текст документа



РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

21 ноября 2011 года                                                                                        г. Красноярск

Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Медведева И.Г., при секретаре Грибановой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1711/2011 по иску <данные изъяты> к Федеральному казенному учреждению «Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю», Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Российской Федерации по Красноярскому краю о взыскании вреда,

УСТАНОВИЛ:

Михайлов И.А. обратился в суд с иском к ФКУ «ГУФСИН по Красноярскому краю», Министерству финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю о взыскании вреда, ссылаясь на следующие обстоятельства. Истец отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю, где систематически нарушаются его права на санитарно-эпидемиологическое благополучие. В имеющемся на территории исправительной колонии банно-прачечном комбинате (далее БПК) постоянная грязь, антисанитария; в зимнее время холодно, сквозняки; количество одновременно моющихся осужденных не отвечает пропускной способности БПК, в результате чего образуется большая скученность, не хватает банных принадлежностей, помывочные помещения не проходят необходимой санитарной обработки; осужденные, страдающие туберкулезом, грибковыми, а также иными кожными заболеваниями, моются одновременно со здоровыми осужденными. Истец неоднократно жаловался в различные инстанции, однако его заявления остались без удовлетворения. Допущенные администрацией колонии нарушения санитарных правил привели к ухудшению состояния здоровья Михайлова И.А., у него проявились грибковые заболевания на ногах, он часто простужался, страдал физически и нравственно, компенсацию морального вреда истец оценивает в размере 25 000 рублей, которые просит взыскать с ответчиков.

Истец Михайлов И.А., отбывающий наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю, извещался о времени и месте слушания дела надлежащим образом. При этом ему разъяснялось право довести свою позицию по делу до сведения суда посредством направления письменных обращений, а также путем допуска к участию в деле своего представителя. В своих письменных пояснениях истец дополнительно указал на то, что поскольку ФКУ ГУФСИН по Красноярскому краю обладает властно-административными полномочиями в отношении ФКУ ИК-7, ими допущено незаконное бездействие по не устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

Необходимости личного участия самого Михайлова И.А. в судебном заседании суд не усматривает, поскольку все доводы истца подробно изложены в его исковом заявлении и письменных пояснениях, имеющихся в материалах дела. Учитывая характер спора и значение личных объяснений Михайлова И.А. для рассмотрения данного дела, а также возможность участия в деле представителя заявителя, суд полагает возможным рассмотреть дело без этапирования истца в судебное заседание.

Представитель ответчика - Министерства финансов Российской Федерации Пучкова Е.В. (полномочия проверены) возражала против удовлетворения исковых требований Михайлова И.А., ссылаясь на их необоснованность, отсутствие в действиях сотрудников ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю состава деликта, а также недоказанность фактов причинения истцу какого-либо вреда.

Представитель соответчика - ФКУ ГУФСИН России по Красноярскому краю Скрипниченко Э.А. (полномочия проверены) в зале суда возражал против удовлетворения исковых требований истца, полагая Главное управление ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку ФКУ ИК-7 является самостоятельным юридическим лицом, которое от своего имени может выступать в суде по вопросам законности или незаконности действий своих сотрудников.

Представитель третьего лица - ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю Чап О.Б. (полномочия проверены) с иском также не согласилась в полном объеме, ссылаясь на то, что никаких прав и законных интересов истца сотрудниками исправительной колонии не нарушалось, имеющийся в колонии банно-прачечный комбинат соответствует существующим санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Представитель третьего лица - прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в зал суда не явился, об уважительности причин неявки не сообщил, об отложении дела не просил.

Заслушав доводы представителей соответчиков и третьего лица, изучив исковое заявление, исследовав иные имеющиеся доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.53 Конституции РФ, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Как следует из ст.1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии со ст.151 ГК РФ под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающие на принадлежащие гражданину нематериальные блага, или нарушающие его личные неимущественные права.

На основании ч.2 ст.1101 ГК РФ, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Таким образом, для применения ответственности в виде возмещения вреда, причиненного истцу, необходимо в действиях (бездействии) сотрудников ФСИН России установить наличие состава деликтного правонарушения, включающего в себя: факт наступление вреда; противоправность поведения и вину причинителя вреда; причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями, а также доказанность размера причиненного вреда.

Как следует из ст.99 УИК РФ, регламентирующей материально бытовое обеспечение осужденных, осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин)).

В соответствии с ч.3 ст.101 УИК РФ, администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

На основании п.119 Приказа Минюста РФ от 03.11.2005 N 205 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений", в исправительных учреждениях обеспечивается выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических норм и требований.

В силу п.11, 12 Приказа Минздравсоцразвития РФ N 640, Минюста РФ N 190 от 17.10.2005 "О Порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу", государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Учреждениях осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650), иными нормативными правовыми актами в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в порядке, устанавливаемом соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических, противоэпидемических правил и нормативов является обязанностью работников (сотрудников) Учреждений.

Инструкция Минюста РФ от 08 ноября 2001 года №18/29-395 «По организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора за банно-прачечным обеспечением осужденных» (далее Инструкция) регулирует содержание и эксплуатацию банно-прачечных объектов, регулярность помывки осужденных, обеспеченность моющихся необходимыми принадлежностями.

Из смысла указанных норм следует, что если лицо содержится под стражей, государство должно обеспечивать его содержание в условиях, которые совместимы с уважением его человеческого достоинства. Способ и метод исполнения этой меры не должны подвергать его страданиям и трудностям, превышающим неизбежный уровень, присущий содержанию под стражей, и с учетом практических требований заключения под стражу, его здоровье и благополучие должны быть адекватно защищены.

Как усматривается из материалов дела, банно-прачечный комбинат в ИК-7 представляет собой 2-х этажное здание общей площадью более 1000 кв.м, из которых непосредственно баня (помывочная, раздевальная, санпропускник, парильная, парикмахерская) занимает 193,8 кв.м, что подтверждается техническим паспортом на указанное здание. С учетом того, что в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений помывка осужденных проводится не реже 4 раз в месяц, а продолжительность помывки установлена 30 минут, пропускная способность имеющейся бани составляет до 6000 человек в месяц. При этом, фактическое наполнение колонии на 23.08.2011г. - 1364 человека, при их помывки 4 раза в месяц (т.е. 5 456 чел.) пропускная способность бани соответствует количеству осужденных.

Для нормального функционирования бани начальником ФКУ ИК-7 разработан и утвержден график помывки осужденных, из которого видно, что баня работает ежедневно с 10.00 до 20.00 часов, помывка осуществляется поотрядно по дням недели, перечисленным в графике.

Еженедельный контроль за санитарно-эпидемиологическим состоянием БПК осуществляется сотрудниками медсанчасти ФКУ ИК-7, что подтверждается соответствующим журналом «Санитарное состояние бани», из которого видно, что в 2010 - 2011 годах санитарное состояние бани было удовлетворительным, замечаний нет, дезинфекционные средства в достаточном количестве.

По результатам проверки, проведенной 28 октября 2011 года филиалом ФКУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии ФСИН России по Сибирскому федеральному округу в Красноярском крае», санитарно-эпидемиологическое состояние банно-прачечного комплекса ФКУ ИК-7 также оценено как удовлетворительное. В бане имеется раздевальная, совмещенная с одевальной площадью 24,8 кв.м, а также помывочное отделение площадью 127,6 кв.м. с парильной. Расположение основных помещений БПК, набор помещений и площадей позволяет организовать работу в режиме помывки и соответствует п.3.9 Инструкции. Баня функционирует по смешанному типу (в помещении оборудовано 15 душевых сеток и 6 водоразборных кранов), что соответствует п. 3.15 Инструкции. Покрытие пола в раздевальной и помывочной выполнено из материалов, позволяющих проведение влажной уборки и дезинфекции; покрытие стен на высоту 190 см выполнено кафельной плиткой, выше окрашено водостойкими красками; в помещении раздевальной пол застелен резиновыми дорожками; освещение и вентиляция в рабочем состоянии. На момент проверки 28.10.2011г. температура воздуха в раздевальной составляет +25 градусов, в помывочном отделении +31 градус, что соответствует требованиям п.3.23 Инструкции. Для обработки поверхностей и помывочных принадлежностей применяются соответствующие дезинфицирующие средства; текущая уборка бани проводится после каждой помывки осужденных; генеральная уборка проводится еженедельно. Помывка осужденных проводится по утвержденному начальником учреждения графику; сроки помывки соблюдаются; смена нательного и постельного белья осуществляется 1 раз в неделю. Жалоб на неудовлетворительную работу, нарушение требований санитарно-противоэпедимиологического режима, не выявлено.

По сведениям МСЧ ИК-7 осужденный Михайлов И.А. наблюдается в медсанчасти с 21 декабря 2009 года с диагнозом: «Хронический пиелонефрит. Большие остаточные изменения спонтанно излеченного туберкулеза легких в виде фиброза и плотных очагов S1 S2 справа ГДУ IV. С 19 января по 27 января 2011 года находился на больничном листе с диагнозом: «Хронический бронхит, обострение». С жалобами на грибковые заболевания ног не обращался, подобных заболеваний у него не выявлено. Лица, страдающие туберкулезом в условиях ИК-7 не содержатся, а незамедлительно направляются для лечения в ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю.

Ранее по обращениям Михайлова И.А. должностными лицами ГУФСИН по Красноярскому краю неоднократно проверялись условия отбывания осужденными наказания в ИК-7, в том числе и соблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства, каких либо нарушений выявлено не было, что подтверждается ответами заместителей начальника ГУФСИН России по Красноярскому краю ФИО4, ФИО5 и ФИО6

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Таким образом, фактов нарушения прав осужденного Михайлова И.А. на санитарно-эпидемиологическое благополучие при организации помывки в банно-прачечном комбинате в ходе рассмотрения дела выявлено не было. Каких-либо доказательств умышленного нарушения сотрудниками ФКУ ИК-7 прав и законных интересов Михайлова И.А., последним представлено не было, приведенные им доводы объективно опровергаются совокупностью иных исследованных судом доказательств.

К представленным истцом актам от 15 декабря 2010 года и 05 января 2011 года суд относится критически, поскольку они составлены односторонне, без участия администрации исправительной колонии, кроме того, содержащиеся в них сведения опровергаются совокупностью иных исследованных судом доказательств.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела истцом не был доказан сам факт причинения ему нравственных и физических страданий действиями должностных лиц государственных органов. Каких-либо доказательств умышленного создания истцу сотрудниками исправительной колонии унижающих, бесчеловечных, пыточных условий при отбытии наказания в виде лишения свободы, в ходе рассмотрения дела суду представлено не было, обратного истцом не доказано.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, состав деликта, дающего основание для взыскания с казны РФ суммы причиненного гражданину вреда, в действиях должностных лиц ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю отсутствует, кроме того, исходя из принципа состязательности сторон, в ходе рассмотрения дела истцом не был доказан сам факт причинения ему какого либо ущерба и морального вреда, а также их размер, следовательно, оснований для удовлетворения исковых требований Михайлова И.А. не имеется.

В остальной части изложенные в исковом заявлении Михайлова И.А. доводы не могут быть приняты судом во внимание, поскольку опровергаются совокупностью исследованных судом доказательств и основаны на неправильном толковании истцом требований действующего законодательства.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении искового заявления Михайлова <данные изъяты> к Федеральному казенному учреждению «Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю», Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Российской Федерации по Красноярскому краю о взыскании вреда, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение 10 дней с момента его изготовления в полном объеме, путем подачи кассационной жалобы через канцелярию Железнодорожного районного суда г. Красноярска.

Лица, пропустившие срок для обжалования по уважительным причинам, могут ходатайствовать перед судом, вынесшим решение, о восстановлении срока обжалования.

Решение изготовлено в полном объеме 26 ноября 2011 года.

Судья                                                 И.Г. Медведев