его дальнейшем включении в график. С 11 часов ДД.ММ.ГГГГ ему звонили по телефону, чтобы он явился и дал объяснения, чтобы провести разбор ситуации. Маскалюк Д.А. обещал придти, но не явился. График дежурств очень часто меняется, работник, который пропустил смену, обязан явиться к работодателю, чтобы его поставили в график. Рабочее место Маскалюк Д.А. локомотив, однако в случае выбытия из графика его рабочим местом становится депо. ДД.ММ.ГГГГ в 17.00 часов был составлен акт о неявке Маскалюк Д.А. на работу по вызову. ДД.ММ.ГГГГ вновь пытались ему дозвониться, по телефону предложили ему представить объяснения, о чем составлены акты. ДД.ММ.ГГГГ в кабинете заместителя начальника по кадрам Данько В.А. истцу было вновь предложено дать объяснения, при нем составили приказ об увольнении от ДД.ММ.ГГГГ, которым Маскалюк Д.А. был уволен за прогул ДД.ММ.ГГГГ со ДД.ММ.ГГГГ Нарушений процедуры увольнения со стороны работодателя не было. Просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Помощник Красноярского транспортного прокурора Анкушина Ю.А. по результатам рассмотрения дела пришла к заключению о незаконности увольнения Маскалюк Д.А., так как он не был допущен в смену по графику его работы с 01.08. на ДД.ММ.ГГГГ по медицинским показаниям. ДД.ММ.ГГГГ не был для него рабочим днем согласно установленного графика, в связи с чем оснований для его увольнения за прогул у ответчика не имелось. Считает, что Маскалюк Д.А. подлежит восстановлению на работе в должности помощника машиниста с ДД.ММ.ГГГГ, со взысканием в его пользу заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.

Выслушав стороны, свидетелей, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Маскалюк Д.А. и ОАО «Российские железные дороги в лице начальника Моторовагонного депо Красноярск - структурного подразделения Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении - структурного подразделения Красноярской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» был заключен трудовой договор на неопределенный срок, согласно которому истец был принят на работу на должность помощника машиниста электропоезда 8-го разряда с тарифной ставкой 61 рубль 95 копеек в час, с начислением надбавок в соответствии с законодательством РФ и выплатами компенсационного и стимулирующего характера согласно Положению об оплате труда, Положению о премировании и коллективного договора. Ежегодный оплачиваемый отпуск для работника установлен общей продолжительностью 28 календарных дней плюс дополнительный отпуск 8 календарных дней за работу в районах Севера, где установлен районный коэффициент и процентная надбавка к зарплате, и за вредные условия труда по постановлению №/П-22 от ДД.ММ.ГГГГ - 12 рабочих дней (за время работы на локомотиве).

Приказом №-К от ДД.ММ.ГГГГ Маскалюк Д.А. был уволен с ДД.ММ.ГГГГ за однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей - прогул (п.п. «а» п.6 ст.81 ТК РФ) на основании акта отсутствия на рабочем месте от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ст.103 ТК РФ, сменная работа - работа в две, три или четыре смены - вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг.

При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности.

Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие.

В соответствии с п.п.9,10,11,14 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, утвержденного Приказом МПС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, время начала работы - время явки работника к постоянному месту работы, время окончания работы - время освобождения работника от выполнения трудовых обязанностей в часы, установленные правилами внутреннего трудового распорядка.

Начало работы (смены) локомотивных бригад - время явки к месту постоянной работы (депо, линейный пункт, резерв, пункт подмены локомотивных бригад, пункт оборота локомотивов) по графику, наряду или вызову, окончание работы (смены) - завершение оформления соответствующей технической документации после сдачи локомотива, поезда, состава, рефрижераторной секции, АРВЭ или вагона в депо или пункте смены. В случае несостоявшейся поездки окончание работы (смены) - время освобождения работника от выполнения трудовых обязанностей представителем администрации организации в порядке, определенном правилами внутреннего трудового распорядка.

Время начала и окончания работы (смены) работников, работающих посменно, и работников, рабочий день которых разделен на части, определяется графиком сменности.

