Дело № 2-111\11 Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И 14 июня 2011 года г. Гдов Гдовский районный суд Псковской области в составе председательствующего судьи Дмитриевой Ю.М., при секретаре Никитенко А.В., рассмотрев гражданское дело по иску Прокурора <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц к ОВД <данные изъяты>, УВД <данные изъяты> о необходимости обязать совершить юридически значимые действия, направленные на устранение законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, У С Т А Н О В И Л : В Гдовский районный суд Псковской области поступил иск Прокурора <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц к ОВД <данные изъяты>, УВД <данные изъяты> о необходимости обязать совершить юридически значимые действия, направленные на устранение законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. В обоснование иска указано, что в ходе проведенной прокуратурой <данные изъяты> в августе 2010 года проверки соблюдения действующего федерального законодательства, о порядке содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС при ОВД по <данные изъяты> выявлены нарушения требований Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ « О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», приказа МВД от 22.11.2005 года №950 «Об утверждении правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел». Установлено, что помещение ИВС ОВД по <данные изъяты> состоит из трех камер, предназначенных для содержания 7 лиц, при этом общая площадь в камерах на 1 человека составляет 5 квадратных метров, в камере на одного человека составляет 4 квадратных метра и одна камера для административно задержанных лиц. ФЗ № 103 от 15.07.1995 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» определены гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с уголовно-процессуальным кодексом РФ задержаны по подозрению в совершении преступлений, а также в отношении которых в соответствии с УПК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. В целях реализации указанного Закона Приказом МВД РФ № 950 от 22.11.2005 года «Об утверждении правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» утверждены Правила внутреннего распорядка ИВС. Статьей 16 данного закона определен внутренний распорядок в местах содержания под стражей, который определяется Правилами. В нарушение пункта 45 Правил камеры ИВС не оборудованы : столом и скамейкой по лимиту мест в камере, шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности, краном с водопроводной водой, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, бачком для питьевой воды, кнопкой для вызова дежурного. В нарушение пункта 47 Правил, подозреваемым и обвиняемым не обеспечена возможность помывки в душе. В нарушение п. 132 в Гдовском ОВД не оборудованы прогулочные дворы со скамейками для сидения и навеса от дождя. В нарушение требований ст. ст. 17, 23, 24 Закона и п. 14 Правил - в течение первых суток вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые не проходят санитарную обработку в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта. Одежда( иные носильные вещи) не обрабатываются в дезинфекционной камере. Кроме того, в нарушении п.п. 5,6,7 совместного Приказа МВД РФ и Минздрава РФ от 31.12.1999 года № 1115 « Об утверждении инструкции о порядке медико -санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел» в ИВС при ОВД по <данные изъяты> отсутствует план деятельности медицинских работников, утвержденных начальником ИВС, согласованным с МЧС УВД <данные изъяты>, отчеты о работе медицинских работников ИВС, график работы медицинского персонала. Также, в ходе проведенной проверки были выявлены нарушения санитарно- эпидемиологического законодательства. Так, в нарушение СанПиН 1.1. 1058-01 не были предъявлены протоколы лабораторных исследований ( освещенности, микроклимата, эффективности работы приточно-вытяжной вентиляции), не предъявлены официально изданные санитарные правила, необходимые для учреждений данного типа. Вопреки п. 6.14 СанПиН 2.3.6.-1079-01 не имелись раковины для ополаскивания посуды горячей водой или специально отведенной емкости, на раковинах отсутствует отметка об уровне воды( для определения количества добавляемого моющего средства, согласно инструкции). В нарушение СанПиН 2.3.6.-1079-01, п. 13.1, 13.3 работник, моющий посуду, не предъявил медицинскую книжку Прокуратурой <данные изъяты> 25.08.2010 года в целях устранения нарушений закона, а также причин и условий им способствующим в адрес начальника ОВД по <данные изъяты> внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства, которое признанно законным и обоснованным. Вместе с тем, проверкой, проведенной прокуратурой района в порядке контроля, было установлено, что нарушения порядка и условий содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС ОВД по <данные изъяты> в полном объеме, не устранены, надлежащих мер заинтересованными лицами к устранению нарушений, предпринято не было. На момент проверки не принято мер к оборудованию камер ИВС ОВД по <данные изъяты> столами и скамейками по лимиту мест в камерах, кнопками вызова дежурного, не установлены санузлы с соблюдением необходимых норм приватности, не оборудован прогулочный дворик, помещения не оборудованы кранами с водопроводной водой, бачком для питьевой воды, подозреваемым не обеспечена возможность помывки в душе, подозреваемые и обвиняемые не проходят санитарную обработку в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта, в нарушении СанПиН 1.1. 