<данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 ноября 2011 года г. Красноярск
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе судьи Булыгиной С.А.
при секретаре Привалихиной О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ермолаевой <данные изъяты> к администрации г. Красноярска о включении жилого помещения в наследственную массу, признании права собственности в порядке наследования,
У С Т А Н О В И Л:
Ермолаева Т.К. обратилась в суд с иском к администрации г. Красноярска о включении жилого помещения в наследственную массу, признании права собственности в порядке наследования, мотивируя тем, что истица и ее сын ФИО1 на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от 01.02.2010 года являются собственниками в равных долях квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. 24.07.2011 года ФИО1 умер. Истица является единственным наследником первой очереди после смерти сына. Просит включить в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти ФИО1, умершего 24.07.2011 года, ? долю квартиры <адрес> в <адрес>, общей площадью 54,5 кв.м., в том числе жилой 37, 7 кв.м., признать за ней право собственности на ? долю квартиры <адрес> в <адрес>, общей площадью 54,5 кв.м., в том числе жилой 37, 7 кв.м.
В судебном заседании истец Ермолаева Т.К. исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям. Суду пояснила, что договор о передаче квартиры в собственность в порядке приватизации заключили в феврале 2010 года, но сразу не зарегистрировали в установленном порядке, а в июле 2010 года сын погиб. У ФИО1 других наследников, кроме нее нет, он не был женат, детей не имел.
Представитель ответчика – администрации г. Красноярска Прохоренко Н.С., действующая на основании доверенности № 01-4613 от 29.09.2011 года, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, суду представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
Привлеченная в качестве третьего лица Москалева А.А. в ходе судебного заседания пояснила, что является дочерью истицы Ермолаевой Т.К., сестрой погибшего ФИО1, она отказалась от приватизации квартиры, так как уже длительное время живет по иному адресу, квартирой матери не пользовалась с 1993 года.
Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, суду представлено ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.
Представитель третьего лица – Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае Чугуев А.Л., действующий на основании доверенности от 08.11.2011 года, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, суду представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим законом, при этом ст. 675 ГК РФ предусмотрено, что переход права собственности на занимаемое по договору найма жилое помещение не влечет расторжения или изменения договора найма жилого помещения. При этом новый собственник становится наймодателем на условиях ранее заключенного договора найма.
В соответствии с п. 1 ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
Частью 1 ст. 1142 ГК РФ предусмотрено, что наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1112 ГПК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу ст.1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Из материалов дела следует и установлено судом, что на основании ордера № 4319 от 15.09.1993 года ФИО7 и членам его семьи: жене Ермолаевой Т.К., сыну ФИО1, матери ФИО8 выдан ордер на жилую площадь по адресу: <адрес> (л.д.43).
14.08.2005 года умер ФИО7, в апреле 1994 года умерла ФИО8, что подтверждается свидетельствами о смерти 1-БА № 764579, 11-БА № 568757 (л.д.7).
Согласно ответу нотариуса ФИО9 от 14.10.2011 года после смерти 14.08.2005 года ФИО7 за выдачей свидетельства о праве на наследство никто не обращался, наследственное дело не заводилось (л.д. 46).
Истица Ермолаева Т.К. и ее сын ФИО1 на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от 01.02.2010 года являются собственниками в равных долях квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (л.д.12).
Согласно сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю от 08.09.2011 года сведения о правах на объект недвижимого имущества: квартиру по адресу: <адрес> в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ними отсутствуют (л.д.13).
24.07.2011 года ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер, что подтверждается свидетельством о смерти серии ??-БА № 655542 от 02.08.2011 года (л.д. 9). Ермолаева Т.К. приходится матерью наследодателю ФИО1, что подтверждается свидетельством о рождении ФИО1 (л.д. 8).
Из представленного ответа нотариусов Красноярского нотариального округа ФИО10 от 14.10.2011 года, ФИО11 от 31.10.2011 года следует, что после смерти ФИО1 за выдачей свидетельства о праве на наследство никто не обращался, наследственное дело не заводилось (л.д. 46, 48).
Справкой о месте жительства от 07.09.2011 года подтверждается, что ФИО1 действительно был зарегистрирован по месту жительства; <адрес> с 13.09.1994 года по 24.07.2011 года (л.д.18).
Также согласно выписке из домовой книги истица Ермолаева Т.К. с 05.02.1991 года по настоящее время зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д.19).
Согласно представленному техническому паспорту жилого помещения на квартиру по <адрес> самовольно переустроенная или перепланированная площадь отсутствует, общей площадь квартиры составила 54,5 кв.м., в том числе жилая 37,7 кв.м. (л.д. 16,17).
Таким образом, судом установлено, что ФИО1 при жизни заключил договор на передачу квартиры в собственность граждан, согласно которого становился собственником ? доли квартиры по адресу: Красноярск, <адрес>, после его смерти наследником по закону первой очереди является его мать – истец Ермолаева Т.К. ФИО1 при жизни фактически владел ? долей квартиры по <адрес> на законном основании, после смерти которого его мать Ермолаева Т.К. приняла ? долю наследства.
С учетом указанных конкретных обстоятельств дела, само по себе отсутствие свидетельства о государственной регистрации права не может служить основанием к отказу в удовлетворении исковых требований о включении имущества в наследственную массу, признании права собственности на имущество. Поскольку возможность получения свидетельства о государственной регистрации права исключалась в связи со смертью ФИО1, то есть по независящим от него причинам, по смыслу закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации права ему не могло быть отказано.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым включить ? долю квартиры по <адрес> в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО1, и признать за Ермолаевой Т.К. право собственности на указанное имущество в порядке наследования по закону.
Руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Включить в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти ФИО1, умершего 24.07.2011 года, ? долю квартиры <адрес> в <адрес>, общей площадью 54,5 кв.м., в том числе жилой 37, 7 кв.м.
Признать за Ермолаевой <данные изъяты> право собственности на ? долю квартиры <адрес> в <адрес>, общей площадью 54,5 кв.м., в том числе жилой 37, 7 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Красноярска в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Судья подпись
<данные изъяты>
Судья С.А. Булыгина
Мотивированное решение составлено 02.12.2011 года.