Работа локомотивных и кондукторских бригад организуется по именным графикам сменности или по безвызывной системе. В других случаях, а также в случаях нарушения работы по графикам сменности, локомотивные и кондукторские бригады назначаются на работу по вызову. Способы вызова устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.

Должностной инструкцией № помощника машиниста электропоезда, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что помощники машинистов мотор-вагонного подвижного состава относятся к категории рабочих локомотивных бригад. Помощник машиниста электропоезда обязан являться на работу в подготовленном для этого состоянии, одетыми по форме и в сроки, определяемые графиком работы или по вызову дежурного по депо; проходить в установленном порядке предрейсовый медицинский осмотр и проверку психофизического состояния по утвержденным ОАО «РЖД» методикам; выполнять приказы, оперативные распоряжения диспетчеров, дежурных по станциям и других должностных лиц, ответственных за организацию движения поездов и производство маневров на обслуживаемом участке и станциях.

Трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ Маскалюк Д.А. установлен режим работы в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка и коллективным договором, с продолжительностью рабочего времени не более 40 часов в неделю, с суммированным учетом рабочего времени с продолжительностью смены не более 12 часов.

Согласно раздела 5 Правил внутреннего трудового распорядка Моторовагонного депо Красноярск, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ, рабочее время - это время, в течение которого в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора работник обязан исполнять трудовые обязанности. Для сменных работников работа организуется по четырехсменным или по двухсменным графикам сменности. График сменности составляется на весь год и доводится до сведения работников не позднее, чем за один месяц до введения его в действие. В особых случаях не позднее, чем за 3 дня до введения его в действие. При окончании очередного отпуска, болезни, командировки и других неявок, предусмотренных законодательством, сменные работники должны явиться на работу в смену, определенную для них графиком.

График работы локомотивных бригад составляется на месяц. Работа локомотивных бригад организуется по именным графикам по безвызовной системе. В исключительных случаях допускаются вызовы локомотивных бригад в случаях использования минимального отдыха между поездками. Продолжительность смены определяется в зависимости от времени начала и окончания работы, но не более 12 часов.

Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника не прошедшего в установленном порядке обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе.

Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ на временную работу сформирована локомотивная бригада в составе машиниста Соловьева П.А. и помощника машиниста Маскалюк Д.А. Согласно именного графика явок локомотивных бригад на август 2010г. Маскалюк Д.А. должен был выйти в смену ДД.ММ.ГГГГ, затем ДД.ММ.ГГГГ

Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием п.машиниста Маскалюк Д.А. сформирована на постоянную работу локомотивная бригада в составе машиниста Соловьева П.А. и помощника машиниста Гаврилица Ю.А. с составлением нового графика их работы.

Допрошенная в ходе судебного заседания фельдшер по осмотру локомотивных бригад Винникова В.И. суду пояснила, что работает в указанной должности 30 лет. В ее компьютере установлена специальная программа, из которой ей видно график работы локомотивных бригад, время их явки на смену. Медицинский осмотр должен быть пройден не ранее, чем за час до явки по графику. О приходе на медосмотр локомотивной бригады она ставит в известность дежурного по депо. По прохождению медосмотра она ставит допуск в компьютере, что в свою очередь сразу видит дежурный по депо. ДД.ММ.ГГГГ Маскалюк Д.А. пришел на медосмотр возбужденный, у него был высокий пульс. Она сказала ему, чтобы он посидел, успокоился. Когда до явки оставалось 10 минут, она позвонила дежурному по депо и сообщила, что Маскалюк Д.А. не успеет пройти медосмотр, так как за такое короткое время пульс в норму не придет. В поездку ДД.ММ.ГГГГ она Маскалюк Д.А. не допустила, однако в его медицинской карте и журнале регистрации случаев отстранения от рейсов отметок об этом не сделала, так как считает, что фактически Маскалюк Д.А. медосмотр не прошел. Она измерила у него пульс, попросила посидеть, подождать, пока пульс придет в норму, однако через какое-то время он ушел. При отстранении от рейса она дает направление работнику к цеховому терапевту. Маскалюк Д.А. такого направления она не дала, устно порекомендовала обратиться к терапевту на следующий день.