1058-01 не были предъявлены протоколы лабораторных исследований ( освещенности, микроклимата, эффективности работы приточно-вытяжной вентиляции), в нарушение п. 6.14 СанПиН 2.3.6.-1079-01 отсутствуют раковины для ополаскивания посуды горячей водой или специально отведенной емкости, на раковинах отсутствует отметка об уровне воды. Несоблюдение указанного законодательства, регламентирующего порядок и условия содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС ОВД по <данные изъяты>, нарушает конституционные права указанной категории граждан, содержащихся в ИВС по <данные изъяты>, что недопустимо. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Поэтому истец просит суд обязать руководство ОВД по <данные изъяты> и УВД <данные изъяты> в срок до 31 декабря 2011 года устранить нарушения требований законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в помещениях ИВС ОВД по <данные изъяты>, а именно: -оборудовать камеры ИВС ОВД <данные изъяты> столами и скамейками по лимиту мест в камерах, кнопками для вызова дежурного, -установить санузлы с соблюдением необходимых норм приватности, -оборудовать прогулочный дворик -помещение камер ИВС ОВД <данные изъяты> оборудовать кранами с водопроводной водой, бачком для питьевой воды, -обеспечить подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, возможность помывки в душе, -обеспечить прохождение подозреваемым и обвиняемым прохождение санитарной обработки в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта, -провести лабораторные исследования (освещенности, микроклимата, эффективности работы приточно-вытяжной вентиляции). В судебном заседании представитель истца и.о. прокурора <данные изъяты> Великанов Б.Ю. поддержал заявленный иск. Считает, что законодательство в этой части должно быть соблюдено и права лиц, содержащихся под стражей в условиях ИВС <адрес>, не должны быть нарушены. Однако, он считает возможным срок для устранения данных нарушений установить до 01 марта 2012 года. Представитель ответчика УВД <данные изъяты> Чиж Б.И. исковые требования прокурора не признал. В обоснование своих возражений представитель УВД <данные изъяты> указал, что здание ИВС <данные изъяты> возведено в 1963 году, имеет 4 камеры с лимитом наполнения 12 человек, общей площадью 90 квадратных метров. Указанное здание в виду конструктивных особенностей не позволяет соблюсти все условия содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Устранение имеющихся нарушений возможно при условии постройки нового или капитальной реконструкции здания ОВД по <данные изъяты>, однако адресное выделение денежных средств на эти цели МВД РФ не осуществлялось. ОВД по <адрес> является бюджетным учреждением и получением бюджетных средств. В настоящее время, в связи с принятием ФЗ « О полиции» ИВС ОВД являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере внутренних дел. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном федеральным законом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере внутренних дел ( ч. 3 ст. 9 ФЗ от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»). До 01 января 2012 года финансирование деятельности полиции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников финансирования в соответствии с действующим законодательством.(ст. 54 ФЗ «О полиции») До 01 марта 2011 года в соответствии со ст. 35 Закона « О милиции» от 18.04.1991 года финансирование милиции осуществлялось за счет средств федерального бюджета РФ и бюджетов субъектов РФ. Изоляторы временного содержания задержанных и заключенных под стражу в соответствии с Указом Президента РФ от 12 февраля 1993 года №209 «О милиции общественной безопасности в РФ» входили в состав милиции общественной безопасности. Согласно приложению №2 к вышеназванному Указу Президента РФ изоляторы временного содержания задержанных и заключенных под стражу лиц содержатся за счет средств республиканского бюджета РФ. В 2007-2009 годах финансирование ИВС осуществлялось в рамках Федеральной целевой программы «О реконструкции и строительстве ИВС» В рамках данной программы произведен косметический ремонт ИВС <данные изъяты> Кроме того, ветхость самого здания ОВД <данные изъяты> не позволяет произвести реконструкцию ИВС в соответствии с требованиями законодательства. УВД <данные изъяты> регулярно направляет заявки в Департамент Тыла и Департамент Охраны Общественного Порядка) заявки с целью выделения денежных средств из федерального бюджета на новое строительство. Однако денежные средства на указанные цели не поступали. Поэтому исполнение требований прокурора в установленный срок не исполнимо. Представитель ОВД <данные изъяты> Чмиль В.В. с иском прокурора не согласен и считает, что указанные в иске требования не могут быть выполнены в установленный срок в связи с отсутствием финансирования. Однако, он в свою очередь предпринял меры для частичного устранения указанных недостатков, так как в ИВС для содержания лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления уже сделаны шкафы, вешалки и проведен косметический ремонт. Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, находит заявленный иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что в силу требований ч. 3 ст. 9 ФЗ от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»( в редакции от 01.07.2010 года) изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений, содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами РФ и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащихся под стражей( далее -подозреваемые и обвиняемые). Согласно п.п. 5,9 ст. 17 вышеназванного Федерального Закона подозреваемые и обвиняемые имеют право на свидание с родственниками и иными лицами, перечисленными в ст. 18 настоящего ФЗ, получать бесплатное питание, материально- бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе и в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях. В соответствии со ст. 15 Закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно- процессуальным Кодексом РФ. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей. Согласно Положению об Отделе внутренних дел по <данные изъяты>, утвержденного приказом УВД <данные изъяты> № 76 от 20.01.2007 года ОВД <данные изъяты> входит в систему органов внутренних дел РФ и подчиняется Управлению внутренних дел по <данные изъяты>. В соответствии со ст. 16 Закона в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей утверждены Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений. В соответствии со ст. 24 Закона лечебно-профилактическая и санитарно эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых. Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД РФ № 950 от 22.11.2005 года, установлено, что в течение первых суток, вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку( лица, имеющие признаки педикулеза-незамедлительно) в санпропускнике ИВС, а при его отсутствии- в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта. Одежда и иные вещи подлежат обработке в дезинфекционной камере ( п. 14), подозреваемые и обвиняемые, прошедшие санитарную обработку, получают постельные принадлежности. Кроме того подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования спальным местом, столовыми приборами, туалетными принадлежностями, бачком для питьевой воды. В судебном заседании установлено, что техническое и материальное обеспечение ИВС ОВД по <данные изъяты> не соответствует требованиям действующего законодательства, необходимые условия для нормальной жизнедеятельности, а также охраны здоровья как лиц, содержащихся под стражей, так и лиц, контактирующих с ними, не обеспечены. Указанные обстоятельства подтверждаются актом санитарно-эпидемиологического обследования ИВС ОВД по <данные изъяты> составленному с участием государственного санитарного врача УВД ПО. В соответствии с которым, санитарное состояние ИВС ОВД <данные изъяты> создает опасность возникновения и распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний. Ответчиками в судебном заседании не оспариваются обстоятельства, что необходимо оборудовать камеры ИВС ОВД <данные изъяты> столами и скамейками по лимиту мест в камерах, кнопками для вызова дежурного, -установить санузлы с соблюдением необходимых норм приватности, -оборудовать прогулочный дворик -помещение камер ИВС ОВД <данные изъяты> оборудовать кранами с водопроводной водой, бачком для питьевой воды, -обеспечить подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, возможность помывки в душе, -обеспечить прохождение подозреваемым и обвиняемым прохождение санитарной обработки в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта, -провести лабораторные исследования (освещенности, микроклимата, эффективности работы приточно-вытяжной вентиляции). Указанные обстоятельства подтверждаются материалами проверки прокуратуры <данные изъяты>. Данные нарушения существенно ущемляют права лиц, содержащихся под стражей в условиях ИВС ОВД по <данные изъяты>, что противоречит действующему законодательству и принципам гуманизма и справедливости. В силу перечисленных выше нормативно- правовых актов, обязанность на обеспечение достойных условий содержания лиц, содержащихся под стражей в условиях ИВС возложена на администрацию органов внутренних дел. Вследствие указанных обстоятельств требования прокурора <данные изъяты> в этой части обоснованно предъявлены к УВД <данные изъяты> и ОВД <данные изъяты>. Отсутствие должного финансирования не должно повлиять на права и законные интересы граждан, содержащихся в ИВС <данные изъяты>. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л : Иск прокурора <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц к ОВД по <данные изъяты>, УВД <данные изъяты> о необходимости обязать совершить юридически значимые действия, направленные на устранение законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений- удовлетворить. Обязать руководство ОВД по <данные изъяты> и УВД <данные изъяты> в срок до 01 марта 2012 года устранить нарушения требований законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в помещениях ИВС ОВД по <данные изъяты>, а именно: -оборудовать камеры ИВС ОВД <данные изъяты> столами и скамейками по лимиту мест в камерах, кнопками для вызова дежурного, -установить санузлы с соблюдением необходимых норм приватности, -оборудовать прогулочный дворик -помещение камер ИВС ОВД <данные изъяты> оборудовать кранами с водопроводной водой, бачком для питьевой воды, -обеспечить подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, возможность помывки в душе, -обеспечить прохождение подозреваемым и обвиняемым прохождение санитарной обработки в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта, -провести лабораторные исследования (освещенности, микроклимата, эффективности работы приточно-вытяжной вентиляции). Решение может обжаловано в Псковский областной суд через Гдовский районный суд в течение 10 суток. Судья : Ю.М. Дмитриева