Дело № 2-1073/2011
копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Красноярск
Железнодорожный районный суд г.Красноярска в составе председательствующего судьи Копеиной И.А.,
с участием помощника прокурора Железнодорожного района Спас О.В.
при секретаре Самсоновой Н.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г.Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Авто-Интерьер» об обязании произвести и предоставить расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде размещения отходов производства потребления,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Железнодорожного района г.Красноярска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ООО «Авто-Интерьер», в котором просил Общество с ограниченной ответственностью «АвтоИнтерьер» произвести и предоставить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде размещения отходов производства потребления.
Требования мотивированы тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Железнодорожного района г. Красноярска проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в части соблюдения хозяйствующими субъектами на территории района природоохранного законодательства. По результатам проведенной проверки в ООО «АвтоИнтерьер» выявлены многочисленные нарушения природоохранного законодательства в части расчета, внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. Однако ООО «АвтоИнтерьер» не производит расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду с начала осуществления своей предпринимательской деятельности, то есть с февраля 2007 года. Производственным объектом ответчика является помещение в котором проводятся работы по обслуживанию автомобилей, ремонтные работы автомобилей, ремонт ходовой части автомобиля, замена масел, кузовной ремонт. Освещение помещения производится ртутьсодержащими люминесцентными лампами. В деятельности образуются отходы: ртутьсодержащие люминесцентные лампы, масла моторные отработанные, обтирочный материал, загрязненный маслами, мусор от бытовых помещений.
В судебном заседании помощник прокурора Железнодорожного района г.Красноярска Спас О.В. иск поддержала по изложенным в нем основаниям, дополнила, что в настоящее время ответчиком получены паспорт на опасные отходы, а исходя из представленных договоров, заключенных со специализированными предприятиями, ответчику оказываются услуги по вывозу опасных отходов, которые образуются на предприятии 4-5 класса опасности, а следовательно должна производится и плата. Кроме того, в указанных договорах, одним из пунктов установлено, что ответчик должен самостоятельно производить оплату за негативное воздействие на окружающую среду. Просила удовлетворить требования.
Представитель ответчика ООО «Авто-Интерьер», Карлов С.М., действующий на основании доверенности (полномочия проверены), в судебном заседании представил письменный отзыв, просил отказать в иске, т.к. предусматривается плата за негативное воздействие на окружающую среду при выбросе в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сброса загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов других видов вредного воздействия 9 шума, вибрации и т.п.). Фактической деятельностью ответчика являются услуги по тюнингу автомобилей, перетяжки салонов, установки охранных систем на автомобили, что соответствует ремонту и обслуживанию автомобилей. Также используются в помещении люминесцентные лампы и образовывается бытовые отходы - бумаги, картона. Заключены договора на оказание услуг по демеркуризации ртутьсодержащих ламп и утилизации металлической ртути и на захоронение твердых промышленных отходов 4-5 класса опасности. Таким образом, никакой деятельности, подпадающей под виды негативного воздействия, ответчик не оказывает. Просил отказать в иске.
Представитель третьего лица Енисейского управления Ростехнадзора Цишкевич Т.В., действующая на основании доверенности (полномочия проверены) в судебном заседании иск прокурора поддержала по изложенным основаниям.
Суд, участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится в бюджет Российской Федерации, бюджет Красноярского края, бюджет муниципального образования - город Красноярск.
В соответствии со ст. 34 ФЗ РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкций, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 16 ФЗ РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; а также иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно ст. 1 ФЗ РФ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходами производства и потребления являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Согласно ст. 14 ФЗ РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относится разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде; установление платы за негативное воздействие на окружающую среду, возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде; научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно Определению Конституционного суда РФ от 10.12.2002 № 284-О плата за негативное воздействие на окружающую среду является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных (индивидуально установленных для каждого предприятия) нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление.
Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую природную среду, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы установлены Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».
В соответствии с пп. 1, 2 Приказа Федеральной Службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 г. № 557 «Об установлении сроков уплаты за негативное воздействие на окружающую среду» плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, при этом отчетным периодом признается календарный квартал.
В соответствии с п.. 3 Постановления Администрации города Красноярска от 25.05.2006 г. № 444 «О порядке сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых, промышленных и прочих отходов в городе Красноярске» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе хозяйственной деятельности которых образуются отходы, обязаны подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности, разработать проекты нормативов образования отходов и утвердить лимиты на их размещение, обеспечить внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из содержания Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 №204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» следует, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ. Плательщик производит исчисление и уплату платы отдельно по месту нахождения каждого стационарного объекта негативного воздействия.
В соответствии с п. 3 Указа Президента Российской федерации от 23.06.2010 г. № 780 «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» Федеральной службе по надзору в сфере природопользования переданы функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомном}- надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы.
В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Железнодорожного района г. Красноярска проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в части соблюдения хозяйствующими субъектами на территории района природоохранного законодательства.
Согласно свидетельства государственной регистрации юридического лица Общество с Ограниченной Ответственностью «АвтоИнтерьер» (далее ООО «АвтоИнтерьер») зарегистрировано инспекцией Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска, ДД.ММ.ГГГГ, государственный регистрационный номер 2072460011611 и осуществляет свою деятельность с февраля 2007 года.
Основным видом деятельности юридического лица в соответствии с уставом является техническое обслуживание и ремонт автомобилей, розничная торговля в неспециализированных магазинах, исследование коньюктуры рынка, консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления.
В ходе проверки прокуратурой Железнодорожного района г. Красноярска в деятельности ООО «АвтоИнтерьер» выявлены многочисленные нарушения природоохранного законодательства.
Производственными объектами ООО «АвтоИнтерьер» является помещение, занимаемое ответчиком на праве аренды (договор аренды № ап-10 от ДД.ММ.ГГГГ).
В указанном помещении проводятся работы по обслуживанию автомобилей, ремонтные работы автомобилей: ремонт автоматических коробок передач, ремонт ходовой части автомобиля, ремонт электронных систем управления автомобиля, аппаратная замена масла, кузовной ремонт. Указанные помещения освещаются ртутьсодержащими люминесцентными лампами.
В соответствии с п. 2.13 договора аренды арендатор, осуществляющий любой вид деятельности на территории либо в помещениях арендодателя, обязан оформить все природоохранные документы за загрязнение окружающей среды от стационарных и передвижных источников загрязнения, размещения отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду.
Доводы ответчика о том, что в результате деятельности ответчика не оказывается негативное воздействие на окружающую среду, суд признает не состоятельными, поскольку в деятельности ООО «АвтоИнтерьер» образуется следующие виды отходов: - ртутьсодержащие люминесцентные лампы; - масла моторные отработанные, обтирочный материал, загрязненный маслами; - мусор, смет с территории; - мусор от бытовых помещений организаций несортированный; металлический мусор, образуемый в связи с разбором автомобильных деталей, и др., что подтверждается актом проверки прокуратуры и не опровергнуто ответчиком.
Кроме того, как следует из договора № от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по демеркуризации ртутьсодержащих ламп и утилизации металлической ртути, ответчику оказываются услуги по размещению отходов 1-4 класса опасности, которые согласно классификации, являются отходами оказывающими негативное воздействие на окружающую среду.
Ответчиком не производится расчета, внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, что подтверждается письмом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по КК от ДД.ММ.ГГГГ..
В нарушение указанных выше положений ООО «АвтоИнтерьер» не производит расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду с начала осуществления своей предпринимательской деятельности, то есть с февраля 2007 года.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду - это индивидуально-возмездный платеж, взимаемый с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей во исполнение их обязательства (обязанности) по компенсации негативного воздействия на окружающую среду, производимого в результате хозяйственной или иной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчиком ООО «АвтоИнтерьер» не исполнены обязательства по производству и предоставлению расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде размещения отходов производства и потребления, в связи с чем исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Железнодорожного района г.Красноярска удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «АвтоИнтерьер» произвести и предоставить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде размещения отходов производства и потребления.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня вынесения с подачей жалобы через Железнодорожный районный суд.
Председательствующий И.А. Копеина