№ 2-1596/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.КрасноярскДД.ММ.ГГГГ
Железнодорожный районный суд г.Красноярска в составе:
председательствующего судьи Лузгановой Т.А.,
при секретаре Анюточкиной И.Н.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Прутовых В,Ю. к Управлению Федерального казначейства по Красноярскому краю о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Прутовых В.Ю. обратился в суд с иском к УФК по Красноярскому краю о взыскании компенсации морального вреда в сумме 30 000 рублей. Требования мотивированы тем, что постановление начальника ФБУ ОИК-30 ГУФСИН России по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ на истца было наложено дисциплинарное взыскание в виде водворения в штрафной изолятор сроком на 10 суток. Прутовых В.Ю. отбыл данное наказание полностью с ДД.ММ.ГГГГ Кассационным определением Красноярского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ постановление от ДД.ММ.ГГГГ начальника ОИК-30 признано незаконным. Незаконные действия должностных лиц по привлечению Прутовых В.Ю. о наложении дисциплинарного взыскания постановлением от ДД.ММ.ГГГГ причинили ему существенный моральный вред. Истец длительное время добивался признания данного постановления незаконным, направлял жалобы в прокуратуру, в суд, но ему отказывали в их удовлетворении. Длительный период с октября 2008 года по август-октябрь 2009 года Прутовых В.Ю. испытывал нравственные страдания из-за невозможности добиться признания незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ о наложении дисциплинарного взыскания. Кроме того, водворение в ШИЗО ограничило его в правах осужденного, поскольку ему было запрещено брать с собой продукты питания и личные вещи, курить, прием пищи осуществлялся в камере ШИЗО, прогулки на свежем воздухе ограничены продолжительностью в один час. Прутовых В.Ю. был ограничен в возможности общения в другими заключенными, лишен возможности общения с родственниками путем телефонных переговоров, свиданий. Просит взыскать с УФК по Красноярскому краю компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей, причиненного незаконными действиями администрации ОИК-30 ГУФСИН России по Красноярскому краю.
О дате судебного заседания Прутовых В.Ю. извещен надлежащим образом по месту отбывания наказания, о чем в деле имеется расписка, ему разъяснено право участвовать в деле через представителя, а также путем подачи письменных объяснений по делу. Кроме того, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие Путовых В.Ю., поскольку при этом не будут нарушены его права и законные интересы, основания, по которым истец полагает необходимым взыскать с ответчика указанную денежную сумму, изложены в его исковом заявлении, в материалах дела представлены копии документов, на основании которых истец просит удовлетворить его требования.
Представитель УФК по Красноярскому краю – Жидкова Н.В. (полномочия проверены) возражала против иска Прутовых В.Ю., ссылаясь на то, что УФК по Красноярскому краю не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку осуществляет функции по кассовому обслуживанию исполнения федерального бюджета, бюджета Красноярского края и бюджетов муниципальных образований, предварительному и текущему контролю за ведение операций со средствами федерального бюджета распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Также просит учесть, что при определении размера компенсации морального вреда суд должен учитывать требования разумности и справедливости. Возмещение морального вреда должно носить компенсационный характер, а не служить дополнительным источником дохода. Просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица – ФБУ ОИК-30 ГУФСИН России по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Вред, причинённый государственными органами, в случаях, когда они действуют от имени государства и наделены всей принудительной силой государства (наложение административного взыскания, применение меры пресечения и т.п.) в соответствии со ст.ст. 1069 ГК РФ возмещается за счёт казны Российской Федерации. В соответствии с общим порядком, определенным статьей 1071 ГК РФ, от имени казны РФ, выступают финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другие органы.
В соответствии со ст.1100 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Таким образом, компенсация морального вреда допускается только тогда, когда нарушаются личные неимущественные права гражданина.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, истец должен доказать причинение ему нравственных и физических страданий со стороны государственных органов.
Судом установлено, что постановлением начальника ФБУ ОИК-30 ГУФСИН России по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ осужденный Прутовых В.Ю. за нарушение установленного порядка отбывания наказания водворен в штрафной изолятор сроком на 10 суток (л.д.13).
Решением ДРС от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении жалобы Прутовых В.Ю. о признании незаконным постановления начальника ФБУ ОИК-30 от ДД.ММ.ГГГГ отказано в связи с пропуском срока обращения в суд (л.д.8-12).
Кассационным определением Красноярского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение ДРС от ДД.ММ.ГГГГ отменено. Суд кассационной инстанции установил, что ДРС при рассмотрении требований Прутовых В.Ю. обоснованно пришел к выводу о незаконности его привлечения к ответственности постановлением начальника ОИК-30 от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, кассационным определением постановление начальника ФБУ ОИК-20 от ДД.ММ.ГГГГ о водворении Прутовых В.Ю. в штрафной изолятор сроком на 10 суток признано незаконным (л.д.6-7).
Кроме того, постановление начальника ФБУ ОИК-30 от ДД.ММ.ГГГГ было отменено ДД.ММ.ГГГГ прокурором отдела по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний прокуратуры Красноярского края (л.д.24).
Таким образом, судом установлено, что дисциплинарное взыскание, наложенное на Прутовых В.Ю. постановлением начальника ФБУ ОИК-30 от ДД.ММ.ГГГГ, было применено незаконно. Истец отбыл незаконно наложенное дисциплинарное взыскание в полном объеме, в связи с чем, его требования о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает требования разумности и справедливости.
Истцом не представлено суду доказательств в обоснование заявленного размера компенсации морального вреда. Вместе с тем, суд учитывает, что отбывание наказание в ШИЗО связано с рядом ограничений для осужденных, установленных ст. 118 УИК РФ, в связи с чем, считает возможным определить размер компенсации морального вреда в размере 1 500 рублей.
При рассмотрении доводов представителя УФК по Красноярскому краю о том, что Управление не является надлежащим ответчиком, суд учитывает следующее.
В соответствии с совместным Приказом Министра финансов Российской Федерации и исполняющего обязанности руководителя Федерального казначейства Российской Федерации от 25 августа 2006 г. №114н/9н «О порядке организации и ведения работы по представлению в судебных органах интересов Министерства финансов Российской Федерации и интересов Правительства Российской Федерации в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов Российской Федерации», обязанность по представлению в судебных органах интересов Министерства финансов Российской Федерации и интересов Правительства Российской Федерации в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов Российской Федерации, возложена на управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации.
В связи с чем, с учетом того, что Прутовых В.Ю. заявлены требования о компенсации морального вреда, причиненного в результате незаконных действий должностного лица государственного органа – ФБУ ОИК-30 ГУФСИН России по Красноярскому краю, суд полагает возможным взыскать данную компенсацию с Министерства финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю, которое в силу указанного выше Приказа от 25.08.2006г., представляет интересы Минфина России в суде; взыскание произвести за счет казны Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Прутовых В,Ю. удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального Казначейства по Красноярскому краю за счет казны Российской Федерации в пользу Прутовых В,Ю. компенсацию морального вреда в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Красноярский краевой суд через Железнодорожный районный суд г.Красноярска в течение 10 дней после его вынесения.
<данные изъяты>
Судья Железнодорожного
Районного суда г.КрасноярскаТ.А. Лузганова