Дело №2-2633/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 10 сентября 2012 года
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Панченко Л.В.
при секретаре Мартюшовой Г.Г.
с участием истца Васильева Г.В.
представителя истца Васильева Д.Г., действующего в силу п.6 ст. 53 ГПКРФ,
представителя ответчика Лалетиной Н.В., действующей на основании
доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильева <данные изъяты> к ОАО «Красноярсккрайгаз» о признании недействительным дополнительного соглашения к трудовому договору, взыскании заработной платы,
У С Т А Н О В И Л:
Васильев Г.В. обратился в суд с иском к ОАО «Красноярсккрйгаз» о признании дополнительного соглашения к трудовому договору недействительным, взыскании заработной платы. Мотивирует свои требования тем, что работает в должности оператора котельной 3-го разряда Газонаполнительной станции службы «Канскмежрайгаз». На основании акта медицинского освидетельствования ему присвоена третья группа инвалидности, в связи чем, выдана индивидуальная программа реабилитации инвалида, согласно которой в разделе «Рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда» указано, что он может работать в обычных условиях труда, c уменьшением объема трудовой деятельности, не менее чем в два раза. Однако, индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. При этом, отказ инвалида от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает организации от ответственности за ее исполнение.
ДД.ММ.ГГГГ истцу было вручено уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о переводе на работу с сокращенной продолжительностью рабочего времени, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. По условиям данного уведомления, в случае отказа истца от перевода, ДД.ММ.ГГГГ работодатель намеревался расторгнуть с ним трудовой договор на основании п.8.ст.77 ТК РФ, в связи с отказом работника от перевода на другую работу, необходимую ему в соответствии с медицинским заключением. После ознакомления с текстом уведомления, истец отказался от перевода на работу с сокращенной продолжительностью рабочего времени, о чем указал в письменном заявлении, одновременно пояснил работодателю, что отказывается от реализации программы реабилитации, в части сокращения его рабочего времени. ДД.ММ.ГГГГ истцу было вручено уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о сохранении за истцом прежней продолжительности рабочего времени.
ДД.ММ.ГГГГ истцу была присвоена третья группа инвалидности бессрочно. После чего, истец предоставил все соответствующие медицинские документы в отдел кадров вместе с заявлением о том, что он отказывается от реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида в целом.
ДД.ММ.ГГГГ истец находился на рабочем месте в котельной, где ему руководителем ФИО4, в присутствии инженера по технике безопасности ФИО8 было вручено уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о принудительном переводе на работу с сокращенной продолжительностью рабочего времени. По требованию ФИО9 истец подписал документы о переводе, поскольку является юридически не грамотным, хотя своего согласия на перевод не давал. Также истец подписал дополнительное соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ, указав, что не согласен с ним. Приказ о переводе истца на работу с сокращенной продолжительностью рабочего времени не издавался.
Кроме того, истец ссылается на то, что был переведен на сокращенную продолжительность рабочего времени сразу же после окончания отопительного сезона ДД.ММ.ГГГГ, хотя до этого работал с повышенной нагрузкой в графике «сутки – через двое», вместо положенного «сутки – через трое».
Полагая, что указанными действиями работодателя нарушены его трудовые права как работника и как инвалида, истец просит признать дополнительное соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ «об изменении режима работы и платы труда» незаконным; взыскать с ответчика упущенную выгоду за период вынужденной работы с уменьшенным объемом трудовой деятельности в два раза, в размере недополученной части заработной платы, в размере 19 029 рублей 31 копейку за минусом НДФЛ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Васильев Г.В. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнил, что как оператор котельной, наблюдает за монометрами, которые измеряют давление воды. С переводом на 0,5 ставки не согласен, так как полностью отказался от программы реабилитации инвалида. По состоянию здоровья может работать по прежнему графику работы. Просил признать дополнительное соглашение к трудовому договору о переводе на 0,5 ставки незаконным и взыскать с ответчика упущенную выгоду в виде недополученной заработной платы. Дополнительно просил взыскать с ответчика расходы за проезд, понесенные в связи с явкой в судебные заседания по данному делу.
Представитель истца Васильев Д.Г. в судебном заседании исковые требования поддержал, суду пояснил, что Васильев Г.В. отказался в целом от программы реабилитации инвалида, которая для работодателя носит рекомендательный характер. Полагает, что работодатель необоснованно ссылается на программу реабилитации, как на медицинское заключение. Истец проходил медицинскую комиссию, никаких противопоказаний для работы выявлено не было, он может работать в нормальном режиме оператором котельной. Каких-либо ограничений к труду истец также не имеет. В связи с чем, полагает действия ответчика по изменению режима работы истца на 0,5 ставки незаконными.
Представитель ответчика ОАО «Красноярсккрайгаз» Лалетина Н.В. действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований истца. Суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ истец проходил освидетельствование, по результатам которого ему была установлена третья группа инвалидности на срок до ДД.ММ.ГГГГ и выдана индивидуальная программа реабилитации инвалида. ДД.ММ.ГГГГ истцу была присвоена третья группа инвалидности бессрочно, также была выдана индивидуальная программа реабилитации инвалида, с которой истец полностью согласился. В Фонд социального страхования, управление социальной защиты населения истец не направлял отказ от программы реабилитации. Факторы труда в ОАО «Красноярсккрайгаз» могут оказать негативное воздействие на состояние здоровья истца, который в соответствии со своими должностными обязанностями имеет доступ к газоопасным работам. Также согласно Индивидуальной программы реабилитации инвалида, истцу были даны рекомендации о противопоказаниях и доступных условиях и видах труда, а именно: «может работать в обычных условиях труда с уменьшением трудовой деятельности не менее чем в два раза по специальности оператор газовой котельной; в отсутствие тяжелых физических нагрузок: подъем и перенос тяжестей, длительная ходьба, стояние, сокращение рабочего дня». Истцу было направлено уведомление № об изменении продолжительности рабочего времени не менее, чем в два раза. С чем истец не согласился, сделав соответствующую отметку «не согласен» и приложив заявление с требованием сохранения полного рабочего времени и с уведомлением о взятии на себя ответственности за свое здоровье. Поскольку истцу установлена инвалидность бессрочно с обязательной профессиональной адаптацией работодателем на прежнем рабочем месте с измененными условиями труда, а также на основании согласия истца с Индивидуальной программой реабилитации инвалида были внесены соответствующие изменения в трудовой договор, продолжительность рабочего времени была уменьшена в два раза, о чем с истцом было подписано дополнительное соглашение.
Выслушав истца, его представителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Судом установлено, что истец Васильев Г.В. состоит в трудовых отношениях с ответчиком ОАО «Красноярсккрайгаз» с ДД.ММ.ГГГГ, в должности оператора котельной 3 разряда газонаполнительной станции Службы «Канскмежрайгаз», что подтверждается трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ, приказом о приеме на работу № от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно условиям трудового договора истцу был установлен суммированный учет рабочего времени с учетным периодом 1 год и продолжительность смены 24 часа. Сменность в режиме сутки через трое с 8-00 до 8-00. Должностной оклад был установлен в размере 5424 рубля.
Согласно должностной инструкции оператора котельной газонаполнительной станции службы «Канскмежрайгаз», к должностным обязанностям Васильева Г.В. относится в том числе : устранение утечки газа и проведение мелкого ремонта, при загазованности в котельной или аварии на котлах остановка котлов и прекращение подачи газа в котельную, производство ремонта и технического обслуживания оборудования котельной, ГРП, отопительной системы ГНС, водоснабжения, канализации и пожаротушения, выполнение ремонта, монтаж и демонтаж запорной арматуры, оборудования приборов газопроводов котельной, теплоснабжения и водоснабжения ГНС и т.д.
С ДД.ММ.ГГГГ истцу была присвоена третья группа инвалидности бессрочно по общему заболеванию, что подтверждается справкой МСЭ-№.
При этом, ФКУ «ГБ МСЭ по Красноярскому краю» бюро № истцу была выдана индивидуальная программа реабилитации инвалида, с содержанием которой истец полностью согласился. Согласно данной программы реабилитации, истец может работать в обычных условиях труда, с уменьшением объема трудовой деятельности не менее, чем в два раза ; продолжительность рабочего времени должна быть сокращена.
ДД.ММ.ГГГГ справка МСЭ, индивидуальная программа реабилитации инвалида были представлены Васильевым Г.В. работодателю ОАО «Красноярсккрайгаз» вместе с его заявлением об отказе от реализации индивидуальной программы реабилитации в целом.
После чего, Васильев Г. В. был ознакомлен с уведомлением о внесении изменений в трудовой договор по уменьшению объема трудовой деятельности в 2 раза, а именно сокращение рабочего дня (смены) и установление следующего режима работы : в отопительный период : суммированный учет рабочего времени с учетным периодом 1 (один) год и продолжительностью смены 12 часов с 8-00 до 20-00, сменность в режиме : смена/три выходных дня. В неотопительный период : пятидневная рабочая неделя продолжительность 20 часов с двумя выходными днями ( суббота, воскресенье).
Дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, выданной ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» бюро №, картой № к акту освидетельствования № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой истец может работать в обычных условиях труда с уменьшением объема трудовой деятельности не менее чем в 2 раза, Васильев Г.В. был переведен на 0,5 ставки. Ему был установлен режим рабочего дня в отопительный период : суммированный учет рабочего времени с учетным перио<адрес> (один) год и продолжительностью смены 12 часов с 8-00 до 20-00, сменность в режиме : смена/три выходных дня. В неотопительный период : пятидневная рабочая неделя продолжительностью 20 часов, с двумя выходными днями ( суббота, воскресенье).
Дополнительное соглашение к трудовому договору было подписано сторонами, при этом истец указал, что не согласен с его условиями.
Согласно п. 1 ст. 2 ФЗ «О промышленной безопасности», опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону, а именно к категории опасных производственных объектов, в том числе относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже.
Как пояснил представитель ответчика в судебном заседании, котельная газонаполнительной станции службы «Канскмежрайгаз», где работает истец, относится к опасным производственным объектам и истец имеет допуск к газоопасным работам, согласно инструкций, отнесенных к трудовым обязанностям
В соответствии с ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. При этом работодатель обязан обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей в случае медицинских противопоказаний.
В соответствии со ст. 94 ТК РФ, продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать для инвалидов - в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 7 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации (ст. 8 указанного Закона).
Продолжительность ежедневной работы (смены) инвалидам устанавливается в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ. В частности, рекомендуемая инвалиду продолжительность ежедневной работы (смены) указывается в индивидуальной программе реабилитации, которая выдается по результатам медико-социальной экспертизы, проводимой учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы на предмет признания гражданина инвалидом. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения любым предприятием независимо от их организационно-правовых форм.
Индивидуальная программа реабилитации – это разработанный специалистами, проводившими экспертизу, на основе решения государственной службы медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающих в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсации нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсации способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Согласно программы реабилитации инвалида, выданной истцу, он может работать в обычных условиях труда, с уменьшением объема трудовой деятельности не менее, чем в два раза ; продолжительность рабочего времени должна быть сокращена.
В соответствии со ст. 11 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей, освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.
Вместе с тем, из смысла статей 8 и 11 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что решение учреждения медико-социальной экспертизы, а также индивидуальная программа реабилитации инвалида являются обязательными для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Таким образом, справка МСЭ об установлении истцу третьей группы инвалидности бессрочно, а также индивидуальная программа реабилитации инвалида, явились основанием для установления истцу сокращенного рабочего времени, что суд находит законным и обоснованным. В связи с чем, оснований для признания незаконным дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, не имеется.
Доводы истца о том, что индивидуальная программа реабилитации носит рекомендательный характер и в случае отказа от нее работодатель освобождается от ответственности, а также отсутствие у истца каких-либо противопоказаний к труду, суд не может принять во внимание, поскольку в силу указанных выше норм закона, работодатель обязан соблюдать требования и рекомендации отраженные в индивидуальной программе инвалида, с которой истец полностью согласился, о чем свидетельствует его подпись. Также работодатель обязан обеспечивать безопасные условия и охрану труда.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования Васильева Г.В. не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Васильеву <данные изъяты> в удовлетворении исковых требований к ОАО «Красноярсккрайгаз» о признании дополнительного соглашения к трудовому договору недействительным, взыскании недополученной заработной платы, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме, подачей апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г.Красноярска.
Председательствующий: Л.В. Панченко