текст документа



РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

27 сентября 2011 года                                                                                           г. Красноярск

Дело №2 - 3249/2011

Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Медведева И.Г., при секретаре Грибановой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокопьева Сергея Васильевича об оспаривании действий (бездействия) администрации Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор №1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Красноярскому краю»,

УСТАНОВИЛ:

Прокопьев С.В. обратился в суд с жалобой на действия (бездействие) администрации ФКУ ИЗ-24/1 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ссылаясь на следующие обстоятельства. Будучи осужденным к наказанию в виде лишения свободы, заявитель 05 мая 2011 года был этапирован из исправительной колонии в следственный изолятор №1 г.Красноярска для рассмотрения судом его жалобы в порядке ст.125 УПК РФ. 06 мая 2011 года Прокопьев С.В. обратился на имя начальника СИЗО-1 с заявлением о предоставлении ему телефонного разговора с родственником в порядке замены таким разговором краткосрочного свидания, правом на которое он обладает в соответствии с ч.3 ст.77.1 УИК РФ. Однако 14 мая 2011 года ему был дан отрицательный ответ со ссылкой на то, что в СИЗО-1 отсутствуют технические возможности для предоставления ему требуемого телефонного разговора. Заявитель полагает такие действия (бездействие) администрации следственного изолятора незаконными, нарушающими его права и законные интересы.

В зале суда заявитель Прокопьев С.В. поддержал доводы соей жалобы в полном объеме по вышеизложенным основаниям.

Представитель ФКУ ИЗ-24/1 ГУФСИН России по Красноярскому краю Плюхина Э.В. (доверенность в деле) в зале суда не согласилась с доводами жалобы, указывая на то, что Прокопьев С.В. находился в следственном изоляторе лишь временно, правами на получение свиданий и телефонных разговоров он должен пользоваться в своей исправительной колонии, по месту отбытия наказания. Из-за большого количества содержащихся под стражей лиц, СИЗО-1 не обладает техническими возможностями предоставлять телефонные разговоры всем желающим, таким правом пользуются лишь лица, оставленные в СИЗО с их согласия для отбытия наказания (хозяйственная обслуга).

Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела и иные представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Заявитель Прокопьев С.В. был осужден приговором Советского районного суда г. Красноярска от 02 марта 2009 года по ч.2 ст.228 УК РФ к 4 годам лишения свободы, отбывал наказание в ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю. В период с 05 мая по 30 мая 2011 года Прокопьев С.В. содержался под стражей в условиях ФКУ ИЗ-24/1 ГУФСИН России по Красноярскому краю.

Как следует из ч.ч. 4, 10 ст.12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее - вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

На основании ч.6 ст.15 УИК РФ, органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных.

Из представленного суду «Журнала учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных ФГУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю на ОКБ №4» следует, что осужденный Прокопьев С.В. 06 мая 2011 года обратился с заявлениями на имя начальника СИЗО-1 с просьбой заменить ему краткосрочное свидание на телефонный разговор с родственником - тетей Прокопьевой Тамарой Васильевной, проживающей в г. Красноярске.

14 мая 2011 года от имени начальника следственного изолятора заявителю был дан письменный ответ, которым отказано в предоставлении телефонного разговора в связи с отсутствием технической возможности, о чем подтвердил в зале суда представитель ФКУ ИЗ-24/1 ГУФСИН России по Красноярскому краю.

Обсуждая законность действий администрации следственного изолятора по не предоставлению Прокопьеву С.В. телефонного разговора с его родственником, суд отмечает следующее.

Заявитель Прокопьев С.В. является осужденным и на него распространяются требования Уголовно-исполнительного кодекса РФ, в следственный изолятор он был переведен из исправительной колонии по постановлению суда для участия в судебном разбирательстве его жалобы, поданной в порядке ст.125 УПК РФ. В соответствии с ч.2 ст.77.1 УИК РФ, при необходимости участия в судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, обвиняемого осужденные могут быть по определению суда или постановлению судьи оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьмы.

При этом, как следует из ч.3 ст. 77.1 УИК РФ, в случаях, предусмотренных частью второй настоящей статьи, осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда. Право осужденного, привлекаемого в качестве свидетеля либо потерпевшего, на длительное свидание на территории исправительного учреждения или за его пределами заменяются правом на краткосрочное свидание или телефонный разговор в порядке, предусмотренном частью третьей статьи 89 настоящего Кодекса.

Из содержания приведенной нормы закона следует, что осужденные, переведенные после вступления приговора в законную силу в следственный изолятор, имеют право на такое же количество свиданий (краткосрочных и длительных), какое могли бы получить, находясь в исправительном учреждении. Свое право на свидание осужденные могут заменить правом на телефонный разговор.

На основании ст.89 УИК РФ, осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения. Краткосрочные свидания предоставляются с родственниками или иными лицами в присутствии представителя администрации исправительного учреждения. Осужденным по их просьбе разрешается заменять длительное свидание краткосрочным, краткосрочное или длительное свидание телефонным разговором. Порядок замены одного вида свидания другим устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Такой порядок замены краткосрочного свидания телефонным разговором предусмотрен п. 82 Приказа Минюста РФ от 03.11.2005 N 205 (ред. от 12.02.2009, с изм. от 15.04.2009) "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений", согласно которому замена видов свиданий и свиданий на телефонные разговоры производится по письменному заявлению осужденного.

