Судебный акт - не вступил в законную силу



Дело № 2-118/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Красноярск

Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе председательствующего

судьи Тихоновой Т.В.

при секретаре Юровой Л.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Свердловского района г.Красноярска, поданному в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах Ковальчука Романа Александровича, Ковальчука Виктора Александровича, к Министерству образования и науки Красноярского края, администрации г.Красноярска о признании нуждающимися в жилом помещении, возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставить жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Свердловского района г.Красноярска обратился в суд с иском в интересах Ковальчука Р.А., Ковальчука В.А., к Министерству образования и науки Красноярского края о признании нуждающимися в жилом помещении, возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставить жилое помещение.

Требования мотивированы тем, что по результатам проведенной прокуратурой проверки соблюдения прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на внеочередное предоставления жилых помещений, установлено, что Ковальчук Р.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Ковальчук В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в несовершеннолетнем возрасте остались без попечения родителей, поскольку их отец Ковальчук А.Р. был лишен родительских прав в отношении сыновей, а мать Ковальчук О.А. находится в розыске, в связи с чем на основании распоряжения администрации Свердловского района г.Красноярска № 568 от 23.06.1998 года Ковальчук Р.А, Ковальчук В.А. определены в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение. За истцами не было закреплено никакого жилого помещения ввиду отсутствия такового на момент утраты попечения. Прокурор Свердловского района просит признать Ковальчука Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Ковальчука В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения нуждающимися в жилом помещении, обязать Министерство образования и науки Красноярского края поставить их на учет как лиц из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, предоставить истцам за счет средств краевого бюджета на территории г.Красноярска изолированное благоустроенное жилое помещение размером не менее 15 кв.м. общей площади по договору социального найма.

В последствии прокурором Свердловского района г.Красноярска исковые требования были уточнены, он просил признать Ковальчука Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Ковальчука В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения нуждающимися в жилом помещении, обязать Министерство образования и науки Красноярского края поставить их на учет как лиц из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении. Обязать администрацию г.Красноярска предоставить истцам за счет средств краевого бюджета на территории г.Красноярска изолированное благоустроенное жилое помещение размером не менее 15 кв.м. общей площади по договору социального найма на каждого.

В судебном заседании прокурора Палиенко Е.В. иск поддержала по изложенным в нем основаниям с учетом уточнений.

Ковальчук Р.А. Ковальчук В.А., надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, о причине неявки суд не уведомили, не просили об отложении слушания дела. В силу ч.3 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

Представитель ответчика - Министерства образования и науки Красноярского края Доронина Л.В., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (выдана до ДД.ММ.ГГГГ). с иском не согласилась, поскольку Министерство образования и науки Красноярского края не нарушало никаких прав Ковальчуков, т.к. они не обращались в Министерство образования и науки Красноярского края за постановкой их на учет. Кроме того, Доронина Л.В. пояснила, что Министерство образования и науки Красноярского края осуществляет учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения, выявленных и постоянно проживающих на территории Красноярского края, с учетом даты рождения и даты представления документов, т.е. не ранее, чем за год до окончания ими общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения ими воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, но не позднее, чем за год до достижения 23-летия. В полномочия Министерства входит постановка на учет детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, не имеющих жилого помещения. Полномочия по предоставлению жилого помещения указанной категории граждан возложены на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края.

Кроме того, ни федеральным законодательством, ни законодательством субъекта РФ не предусмотрено выделение финансовых средств на приобретение жилого помещения конкретному ребенку - сироте либо лицу, оставшемуся без попечения родителей. В соответствии со ст.140 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями местным бюджетам субъекта РФ понимается межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при исполнении государственных полномочий РФ, субъектов РФ, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. Таким образом, сама по себе субвенция именной быть не может. Кроме этого, в силу ст.ст.1 и 152 БК РФ гражданин не является субъектом бюджетных отношений, поэтому субъективное право физического лица на предоставление вне очереди жилого помещения как лицу из числа детей - сирот, не может быть постановлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию Закона Красноярского края от 24.12.2009г. № 9-1225 «О наделении органов местного отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения». По мнению представителя ответчика Министерство образования и науки Красноярского края является не надлежащим ответчиком в отношении требования истца о предоставлении жилого помещения.

Представитель ответчика - администрации г.Красноярска Прохоренко Н.С. действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (выдана до ДД.ММ.ГГГГ), с иском прокурора не согласилась, поддержала позицию представителя Министерства образования и науки Красноярского края, обратив внимание суда на то, что права Ковальчуков ни администрация г.Красноярска, ни Министерство образования и науки Красноярского края не нарушали. Просила отказать в удовлетворении иска.

Третье лицо - Администрация Свердловского района г.Красноярска, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своих представителей не направило, о причине неявки суд не уведомило, об отложении слушания дела не просило. В силу ч.3 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя 3-го лица.

Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

В силу положений п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст.ст. 5 и 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 156-ФЗ от 21.12.1996 года, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» №12-961 от 02.11.2000г. дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.

Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края.

В соответствии с Указом Губернатора Красноярского края «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» (в редакции от 21.08.2009г. №131-уг, от 05.03.2010г. №25-уг), Министерство образования и науки Красноярского края осуществляет учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения, выявленных и постоянно проживающих на территории Красноярского края, с учетом даты рождения и даты представления документов.

Данным указом Губернатора установлен порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, в соответствии с которым, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма.

При этом детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилых помещений, состоящим на учете в министерстве образования и науки Красноярского края, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации, по месту жительства, которое ребенок имел на момент утраты родительского попечения.

В соответствии с п.1 Постановления администрации города Красноярска от 14.04.2005 г. № 192 «Об установлении нормы представления площади жилого помещения муниципального жилого фонда», социальная норма - норма предоставления жилого помещения, установлена в размере 15 кв. м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

Согласно ч.2 ст.15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Как установлено в ходе судебного разбирательства, ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения администрации Свердловского района г.Красноярска № Ковальчук Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Ковальчук В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, были определены в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение в связи с тем, что отец детей лишен родительских прав, а мать находится в розыске (л.д.8).

До помещения в детское государственное учреждение Ковальчук Роман и Ковальчук Виктор. проживали в <адрес>58 совместно с отцом - Ковальчуком А.Р. (л.д.22, 23, 25-26).

На основании определения Свердловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ мать истцов - Ковальчук О.А. была объявлена в розыск, как лицо, уклоняющееся от уплаты алиментов (л.д.28, 29).

Как следует из материалов дела, Ковальчук В.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>, комната №; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - по адресу: <адрес> (л.д.15). Ковальчук Р.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>; временно зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>402 (л.д.19,20,21)

Истец Ковальчук Р.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в школе «Красноярского детского дома», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в КГБ ОУ НПО «Профессиональное училище №» <адрес> (л.д.16, 17).

Истец Ковальчук В.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в КГБОУ «Красноярский детский <адрес>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил обучение в КГБ ОУ НПО «Профессиональное училище №» <адрес> (л.д.55, 62, 63).

Согласно представленным справкам администрации Советского района в 2007 году Ковальчук В.А. состоял в очереди на получение жилья за номером 2407 по категории «Сирот» № (л.д.93).

По окончании учебных заведений жилое помещение истцам предоставлено не было. В настоящее время Ковальчук В.А. и Ковальчук Р.А. жилым помещением не обеспечены.

Согласно сведений, предоставленных ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ по данным на ДД.ММ.ГГГГ за Ковальчуком В.А., Ковальчуком Р.А., Ковальчуком В.А., Ковальчук О.А. какие-либо объекты жилого недвижимого имущества на территории г.Красноярска на праве собственности или ином вещном праве не зарегистрированы (л.д.31).

По данным Управления Росреестра в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах на имеющиеся объекты недвижимого имущества Ковальчука В.А., Ковалбьчука Р.А., Ковальчука А.Р. отсутствуют (л.д.9, 10, 11).

Таким образом, судом установлено, что истцы в несовершеннолетнем возрасте остались без попечения родителей, жилое помещение на условиях договора социального найма им не предоставлялось, закрепленного жилья они не имеют, на учете Министерства образования и науки Красноярского края как нуждающиеся в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке Ковальчук В.А., Ковальчук Р.А. не состоят.

В соответствии с Указом Губернатора Красноярского края «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», Положением о порядке приобретения жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, Министерство образования и науки Красноярского края осуществляет учет детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющихся закрепленного жилого помещения, выявленных и постоянно проживающих на территории Красноярского края.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для удовлетворения исковых требований прокурора в части признания Ковальчука Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Ковальчука В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения нуждающимися в жилом помещении, возложения обязанности на Министерство образования и науки Красноярского края поставить Ковальчука В.А. и Ковальчука Р.А. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Поскольку Законом Красноярского края от № 11-5496 от 21 декабря 2010 года «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд полагает необходимым удовлетворить требования прокурора, заявленные в интересах Ковальчука В.А., Ковальчука Р.А. о возложении обязанности на администрацию г.Красноярска предоставить истцам за счет средств краевого бюджета на территории г.Красноярска изолированное благоустроенное жилое помещение размером не менее 15 кв.м. общей площади по договору социального найма на каждого.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Свердловского района г.Красноярска удовлетворить.

Признать Ковальчука Виктора Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Ковальчука Романа Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, нуждающимися в жилом помещении по категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Обязать Министерство образования и науки Красноярского края поставить Ковальчука Виктора Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Ковальчука Романа Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилым помещением по категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Обязать администрацию г.Красноярска предоставить Ковальчуку Виктору Александровичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Ковальчуку Роману Александровичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за счет средств краевого бюджета на территории г.Красноярска изолированное благоустроенное жилое помещение размером не менее 15 кв.м. общей площади по договору социального найма на каждого.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Железнодорожный районный суд г.Красноярска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий-судья: Т.В.Тихонова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья: