№2-520/12
<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 января 2012 года г.Красноярск
Железнодорожный районный суд г.Красноярска в составе:
председательствующего судьи – Лузгановой Т.А.,
при секретаре – Анюточкиной И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пантела <данные изъяты> к Закрытому акционерному обществу «Красноярская транспортная компания» о взыскании денежных сумм по договору аренды квартиры,
У С Т А Н О В И Л:
Пантела Е.А. обратилась в суд с иском к ЗАО «Красноярская транспортная компания» (далее – ЗАО «КТК») о взыскании денежных сумм по договору аренды квартиры. Требования мотивированы тем, что истица является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> 30.10.2008г. между истицей и ответчиком был заключен договор аренды указанной квартиры. Согласно акту приема-передачи от 31.10.2008г., квартира истицы передана в пользование ответчику. Согласно договору аренды, срок аренды составляет с 01.11.2008г. по 30.10.2009г. Арендная плата по договору установлена в размере 17 241 рубль ежемесячно, в том числе, налог на доходы физических лиц 2 241 рубль. Обязанность по удержанию и перечислению налога в бюджет возложена на арендатора. Последний платеж от ответчика на счет истицы поступил 03.03.2009г. При этом договор аренды расторгнут или прекращен не был. После этого истицей была получена телеграмма от ответчика, что ЗАО «Красноярская транспортная компания» освободило квартиру 01.03.2009г., ключи от квартиры находятся в офисе компании. Согласно договору аренды, прекращение его действия в одностороннем порядке арендатором допускается при условии письменного уведомления арендодателя не позднее, чем за 20 дней до даты прекращения договора. Расторжение и прекращение договора аренды допускается по соглашению сторон. Все изменения и дополнения оформляются дополнительными соглашениями. Однако, никакие соглашения о расторжении или прекращении договора аренды истцом и ответчиком не подписывались. Считает, что телеграмма, направленная ответчиком в адрес истицы, не имеет юридической силы, в связи с чем, арендатор обязан оплатить арендную плату за весь период действия договора аренды. Обязанность по внесению арендной платы прекращается с момента подписания акта приема-передачи о возвращении имущества собственнику. Акт приема-передачи о возвращении квартиры истице подписан не был. Таким образом, размер арендной платы за период с 01.03.2009г. по 30.10.2009г. составил 137 928 рублей, из них 17 928 рублей – налог на доходы физических лиц. Просит взыскать с ЗАО «Красноярская транспортная компания» в пользу истицы 120 000 рублей, 3 958,56 рублей – государственную пошлину, в доход бюджета – 17 928 рублей в качестве налога на доходы физических лиц.
В судебном заседании представитель истицы Пантела О.Д. (полномочия проверены) исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям. Дополнительно пояснил, что арендатор должен был надлежащим образом уведомить арендодателя о прекращении договора аренды; не представлено доказательств того, что арендодатель отказывалась изменить условия арендной платы – на что в качестве основания для досрочного расторжения договора ссылается ответчик; представитель истицы неоднократно являлся в офис ЗАО «КТК» для получения ключей от квартиры, однако они получены не были, направленная ценным письмом связка ключей к квартире истицы не относится. Просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика ЗАО «КТК» Быкова А.В. (полномочия проверены) в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменный отзыв на исковое заявление. Отзыв мотивирован тем, что 27.01.2009г. ЗАО «КТК» направило в адрес истицы уведомление о расторжении в одностороннем порядке договора аренды с 17.02.2009г. Таким образом, ответчиком было соблюдено условие договора аренды об уведомлении арендодателя за двадцать дней о расторжении договора в одностороннем порядке. 28.02.2009г. ответчик направил истице телеграмму, что, в связи с прекращением договора аренды, квартира освобождена с 01.03.2009г., ключи находятся в офисе ответчика. Акт приема-передачи квартиры ответчик намеревался подписать с истицей при передаче ключей, однако, истица в офис не явилась. 10.04.2009г. ответчик направил комплект ключей, а также акт приема-передачи квартиры в двух экземплярах, истице ценным письмом, которое ею было получено 16.04.2009г. Второй экземпляр акта приема-передачи истица ответчику не возвратила. Просила отказать в удовлетворении иска.
Представитель третьего лица ИФНС по Светскому району г. Красноярска Голендухин Д.Г. (полномочия проверены) в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещении надлежащим образом, ранее направил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.606 ГК РФ, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно ст.610 ГК РФ, договор аренды заключается на срок, определенный договором.
В силу ст.614 ГК РФ, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Статьей 622 ГК РФ установлено, что при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Если арендатор не возвратил арендованное имущество либо возвратил его несвоевременно, арендодатель вправе потребовать внесения арендной платы за все время просрочки. В случае, когда указанная плата не покрывает причиненных арендодателю убытков, он может потребовать их возмещения.
В соответствии со ст.450 ГК РФ, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
Согласно ст.431 ГК РФ, при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
В ходе судебного заседания установлено, что Пантела Е.А. принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.04.2007г.
30.10.2008г. между Пантела Е.А. и ЗАО «КТК» был заключен договор аренды указанной квартиры, в соответствии с которым, срок аренды устанавливается с 01.11.2008г. по 30.10.2009г., арендная плата составляет 17 241 рубль, из них 2 241 рубль – налог на доходы физических лиц. Обязанность по удержанию и перечислению налога возложена на арендатора.В соответствии с п.9.5 договора аренды, он подлежит прекращению в одностороннем порядке арендатором, при условии письменного уведомления арендодателя о таком прекращении не позднее, чем за 20 дней до даты прекращения действия договора.
Согласно п.п.8.1-8.4 договора аренды, по истечении срока аренды арендатор обязан передать арендодателю жилое помещение и имущество по акту приема-передачи Приложение №1. С даты подписания акта приема-передачи жилое помещение и имущество считаются переданными арендодателю. В момент подписания акта приема-передачи арендатор обязан передать арендодателю ключи от входной двери, а также ключи от подъезда. Жилое помещение и имущество должны быть переданы арендодателю в том же состоянии, в котором они были переданы в аренду, с учетом нормального износа.
31.10.2008г. истица и ответчик подписали акт приема-передачи арендуемого жилого помещения по адресу: <адрес>
Последний раз ответчик перечислил истице арендную плату по договору аренды 03.03.2009г., что подтверждается представленной сберегательной книжкой Пантела Е.А.
27.01.2009г. ответчик направил истице уведомление о расторжении договора аренды с 17.02.2009г. Указанное уведомление было получено Пантела Е.А. 05.02.2009г., что подтверждается ее письмом ответчику, в котором она указывает, что расторжение договора аренды ранее, чем за 20 дней до прекращения действия договора аренды, является нарушением условий договора.
28.02.2009г. ответчик направил истице телеграмму, в которой сообщалось, что ЗАО «КТК» освободило квартиру 01.03.2009г., в связи с прекращением действий договора аренды, ключи от квартиры находятся в офисе ЗАО «КТК» по адресу: <адрес> Телеграмма получена истицей 01.03.2009г.
В связи с неполучением истицей ключей от квартиры в офисе ЗАО «КТК», 10.04.2009г. ответчик направил истице ценное письмо, в котором находились ключи от квартиры и акт приема-передачи жилого помещения в двух экземплярах. Ценное письмо получено Пантела Е.А. 16.04.2009г.
Суд соглашается с доводами представителя ответчика о неверном толковании истцом смысла п.9.5 договора аренды от 30.10.2008г., поскольку из буквального толкования условий данного договора аренды следует, что арендатор вправе отказаться от исполнения договора, при условии письменного уведомления арендодателя о таком прекращении не позднее, чем за двадцать дней, не указывая причины такого отказа, до истечении срока действия договора, в соответствии с положениями ст.450 ГК РФ.
Вместе с тем, уведомление от 27.01.2009г. №2378 в адрес Пантела Е.А. и последующие действия ЗАО «КТК» по оплате аренды жилого помещения за период до 01.03.2009г. свидетельствуют о том, что арендатор, первоначально уведомивший арендодателя о расторжении договора с 17.02.2009г., пользовался указанным жилым помещением до 01.03.2009г. Доказательств обратного суду не представлено.
Также суд принимает во внимание тот факт, что в п.п.8.1-8.4 договора аренды, заключенного между сторонами, не содержатся условия подписания акта приема-передачи жилого помещения и находящегося в нем имущества, а также передачи ключей от квартиры и подъезда по месту нахождения арендованного имущества, либо по месту нахождения одной из сторон.
Из содержания телеграммы ЗАО «КТК» в адрес истицы о том, что ответчик освободил квартиру 01.03.2009г., в связи с прекращением действий договора аренды, и ключи от квартиры находятся в офисе ЗАО «КТК», следует, что арендатор предлагает арендодателю получить ключи от жилого помещения по месту нахождения арендатора.
В дело не представлено сведений о том, что Пантела Е.А. письменно ответила на уведомление ЗАО «КТК» об освобождении квартиры 01.03.2009г. согласием расторгнуть договор, либо отказалась от расторжения договора аренды и получения ключей. Вместе с тем, представитель истицы сам пояснил в судебном заседании, что он несколько раз посещал офис ЗАО «КТК» с целью получения ключей от квартиры, что свидетельствует о согласии Пантела Е.А. с расторжением договора аренды.
В связи с неполучением арендодателем ключей от квартиры и подъезда, ЗАО «КТК» направило в адрес Пантела Е.А. ценное письмо со связкой ключей, а также два экземпляра акта приема-передачи жилого помещения и имущества, с просьбой подписанный второй экземпляр вернуть компании. Данное письмо получено истицей 16.04.2009г., однако какой-либо претензии по не соответствию комплекта ключей тем ключам, которые передавались арендатору, а также по состоянию переданного жилого помещения и находящегося в нем имущества, Пантела Е.А. в адрес ЗАО «КТК» не заявлялось. Иск о взыскании арендной платы направлен в суд только в октябре 2011 года. Данные действия Пантела Е.А. также свидетельствуют о том, что арендодатель согласился с расторжением договора аренды.
С учетом вышеизложенного, суд расценивает телеграмму ЗАО «КТК» от 28.02.2009г. как уведомление о расторжении договора аренды, и, принимая во внимание требования п.9.5 договора аренды, полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца арендную плату за пользование жилым помещением за период с 01.03.2009г. по 20.03.2009г., а в остальной части иска о взыскании арендной платы отказать за необоснованностью.
В части заявленных требований о взыскании с ответчика в пользу бюджета налог на доходы физических лиц, суд принимает во внимание тот факт, что сторонами при заключении договора была обусловлена обязанность ЗАО «КТК» перечислять в бюджет суммы налога на доходы физических лиц в размере 2 241 рубль, исходя из суммы арендной платы 17 241 рубль (13 % от суммы арендной платы).
Учитывая вышеизложенное, сумма арендной платы за период с 01.03.2009г. по 20.03.2009г. будет составлять 11 123,22 рублей (17 241 руб. / 31 день х 20 дней). Налог на доходы физических лиц за этот период составляет 1 446,02 рублей (11 123,22 руб. х 13%). Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма арендной платы, за вычетом налога, в размере 9 677,20 рублей (11 123,22 руб. – 1 446,02 руб.), а в местный бюджет подлежит взысканию налог на доходы физических лиц в сумме 1 446,02 рублей.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины при подаче иска в суд, пропорционально удовлетворенной части требований, что составляет 444,93 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Пантела <данные изъяты> к Закрытому акционерному обществу «Красноярская транспортная компания» удовлетворить частично.
Взыскать с Закрытого акционерного общества «Красноярская транспортная компания» в пользу Пантела <данные изъяты> денежную сумму в размере 9 677 рублей 20 копеек, расходы по уплате государственной пошлины в размере 444 рубля 93 копейки, а всего взыскать 10 122 рубля 13 копеек.
Взыскать с Закрытого акционерного общества «Красноярская транспортная компания» в местный бюджет налог на доходы физических лиц в сумме 1 446 рублей 02 копейки.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Красноярска в течение месяца после изготовления его в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 23 января 2012 года.
<данные изъяты>
Судья: Т.А. Лузганова