Врач-терапевт Лотоцькая Н.В. суду пояснила, что она ведет амбулаторный прием работников локомотивных бригад, а также проводит профосмотры работников. На каждого работника заведена амбулаторная карта, в которой отражены параметры нормального пульса для каждого работника. Маскалюк Д.А. наблюдался у нее в июле по поводу инфекционного заболевания. ДД.ММ.ГГГГ Винникова В.И. сообщила ей, что накануне на приеме был Маскалюк Д.А., но не прошел медосмотр, т.к. пульс был выше нормы, обследование он не закончил, убежал. К ней, Лотоцькой Н.В., на прием ДД.ММ.ГГГГ Маскалюк Д.А. не приходил.

Свидетель Соловьев П.А., работающий машинистом электропоезда Моторовагонного депо Красноярск суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ он вышел из отпуска и узнал, что его скрепили в бригаду с Маскалюк Д.А., о чем расписался в журнале о скреплении. Первая совместная поездка по графику у них была ДД.ММ.ГГГГ Бригады и графики составляются нарядчиком депо. График работы локомотивных бригад размещен в компьютере, и дополнительно работников обзванивают по телефонам. Под роспись с графиком работы их не знакомят. ДД.ММ.ГГГГ он позвонил Маскалюк Д.А. сказать про поездку. Из разговора с ним, ему, Соловьеву, показалось, что Маскалюк Д.А. не знает о скреплении и график работы. ДД.ММ.ГГГГ он пришел на работу примерно в 17.40ч., прошел медкомиссию. Через некоторое время ему позвонил Маскалюк Д.А., сказал, что не прошел ПРМО. Он ушел принимать электропоезд, затем к нему пришел другой помощник. График работы могут изменить по определенным обстоятельствам - в связи с больничным, отменой электричек и т.д. Если работник не поехал в поездку, то на следующий день должен придти, написать объяснительную и представить документы, затем подойти к нарядчику, уточнить, когда выходить на работу. В случае необходимости его могут вызвать на работу, дежурный по депо или инструктор. После отработки смены работники сдают документы, маршрут, уточняют следующий рабочий день и едут домой отдыхать. График работы вывешен в общедоступном месте. Кроме того, график можно узнать в компьютере, который также находится в свободном доступе, в любое время можно узнать, когда выходить на маршрут.

Свидетель ФИО12, работающий дежурным Моторовагонного депо Красноярск, суду пояснил, что в его обязанности входит выдача маршрутного листа машинисту, предрейсовый инструктаж, постановка и выдача поездов на ремонт, контроль за уборкой, обработкой поездов. График работы бригад составляет нарядчик на основании расписания электропоездов, которые постоянно корректируются. График вывешен на стенде, сейчас работников знакомят с ним под роспись. Машинисты и помощники машинистов работают в одном рейсе, затем два дня отдыхают. ДД.ММ.ГГГГ Маскалюк Д.А. он не видел, в компьютерной программе у него не было никаких отметок. Фельдшер Винникова сообщила по телефону, что Маскалюк Д.А. не прошел ПРМО. В этом случае Маскалюк Д.А. должен был явиться на следующий день в депо на разбор срыва графика. В депо вызывная система работы, работника при необходимости могут срочно вызвать.

Свидетель ФИО13 суду пояснил, что является дежурным по депо. ДД.ММ.ГГГГ он работал в депо. Маскалюк Д.А. к нему не подходил. В случае срыва явки, работник должен явиться на следующий день для решения дальнейшей его работы. В случае отстранения от рейса, фельдшер должен составить акт, который представляет работник работодателю. Он сам Маскалюк Д.А. ДД.ММ.ГГГГ не звонил, просил об этом инструктора.

Свидетель ФИО14 суду пояснила, что работает нарядчиком локомотивных бригад Моторовагонного депо Красноярск. В ее должностные обязанности входит разработка графиков работы локомотивных бригад, обеспечение его соблюдения, составление графиков отпусков, составление отчетов, контроль прохождения медицинской комиссии работниками локомотивных бригад. График движения электропоездов, составляется ею в соответствии с турной подвязкой, которая состоит из 10 туров. Машинисты и их помощники работают день, затем ночь, затем двое суток выходные дни. Турная повязка составляется на основании заявок ОАО «Краспригород», график сменности часто меняется исходя из специфики работы. График составляется на следующий месяц за неделю до конца предыдущего месяца. График вывешивается на стенд в комнате инструктажа Моторовагонного депо, также явки можно посмотреть в компьютере. Фактически работники самостоятельно следят за графиком своей работы. О смене графика работнику сообщает по телефону в будний день она, в выходной дежурный по депо. Если кого-то отстраняют от работы по медицинским показаниям, в компьютере делается соответствующая отметка, что немедленно высвечивается у дежурного по депо и у нее. Такому работнику ищут замену. Работнику дают справку и направляют к цеховому терапевту, у которого нарядчик узнает, пошел ли человек на «больничный» или может приступить к работе. Она и цеховой терапевт регулярно созваниваются, каждый день сравнивают списки лиц, находящихся на больничном. Если больничный не выдан, терапевт дает справку, и работник должен явиться на работу, отметиться у нарядчика для того, чтобы его поставили в график работы. При отстранении работника от поездки составляется акт. ДД.ММ.ГГГГ на работе она не была, находилась в отпуске. При срыве графика, действующий график в отношении данного работника перестает действовать. Бригада раскрепляется, издается новый приказ о скреплении локомотивной бригады на месяц. Если ДД.ММ.ГГГГ Маскалюк Д.А. не был допущен к работе, машинист Соловьев П.А. был перезакреплен с другим помощником. Если работник не прошел ПРМО и отстранен, то фельдшер составляет об этом справку и направляет к цеховому терапевту, где оформляется больничный лист, либо выдается иной документ, подтверждающий причины неявки на работу. ДД.ММ.ГГГГ Маскалюк должен был придти на работу и разъяснить причины срыва поездки, у него должны были выяснить: может ли он работать, скрепить его с другим машинистом, назначить ему следующий рабочий день, либо поручить ему работу в депо.

Свидетель Чижиков В.В. суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ машинист Соловьев П.А. должен был работать с помощником Маскалюк Д.А., который по сообщению фельдшера не был ею допущен в смену, так как не прошел ПРМО. Он сказал Маскалюк Д.А. подойти к дежурному по депо, однако он этого не сделал. Несмотря на то, что рабочее место Маскалюк Д.А. - это локомотив, он должен был явиться в депо на следующий день, объяснить причину не выхода в смену, однако он не явился. 02.08. и 03.08. ему звонили, пытались вызвать на работу, вызывать на работу Маскалюк Д.А. должен дежурный по депо. Он пришел в 16.00ч. ДД.ММ.ГГГГ У него потребовали объяснение, от дачи которого Маскалюк Д.А. отказался. С графиком сменности все работники знакомятся самостоятельно. В случае отстранения от рейса Маскалюк Д.А. должен был явиться в депо и выяснить, когда ему приступать к работе.

Свидетель Смоляк А.В., работающий заместителем начальника по эксплуатации Моторовагонного депо Красноярск, суду пояснил, что в его обязанности входит руководство цехом эксплуатации локомотивов, Маскалюк Д.А. находился под его руководством, он осуществляет контроль за выполнением должностных обязанностей помощников машинистов. ДД.ММ.ГГГГ вечером ему позвонил дежурный по депо, сообщил, что Маскалюк Д.А. не прошел ПРМО. Маскалюк Д.А. должен был явиться к цеховому терапевту, а потом в депо утром ДД.ММ.ГГГГ, но не пришел. Инструктор сообщил, что Маскалюк Д.А. был у цехового терапевта, однако в депо так и не пришел. Ему неоднократно звонили инструкторы, вызывали в депо. ДД.ММ.ГГГГ Маскалюк пришел, отказался знакомиться с актом об отсутствии на рабочем месте и писать объяснение, и ушел. Затем он приходил ДД.ММ.ГГГГ, в этот же день составили акт об отсутствии на работе, затем издали приказ об увольнении за прогулы. Нарядчик руководит составлением и заменами в расписании, но график очень часто меняется, график для сведения висит на стене. Расписание составляется два раза в год весной и зимой, но в связи с изменением движения поездов графики меняются. Фактически график составляется раз в месяц. При не выходе на работу, следует уточнять график самостоятельно.

