текст документа



Дело №2-594/2012

 РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

03 мая 2012 года      г. Красноярск

Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Медведева И.Г., при секретаре Грибановой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Железнодорожном районе г.Красноярска к Серову <данные изъяты> о взыскании незаконно полученной суммы пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Управление ПФР в Железнодорожном районе г.Красноярска обратилось в суд к Серову А.А. о взыскании незаконно полученной суммы пенсии, ссылаясь на следующие обстоятельства. Серов А.А. являлся получателем пенсии по случаю потери кормильца. Согласно ст.9 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» учащиеся в возрасте 18 лет и старше имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца до момента окончания ими профессионального обучения, но не белее чем до 23 лет. Зная о существовании данного права ответчик Серов А.А. предоставил в УПФР в Железнодорожном районе г.Красноярска справку от 21.10.2008 года из Сибирского федерального университета в которой был указан срок окончания его учебы для выплаты пенсии по случаю потери кормильца – 30 июня 2012 года. Между тем, при проверке правильности выплаты пенсии истцом был направлен запрос в Сибирский федеральный университет, согласно ответа на который Серов А.А. прекратил свое обучение на основании приказа № 6743/с от 14.07.2010 года, однако о данном факте ответчик истцу не сообщил, продолжая получать пенсию. Таким образом, по вине ответчика Серова А.А. образовалась переплата пенсии по случаю потери кормильца за период с 01.08.2010 года по 30.09.2011 года в общем размере 101 115,08 рублей, которые истец просит взыскать с ответчика.

В зале суда представитель истца - Управления Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.Красноярска Федзюк А.А. (доверенность в материалах дела) поддержала исковые требования в полном объеме по вышеизложенным основаниям.

Ответчик Серов А.А. в ходе рассмотрения дела признал исковые требования в полном объеме, факт неосновательного получения им пенсии на сумму 101 115,08 рублей не оспаривал.

Заслушав доводы представителя истца, ответчика, исследовав материалы дела и иные представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.9 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются: дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.

Согласно ч.4 ст.23 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.

В силу ч.2 ст.25 указанного закона, в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 23 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, ответчик Серов А.А. являлся получателем пенсии по случаю потери кормильца на основании представленной им справки из ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» (Институт градостроительства, управления и региональной экономики) от 21.10.2008 г. о прохождении им обучения по очной форме с указанием предположительной даты окончания обучения – 30.06.2012г. На основании письменного заявления Серова А.А. и вышеназванной справки ВУЗа, ответчику была назначена и выплачивалась пенсия по случаю потери кормильца.

Для проверки правильности выплаты указанной пенсии истцом был направлен запрос по месту обучения ответчика с просьбой подтвердить период обучения ответчика. Из представленного Сибирским федеральным университетом ответа № 02.02.02/2586 от 08.07.2011 года следует, что Серов А.А. был отчислен из университета с 14.07.2010 г. согласно приказа № 6743/с от 14.07.2008г. в связи с академической неуспеваемостью.

Таким образом, в связи с отчислением ответчика из образовательного учреждения (прекращением обучения) основания для выплаты ему пенсии по случаю потери кормильца с 14 июля 2010 года отсутствовали.

Ст.1102 ГК РФ устанавливает, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

В силу ч.3 ст.1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Ответчик Серов А.А. об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты ему пенсии по случаю потери кормильца в Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.Красноярска не сообщил, в связи с чем, в период с 01.08.2010г. по 30.09.2011г. образовалась переплата пенсии в размере 101 115 рублей 08 копеек, что подтверждается расчетом истца от 02.11.2011 года, который ответчиком не оспаривался, судом проверен и сомнений в своей достоверности не вызывает.

Таким образом, Серов А.А. после отчисления из образовательного учреждения продолжал незаконно получить на почтовом отделении пенсию по случаю потери кормильца, зная об отсутствии оснований на ее получение, он расписывался в платежных ведомостях, где было указано назначение платежа, размер пенсии и месяц, за который выплачивается пенсия. Указанные обстоятельства ответчиком не оспаривались, исковые требования истца признаны им в полном объеме.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что требования истца о взыскании с Серова А.А. незаконно полученной суммы пенсии по случаю потери кормильца в период с 01.08.2010г. по 30.09.2011г. в общей сумме 101 115 рублей 08 копеек подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.Красноярска удовлетворить.

Взыскать с Серова <данные изъяты> в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г.Красноярска незаконно полученную сумму пенсии по случаю потери кормильца в размере 101 115 (сто одна тысяча сто пятнадцать) рублей 08 копеек.

Решение может быть обжаловано участниками процесса в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Железнодорожный районный суд г.Красноярска.

Решение изготовлено в полном объеме 08 мая 2012 года.

Судья И.Г. Медведев