Дело № 2-82/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Красноярск
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе председательствующего
судьи Тихоновой Т.В.
при секретаре Юровой Л.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Емельяновского района г.Красноярска, поданному в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах Моргуновой Долорес Валерьевны, к Министерству образования и науки Красноярского края, администрации Емельяновского района Красноярского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставить жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Емельяновского района г.Красноярска обратился в суд с иском в интересах Моргуновой Д.В. к Министерству образования и науки Красноярского края о возложении обязанности по обеспечению вне очереди жилой площадью.
Требования мотивированы тем, что по результатам проверки нарушений жилищных прав Моргуновой Д.В., проведенной прокуратурой, установлено, что истица относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку решением Емельяновского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ ее родители Моргунов В.В. и Моргунова Н.А. лишены родительских прав. Моргунова Д.В. закрепленного за ней жилого помещения не имеет, в связи с чем Краевой комиссией по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам, не имеющим жилого помещения, принято решение о признании Моргуновой Д.В. нуждающейся в жилом помещении, однако в нарушение абз.2 п.1 ст.8 ФЗ № « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истица до настоящего времени жильем не обеспечена.
Позднее истица уточнила исковые требования, просит признать бездействие Министерства образования и науки Красноярского края незаконным, возложить на Министерство образования и науки Красноярского края обязанность внести Моргунову Д.В. в список, являющийся Приложением № к соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ. Обязать администрацию Емельяновского района Красноярского края приобрести Моргуновой Д.В. жилое помещение по договору социального найма.
В судебном заседании прокурор Тюбаева Т.А. и истица иск поддержали по изложенным в нем основаниям с учетом уточнений.
Представитель ответчика - Министерства образования и науки Красноярского края Гаврилов Е.В., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (выдана до ДД.ММ.ГГГГ), в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В материалах дела имеется отзыв представителя ответчика, согласно которому Министерство образования и науки Красноярского края возражает против удовлетворения исковых требований, поскольку не является надлежащим ответчиком по данному делу.
Кроме того, ранее участвуя в судебных заседаниях, представитель ответчика пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ Моргунова Д.В. поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, в связи с чем органы местного самоуправления должны предоставить ей жилое помещение по договору социального найма. Соглашение о взаимодействии, на основе которого выделяется субвенция, подписано Емельяновским районом Красноярского края ДД.ММ.ГГГГ. Заложена субвенция в размере 1 626 700 руб. Подготовлен проект письма Главе Емельяновского района от имени заместителя Губернатор края - заместителя председателя Правительства края о необходимости приобретения жилых помещений.
Ответчик - администрация Емельяновского района Красноярского края, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своих представителей не направил, о причине неявки суд не уведомил, не просил об отложении слушания дела. В силу ч.3 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя администрации Емельяновского района Красноярского края.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В силу положений п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст.ст.5 и 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 156-ФЗ от 21.12.1996 года, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» №12-961 от 02.11.2000г. дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.
Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края.
В соответствии с Указом Губернатора Красноярского края «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» (в ред. от 21.08.2009г. №131-уг, от 05.03.2010г. №25-уг), Министерство образования и науки Красноярского края осуществляет учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения, выявленных и постоянно проживающих на территории Красноярского края, с учетом даты рождения и даты представления документов.
Данным указом Губернатора установлен порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, в соответствии с которым, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма.
При этом детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилых помещений, состоящим на учете в министерстве образования и науки Красноярского края, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации, по месту жительства, которое ребенок имел на момент утраты родительского попечения.
В соответствии с п.1 Постановления администрации г.Красноярска от 14.04.2005г. № 192 «Об установлении нормы представления площади жилого помещения муниципального жилого фонда», социальная норма - норма предоставления жилого помещения, установлена в размере 15 кв. м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Согласно ч.2 ст.15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Как установлено в ходе судебного разбирательства, решением Емельяновского районного суда г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ родители истицы Моргуновой Д.В. - Моргунов В.В. и Моргунова Н.А. лишены родительских прав (л.д.8).
Краевой комиссией по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа не имеющих жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ принято решение о постановке на учет Моргуновй Д.В. и приобретении жилья в Емельяновском районе (л.д.99, 110, 123).
Вместе с тем, судом установлено, что Министерством образования и науки Красноярского края Моргунова Д.В. не была включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, состоящих на учете в Министерстве образования и науки Красноярского края, которым органы местного самоуправления должны приобрести жилые помещения за счет средств субвенции в 2010 году в Емельяновском районе. Данный список является Приложением № к Соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.85).
В соответствии с указанным Соглашением, заключенным ДД.ММ.ГГГГ между Министерством образования и науки <адрес> и Муниципальным образованием - Емельяновский район Красноярского края, Министерство обязуется предоставить получателю - Муниципальному образованию Емельяновский район Красноярского края субвенцию для реализации Закона Красноярского края от 24.12.2009г. № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» в 2010 году в размере 1 626 700 рублей, а получатель обязуется принять указанную субвенцию, использовать ее по целевом назначению, определенному настоящим Соглашением, а также обеспечить исполнение настоящего соглашения с учетом списка лиц, нуждающихся в жилом помещении (л.д.52-63).
Совокупность изложенных обстоятельств позволяет суду сделать вывод о том, что истица в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, жилое помещение на условиях договора социального найма ей не предоставлялось, закрепленного жилья она не имеет, в связи с чем состоит на учете в Министерстве образования и науки Красноярского края как нуждающаяся в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке. Однако без объективных причин не включена Министерством образования и науки Красноярского края в Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, состоящих на учете в Министерстве образования и науки Красноярского края, которым органы местного самоуправления должны приобрести жилые помещения за счет средств субвенции в 2010 году в Емельяновском районе.
При изложенных обстоятельствах суд находит обоснованными, подлежащими удовлетворению требования прокурора Емельяновского района Красноярского края, уточненные истицей Моргуновой Д.В., о признании незаконным бездействия Министерства образования и науки Красноярского края., возложении обязанности включить Моргунову Д.В. с указанный список, и о возложении обязанности на администрацию Емельяновского района Красноярского края приобрести
В соответствии с Указом Губернатора Красноярского края «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», Положением о порядке приобретения жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, Министерство образования и науки Красноярского края осуществляет учет детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения, выявленных и постоянно проживающих на территории Красноярского края.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что Законом Красноярского края № 11-5496 от 21 декабря 2010 года «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд полагает необходимым удовлетворить требования прокурора, заявленные в интересах Моргуновой Д.В., о возложении на Министерство образования и науки Красноярского края обязанности внести Моргунову Д.В. в список, являющийся Приложением № к соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ, и обязать администрацию Емельяновского района Красноярского края приобрести Моргуновой Д.В. жилое помещение по договору социального найма.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Емельяновского района г.Красноярска удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства образования и науки Красноярского края по невключению Моргуновой Долорес Валерьевны в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, состоящих на учете в министерстве образования и науки Красноярского края, которым органы местного самоуправления должны приобрести жилые помещения за счет средств субвенции в 2010 году в Емельяновском районе, являющимся Приложением № к Соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ
Обязать Министерство образования и науки Красноярского края внести Моргунову Долорес Валерьевну в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, состоящих на учете в министерстве образования и науки Красноярского края, которым органы местного самоуправления должны приобрести жилые помещения за счет средств субвенции в 2010г. в Емельяновском районе, являющимся Приложением № к Соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ
Обязать администрацию Емельяновского района Красноярского края приобрести за счет средств краевого бюджета на территории Емельяновского района Красноярского края в собственность муниципального образования - Емельяновский район Красноярского края изолированное благоустроенное жилое помещение размером не менее 15 кв.м. общей площади и передать его по договору социального найма Моргуновой Долорес Валерьевне.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Железнодорожный районный суд г.Красноярска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий-судья: Т.В.Тихонова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья: