Дело № 2- 1056/11 подлинник
ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Красноярск ДД.ММ.ГГГГ
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Хвалько О.П.,
с участием:
помощника прокурора Железнодорожного района г. Красноярска - Спас О.М.
при секретаре Шарыповой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Красноярска, поданное в защиту интересов неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Дергачеву Дмитрию Петровичу об обязании произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Железнодорожного района г. Красноярска обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Дергачеву Д.П. об обязании произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду. Заявленные требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки соблюдения хозяйствующими субъектами на территории района природоохранного законодательства, установлено, что индивидуальный предприниматель осуществляет свою деятельность с января 1997 года по продаже автозапчастей для иномарок и ответственных автомобилей, продаже автохимии, автомаслов и автоаксессуаров. В результате деятельности ответчика образуется следующие виды отходов: ртутьсодержащие люминесцентные лампы; смет с территории; мусор от бытовых помещений организаций несортированный и др. В ходе проверки прокуратурой в деятельности индивидуального предпринимателя выявлены многочисленные нарушения природоохранного законодательства. Ответчик не производит расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду с начала осуществления своей предпринимательской деятельности, то есть с января 1997 года. Прокурор считает, что бездействием ответчика, выразившемся в том, что им не произведен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, нарушены интересы Российской Федерации, Красноярского края, администрации г. Красноярска, поскольку бюджеты не дополучают суммы, являющиеся статьей формирования соответствующих бюджетов, и не имеют возможности направлять данные денежные средства, носящие компенсационный характер, на восстановление окружающей среды, выполнение природоохранных мероприятий. Кроме того, бездействие по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и, как следствие, ее невнесение является, также, нарушением требований федерального законодательства, предписывающего обязательность внесения данной платы. Ответчик препятствует реализации таких принципов охраны окружающей среды как обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, чем нарушает права граждан, предусмотренные ст.42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Прокурор просит обязать ответчика произвести и предоставить в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю расчет платы за негативное воздействие окружающую среду в виде размещения отходов производства потребления.
В судебном заседании помощник прокурора Железнодорожного района г. Красноярска Спас О.М. исковые требования поддержала в полном объеме, по изложенным выше обстоятельствам, просила суд удовлетворить иск, обязав ответчика совершить необходимые действия в трехмесячный срок со дня всупления решения суда в законную силу. Против рассмотрения дела в отсутствие ответчика в порядке заочного производства не возражала.
Ответчик ИП Дергачев Д.П., надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении слушания по делу не просил. С согласия прокурора дело рассмотрено в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Представитель третьего лица - Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю Цишкевич Т.В., действующая на основании доверенности № 01-1/18-4061 от 29.11.2010 года, поддержала искровые требования прокурора, просила иск удовлетворить.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде.
В силу ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления», юридические лица обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии со статьями 41 и 42 Конституции РФ, статьей 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право, в первую очередь, обеспечивается выполнением требований природоохранного законодательства.
Согласно ст. 14 ФЗ РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относится разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде; установление платы за негативное воздействие на окружающую среду, возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. 51 БК РФ плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам федерального бюджета. В соответствии со ст. ст. 51, 57. 62 БК РФ указанные сборы зачисляются в доходную часть Федерального бюджета - 20 %, бюджета субъекта Российской Федерации - 40 % и местный бюджет - 40 %. Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую природную среду, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы установлены Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».
В соответствии с пп. 1, 2 Приказа Федеральной Службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 г. № 557 «Об установлении сроков уплаты за негативное воздействие на окружающую среду» плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, при этом отчетным периодом признается календарный квартал.
В соответствии с п. 1.3 Постановления Администрации города Красноярска от 25.05.2006 г. № 444 «О порядке сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых, промышленных и прочих отходов городе Красноярске» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе хозяйственной деятельности которых образуются отходы, обязаны подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности, разработать проекты нормативов образования отходов и утвердить лимиты на их размещение, обеспечить внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из содержания Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 №204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» следует, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ. Плательщик производит исчисление и уплату платы отдельно по месту нахождения каждого стационарного объекта негативного воздействия.
В соответствии с п. 3 Указа Президента Российской федерации от 23.06.2010 г. № 780 «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» Федеральной службе по надзору в сфере природопользования переданы функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы.
Как установлено в судебном заседании, Дергачев Д.П. зарегистрирован администрацией Железнодорожного района г. Красноярска в качестве индивидуального предпринимателя 27.01.1997 г. № 3658, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя 304246012800072, что подтверждается свидетельством о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе.
Основным видом деятельности индивидуального предпринимателя в соответствии с выпиской из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей является продажа автозапчастей для иномарок, продажа автозапчастей для отечественных автомобилей, продажа автохимии, автомаслов и автоаксессуаров. Индивидуальный предприниматель осуществляет свою деятельность с января 1997 года. Производственными объектами ответчика является помещение, эксплуатируемое на праве аренды по договору № ап-10 от ДД.ММ.ГГГГ, расположенное по адресу <адрес>, общей площадью 47,5 кв. м. (комната № пл. 17,4 кв.м.; комната № пл. 15,6 кв.м.; комната № пл. 8,9 кв.м.; тамбур используемый под склад) - магазин автотоваров «Поршень». Помещения, арендуемые индивидуальным предпринимателем, освещаются ртутьсодержащими лампами. ИП Дергачев Д.П. не производит расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду с начала осуществления своей предпринимательской деятельности, то есть с января 1997 года.
Вместе с тем, плата за негативное воздействие на окружающую среду - это индивидуально-возмездный платеж, взимаемый с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей во исполнение их обязательства (обязанности) по компенсации негативного воздействия на окружающую среду, производимого в результате хозяйственной или иной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
Поскольку плата за негативное воздействие на окружающую среду должна быть внесена после произведенного ответчиком расчета такой платы и его представления в Управление Росприроднадзора по Красноярскому краю, своим бездействием, выразившемся в том, что ответчик не произвел расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, нарушены интересы Российской Федерации, Красноярского края, администрации г. Красноярска, нарушение интересов которых заключается в том, что бюджеты Российской Федерации, Красноярского края и администрации г.Красноярска не дополучают суммы, являющиеся статьей формирования соответствующих бюджетов. В связи с чем, Российская Федерация, Красноярский край, администрация г. Красноярска не имеют возможности направлять данные денежные средства, носящие компенсационный характер, на восстановление окружающей среды, выполнение природоохранных мероприятий. Кроме того, бездействие по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и, как следствие, ее невнесение является, также, нарушением требований федерального законодательства, предписывающего обязательность внесения данной платы.
Согласно п. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации, федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
Несоблюдение требований, установленных федеральными законами, ведет к нарушению государственных интересов.
Учитывая, что имеет место нарушение интересов Российской Федерации, а также нарушение интересов неопределённого круга лиц, в соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор наделен правом обращения в суд за защитой их интересов.
По делу отсутствуют данные за то, что на день рассмотрения дела судом ответчиком перечисленные нарушения устранены. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что незаконные действия ИП Дерагева Д.П. нашли подтверждение в суде и выразилось в том, что он, осуществляя деятельность по продаже автозапчастей для иномарок и отечественных автомобилей, по продаже автохимии, автомаслов и автоаксессуаров, допустил нарушения природоохранного законодательства, что является нарушением ст.42 Конституции РФ и ст.11 ФЗ «Об охране окружающей среды».
Таким образом, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом, в соответствии со ст.206 ГПК РФ при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества, учитывая, что обязывающие действия может совершить только ответчик, в целях реального исполнения решения суд, с учетом мнения прокурора, полагает необходимым установить срок для совершения таких действий ответчиком не позднее трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой прокурор освобожден в силу закона, по требованиям неимущественного характера в размере 200 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 199, 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Красноярска удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Дергачева Дмитрия Петровича (основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя 304246012800072) в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести и предоставить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде размещения отходов производства и потребления.
Взыскать с индивидуального предпринимателя без образования юридического лица Дергачева Дмитрия Петровича (ОГРН 304246012800072) в доход бюджета государственную пошлину 200 рублей.
Сторона, не присутствующая в судебном заседании, вправе подать судье районного суда заявление об отмене заочного решения в течение семи дней с момента получения копии решения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Красноярска в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Хвалько О.П.