РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июня 2012 года г. Красноярск
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Медведева И.Г., при секретаре Грибановой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1318/2012 по иску Рыбинского межрайонного прокурора Красноярского края, поданного в интересах Снежкиной <данные изъяты> к Федеральному бюджетному учреждению «Главное Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Красноярскому краю» о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Рыбинский межрайонный прокурор Красноярского края обратился в суд с иском в интересах Снежкиной <данные изъяты> к ФБУ ГУФСИН России по Красноярскому краю о компенсации морального вреда, ссылаясь на следующие обстоятельства. В Рыбинскую межрайонную прокуратуру обратилась Снежкина Е.В. с заявлением о несвоевременной выплате назначенного ей пенсионного пособия. В ходе проведения проверки прокурором установлено, что приказом от 29.08.2011 года №279-лс Снежкина Е.В. уволена из уголовно-исполнительной системы по выслуге срока службы, дающего право на получение пенсии с 31.08.2011 года. Согласно уведомления ответчика Снежкиной Е.В. с 01.09.2011 года назначена пенсия за выслугу лет в сумме 7 263,66 рублей ежемесячно, а также ежемесячная доплата в размере 1 000 рублей. Однако в нарушение закона назначенная Снежкиной Е.В. пенсия не выплачивалась в течение трех месяцев – до 02.12.2011г. В связи с тем, что Снежина Е.В. не имеет другого заработка и иного дохода, несвоевременное перечисление пенсии причинило ей нравственные страдания и переживания, поскольку ответчик лишил Снежкину Е.В. единственного источника дохода, дающего возможность достойно существовать, питаться, содержать семью, оплачивать коммунальные услуг. Компенсацию морального вреда Снежкина Е.В. оценивает в размере 43 500 рублей (по 14 500 рублей ежемесячно).
Представитель Рыбинского межрайонного прокурора Красноярского края – старший помощник прокурора Железнодорожного района г.Красноярска Коровко М.Н., действующая на основании поручения от 05.06.2012 года исковые требования поддержала в полном объеме, по изложенном в иске обстоятельствам.
Представитель ответчика ГУФСИН России по Красноярскому краю Некрасов А.С. действующий на основании доверенности от 15.02.2011 года № 24/ТО/10 -113, в зале суда с иском не согласился, указав на то, что порядок назначения пенсии носит заявительный характер, днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии с приложенными необходимыми документами, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления. Заявление о назначении пенсии было направленно Снежкиной Е.В. в пенсионный орган 07.10.2011 года, заключением от 18.10.2011 года ей была назначена пенсия за выслугу лет с 01.09.2011г. Денежные средства для выплаты пенсий Сбербанком заказываются ежемесячно до 10 числа на следующий месяц, в связи с чем, зачисление пенсии на счет Снежкиной Е.В. было произведено Сбербанком 01.12.2011 года за период с 01.09.2011 по 31.12.2011 года. Учитывая изложенное, вины ГУФСИН России по Красноярскому краю в несвоевременной выплате в течение трех месяцев пенсии истице нет. Кроме того, истец указывает на нарушение ее имущественных прав, однако действующим законодательством не предусмотрена возможность компенсации морального вреда за нарушение пенсионных прав. Просил в исковых требованиях отказать в полном объеме.
Заслушав доводы сторон, исследовав доказательства, содержащиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст.151 ГК РФ под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающие на принадлежащие гражданину нематериальные блага, или нарушающие его личные неимущественные права.
На основании ч.2 ст.1101 ГК РФ, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
В соответствии со ст. 56 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, указанных в статье 11 настоящего Закона, через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи. Порядок выплаты пенсий определяется соглашениями, заключаемыми между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и Сберегательным банком Российской Федерации.
Выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, производится за текущий месяц.
Выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, производится в сроки, определяемые соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с учреждениями Сберегательного банка Российской Федерации и организациями федеральной почтовой связи.
Судом установлено, что Снежкина Е.В. проходила службу в органах уголовно-исполнительной системы в должности инспектора УИИ № 51 ФБУ МРУИИ №6 ГУФСИН России по Красноярскому краю, 31.08.2011 года была уволена по выслуге срока службы, дающего право на получение пенсии. Заявление Снежкиной Е.В. о назначении пенсии направлено заявителем в отдел пенсионного обеспечения ГУФСИН России по Красноярскому краю 07.10.2011г. 18.10.2011 года предоставленные документы рассмотрены отделом пенсионного обеспечения, принято решение о назначении пенсии Снежкиной Е.В. с 01.09.2011 года. Все необходимые финансовые документы направлены ответчиком в Восточно-Сибирский Банк Сбербанка России. 01.12.2011 года на лицевой счет истицы переведены денежные средства в размере 33 053,44 рублей (назначенная пенсия за период с 01.09. по 31.12.2011 года).
При обращении с данным иском в суд прокурор указывает, что Снежкиной Е.В. были причинены нравственные страдания и переживания вследствие несвоевременного перечисления пенсии, так как пенсия являлась единственным источником дохода истицы, дающего возможность ей достойно существовать, то есть – моральный вред вытекает из нарушений имущественных прав истца. Из обстоятельств дела не усматривается, что действиями сотрудников ГУФСИН по Красноярскому краю были нарушены личные неимущественные права или нематериальные блага истицы Снежкиной Е.В..
При этом, часть 2 статьи 1099 ГК РФ прямо указывает на то, что моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающим имущественные права гражданина, подлежит компенсации лишь в случаях, предусмотренных законом.
В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" прямо указано, что поскольку нарушения пенсионных прав граждан затрагивают имущественные права граждан, суд исходя из положений п. 2 ст. 1099 ГК РФ, отказывает гражданину в удовлетворении его требований о компенсации морального вреда, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения пенсионных органов к такой ответственности, не имеется.
Закон "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", регулирующий назначение пенсии также не содержит норм, которые предусматривали бы возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением имущественных прав гражданина в сфере указанных отношений.
Таким образом, специальной нормы закона, предусматривающей компенсацию морального вреда за нарушение имущественного права истца (несвоевременная выплата пенсии), применимой к данным правоотношениям, не предусмотрено.
С учетом изложенного законных оснований для удовлетворения исковых требований прокурора о взыскании компенсации морального вреда не имеется, в связи с чем, в заявленном требовании следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Рыбинского межрайонного прокурора Красноярского края, заявленных в интересах Снежкиной <данные изъяты> к Федеральному бюджетному учреждению «Главное Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Красноярскому краю» о компенсации морального вреда, отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента его изготовления в полном объеме, путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Железнодорожного районного суда г. Красноярска
Решение в полном объеме изготовлено 19 июня 2012 года
Судья И.Г. Медведев