Председатель профкома Шестопалов В.В. суду пояснил, что в случае отстранения от работы, работник должен явиться на следующий день для установления причин. Кроме того, он обязан являться по вызову. Маскалюк Д.А. был отстранен от работы, однако в дальнейшем на работу не вышел, по вызовам не являлся. Были составлены акты об отсутствии на рабочем месте, и Маскалюк Д.А. был уволен за прогулы.

Свидетель Данько В.А. суду пояснил, что в графике работы локомотивных бригад отмечены дни работы и смены только машинистов поездов, в отношении помощников машиниста выносится приказ о скреплении машиниста с помощником, и они работают по утвержденному графику. Вызов работников Моторовагонного депо в случае необходимости, если какой-то работник не пришел, происходит по телефону. ДД.ММ.ГГГГ ему стало известно, что Маскалюк Д.А. не был допущен в поездку. Через поликлинику стало известно, что больничный лист Маскалюк Д.А. на ДД.ММ.ГГГГ не выдавался. Маскалюк Д.А., будучи отстранен от поездки, должен был явиться в депо и уточнить дальнейший график своей работы. Несмотря на вызовы по телефону, Маскалюк Д.А. явился только ДД.ММ.ГГГГ к 16.00ч. Ему было предложено дать письменные объяснения, на что он отказался и ушел. ДД.ММ.ГГГГ он был уволен за прогул ДД.ММ.ГГГГ со ДД.ММ.ГГГГ График работы находится в общедоступном месте. Работники самостоятельно с ним знакомятся и следят за его изменением. Акт об отстранении от работы не составлялся.

В соответствии со ст.77 ТК РФ, основанием прекращения трудового договора является расторжение трудового договора по инициативе работодателя (п.4) (статьи 71 и 81 ТК РФ).

В силу п.п. «а» п.6 ст.81 ТК РФ, трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей - прогула, то есть отсутствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены), независимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены).

Анализируя представленные сторонами доказательства, судом установлено, что приказом от ДД.ММ.ГГГГ была сформирована бригада в составе Соловьева П.А. и Маскалюк Д.А., с которым истец ознакомлен не был. С графиком работы в составе вновь сформированной бригады, который ведется по машинисту Соловьеву П.А., он своевременно (минимум за 3 дня) ознакомлен не был. ДД.ММ.ГГГГ Маскалюк Д.А. явился на работу по вызову, однако при прохождении обязательного предрейсового медицинского осмотра не был допущен в смену: Красноярск-Заозерная с ДД.ММ.ГГГГ 14.53ч. (время отправки) по ДД.ММ.ГГГГ 07.56ч. (сдача).

В соответствии с п.5.7 Правил внутреннего трудового распорядка, в этом случае работодатель был обязан отстранить Маскалюк Д.А. от работы на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе. При этом, какой-либо документ, определяющий период отстранения Маскалюк Д.А. от работы, ответчиком не составлялся.

Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что по сложившемуся порядку истец обязан был явиться на работу в депо на следующий день после отстранения от поездки, однако судом установлено, что указанный ответчиком порядок ничем не предусмотрен, никаким локальным актом предприятия не определен. В тоже время, согласно п.5.2. Правил внутреннего трудового распорядка, при окончании очередного отпуска, болезни, командировки и других неявок, предусмотренных законодательством, сменные работники должны явиться на работу в смену, определенную для них графиком.

Следующая смена Маскалюк Д.А. по графику была определена для него ДД.ММ.ГГГГ В то же время приказом от ДД.ММ.ГГГГ его бригада с Соловьевым П.А. была фактически расформирована. В этом случае он обязан был явиться на работу в соответствии со своими должностными обязанностями либо по графику, либо по вызову дежурного по депо, который ДД.ММ.ГГГГ ему самостоятельно не звонил. При этом, Маскалюк Д.А. вызывался другими сотрудниками Моторовагонного депо не на работу, а для дачи объяснений по факту его отстранения от работы ДД.ММ.ГГГГ и решения вопроса о его увольнении, что не оспаривается сторонами в судебном заседании. Согласно утвержденного графика ДД.ММ.ГГГГ для Маскалюк Д.А. не являлся рабочим днем.