В силу ст.92 УИК РФ, осужденным к лишению свободы предоставляется право на телефонные разговоры. При отсутствии технических возможностей администрацией исправительного учреждения количество телефонных разговоров может быть ограничено до шести в год. Продолжительность каждого разговора не должна превышать 15 минут. Телефонные разговоры оплачиваются осужденными за счет собственных средств или за счет средств их родственников или иных лиц. Порядок организации телефонных разговоров определяется федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится исправительное учреждение.

Такой порядок, в частности определен разделом XV «Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений», согласно которому - осужденным к лишению свободы предоставляется право на телефонные разговоры в соответствии со ст. 92 УИК Российской Федерации. Телефонный разговор предоставляется по письменному заявлению осужденного, в котором указывается адрес, номер телефона абонента и продолжительность разговора, не превышающая 15 минут. Телефонные разговоры оплачиваются осужденными за счет собственных средств или за счет средств их родственников или иных лиц. Телефонные разговоры могут контролироваться администрацией. Реализация права на телефонные разговоры осуществляется, как правило, в нерабочее время в специально оборудованных переговорных пунктах или выделенных для этих целей помещениях учреждений, оснащенных абонентскими устройствами с технической возможностью обеспечения контроля проводимых переговоров.

Учитывая вышеизложенные требования закона, осужденные, имеющие право на краткосрочное свидание, могут самостоятельно определить, что для них важнее - краткосрочное свидание или телефонный разговор, и на основании соответствующего письменного заявления потребовать от администрации исправительного учреждения (к которому по правилам ст.77.1 УИК РФ относится и СИЗО-1 по отношению к Прокопьеву С.В) реализации своего права на телефонный разговор с родственниками в порядке, определенном действующим законодательством.

При этом, ни УИК РФ, ни вышеуказанные «Правила внутреннего распорядка ИУ» не содержат условий о том, что телефонные разговоры предоставляются осужденным только при наличии технических возможностей, наоборот, ст.92 УИК РФ прямо говорит о том, что при отсутствии технических возможностей администрацией исправительного учреждения количество телефонных разговоров может быть ограничено до шести в год. Таким образом, «отсутствие технической возможности» не может служить безусловным основанием к отказу в реализации права осужденного на телефонный разговор, даже при отсутствии в исправительном учреждении такой технической возможности осужденные имеют право не менее, чем на шесть телефонных разговоров в год.

Одновременно с этим, как пояснила в зале суда представитель СИЗО-1 Плюхина Э.В., на территории следственного изолятора имеются специально установленные таксофоны для телефонных переговоров осужденных, оставленных в следственном изоляторе для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. Осужденный Прокопьев С.В. суду подтвердил, что, при содержании в СИЗО-1 у него имелась соответствующая таксофонная карта, дающая ему возможность за свой счет осуществить разговор с родственником в г. Красноярске.

При таких обстоятельствах суд полагает, что в ФКУ ИЗ-24/1 ГУФСИН России по Красноярскому краю имелась объективная техническая возможность предоставить Прокопьеву С.В. телефонный разговор с его родственником в порядке, предусмотренном ч.3 ст.77.1 УИК РФ, доказательств наличия каких-либо уважительных причин, препятствующих в реализации осужденному своего законного права на замену краткосрочного свидания телефонным разговором, со стороны администрации следственного изолятора представлено не было.

Ссылки представителя следственного изолятора на нормы закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», предоставляющего право на платные телефонные разговоры лишь при наличии технической возможности изолятора, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку, как следует из требований ч.2,3 ст.77.1 УИК РФ, право осужденного Прокопьева С.В., чье этапирование в СИЗО не было связано с привлечением к уголовной ответственности в качестве обвиняемого или подозреваемого, на предоставление свиданий (либо их замены на телефонный разговор) регламентируется именно положениями Уголовно-исполнительного кодекса, а не вышеуказанного Закона.

Кроме того, как уже отмечалось выше, следственный изолятор обладал технической возможностью предоставить по заявлению осужденного Прокопьева С.В. от 06 мая 2011 года телефонный разговор с его родственником, однако в реализации данного права заявителю было отказано без достаточных на то оснований.

В соответствии со ст.258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании действий (бездействия) должностного лица, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативно-правовому акту.

При вышеизложенных обстоятельствах суд полагает, что действия (бездействие) администрации ФКУ ИЗ-24/1 ГУФСИН России по Красноярскому краю по отказу Прокопьева С.В. в возможности реализовать свое право на телефонный разговор являются незаконными, нарушающими права и свободы заявителя, в связи с чем, его жалоба является обоснованной и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199, 256-258 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление Прокопьева Сергея Васильевича удовлетворить.

Признать незаконными действия администрации Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор №1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Красноярскому краю» в части не предоставления Прокопьеву Сергея Васильевичу права на телефонный разговор по его заявлению от 06 мая 2011 года.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение 10 дней с момента его изготовления в полном объеме, путем подачи кассационной жалобы через канцелярию Железнодорожного районного суда.

Решение изготовлено в полном объеме 03 октября 2011 года.

                                           Судья                                                 И.Г. Медведев