ДД.ММ.ГГГГ Маскалюк Д.А. явился на работу к 16.00ч., где ему было предложено дать объяснения по поводу его отсутствия на рабочем месте ДД.ММ.ГГГГ с 10.00ч. до 17.00ч. и ДД.ММ.ГГГГ с 08.00ч. до 16.00ч.

Несмотря на то, что ДД.ММ.ГГГГ являлся для Маскалюк Д.А. не рабочим днем, приказом от ДД.ММ.ГГГГ он был уволен за прогул ДД.ММ.ГГГГ со ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии со ст.394 ТК РФ, в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор. Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

С учетом изложенного, суд признает увольнение Маскалюк Д.А. по п.п. «а» п.6 ст.81 ТК РФ незаконным, и принимает решение о его восстановлении в должности помощника машиниста Моторовагонного депо Красноярск с ДД.ММ.ГГГГ с выплатой ему среднего заработка за все время вынужденного прогула по день вынесения решения суда.

Суд взыскивает с ответчика в пользу истца средний заработок за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за 115 рабочих дней, исходя из среднего дневного заработка истца, который суд определяет, в соответствии со ст.139 ТК РФ, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 11.04.2003г. №213, которым утверждено Положение «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», исключая из расчетного периода время, а также начисленные за этот период суммы, которые не учитываются при расчете среднего заработка в соответствии с п.5 Положения.

Таким образом, среднечасовой заработок Маскалюк Д.А. за период с августа 2009г. по август 2010г., т.е. за 12 месяцев, предшествующих увольнению, составил 200 рублей 37 копеек, следовательно, среднедневной заработок составляет 1602 рубля 96 копеек. Заработная плата за время вынужденного прогула составила: 1602,96х115=184340 рублей 40 копеек, которая подлежит взысканию с ответчика.

В соответствии со ст.237 Трудового кодекса РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействиями работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора, факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом (ст.394 ТК РФ).

Судом установлено, что ответчиком нарушены трудовые права Маскалюк Д.А., от чего он испытывал нравственные страдания. Учитывая характер и степень перенесенных истцом нравственных страданий, исходя из требований разумности и справедливости, суд считает сумму компенсации морального вреда в размере 15000 рублей, определенную истцом, завышенной, и взыскивает с ОАО «РЖД» компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей.

В силу ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Договором на оказание юридических услуг по представлению интересов в суде от ДД.ММ.ГГГГ размер вознаграждения представителя истца Смолко М.Ю. определен в сумме 15000 рублей с выплатой аванса в размере 10000 рублей, получение которого представитель истца подтвердил в судебном заседании. Учитывая характер рассматриваемого правоотношения, работу представителя истца по настоящему делу, суд находит размер вознаграждения, определенного договором завышенным, и определяет размер вознаграждения, подлежащего взысканию с ответчика в пользу истца, в сумме 10000 рублей, который признает разумным.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика государственную пошлину в размере, в котором истец освобожден от ее уплаты при подаче иска, в доход местного бюджета в соответствии с требованиями п.1 ч.1 ст.333-20 НК РФ, от исковых требований неимущественного характера в соответствии с п.3 ч.1 ст.333-19 НК РФ в размере 200 рублей, имущественного характера в соответствии с требованиями п.1 ч.1 ст.333-19 НК РФ в сумме 4886 рублей 80 копеек, всего 5086 рублей 80 копеек.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Маскалюк Дениса Александровича удовлетворить частично.

Признать увольнение Маскалюк Дениса Александровича с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа №-К от ДД.ММ.ГГГГ по п.п. «а» п.6 ст.81 ТК РФ незаконным.

Восстановить Маскалюк Дениса Александровича в должности помощника машиниста электропоезда 8 разряда Моторовагонного депо Красноярск - структурного подразделения Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении структурного подразделения Красноярской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» с ДД.ММ.ГГГГ

Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в пользу Маскалюк Дениса Александровича заработную плату за время вынужденного прогула в размере 184340 рублей 40 копеек, компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 10000 рублей, всего 197340 рублей 40 копеек.

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» госпошлину в доход местного бюджета в размере 5086 рублей 80 копеек.

В силу ст.396 ТК РФ решение в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Железнодорожный районный суд.

Председательствующий: