Номер обезличен
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дата обезличена ...
Судья Железнодорожного районного суда ... Лобынцев И.А.
при секретаре Кутявиной Е.Н.
с участием помощника прокурора Железнодорожного района ... Миловой Е.И.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района ... в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа ..., Администрации Железнодорожного административного района ... о возложении обязанности по обеспечению искусственного освещения дорог,
установил:
Прокурор обратился в суд с вышеназванными исками, ссылаясь на то, что федеральным законом «О безопасности дорожного движения» определена задача охраны здоровья, жизни и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги. Одной из составляющих надлежащего содержания дорог является наличие наружного освещения, что обеспечивает безопасность дорожного движения. Федеральным законом «Об общих принципах организации органов местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог. Между тем, по мнению прокурора, органы местного самоуправления ненадлежащее исполняют возложенную на них обязанность по содержанию дорог, в части обеспечения искусственного освещения в темное время суток, что отрицательно влияет на безопасность дорожного движения и создает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, повреждения их имущества. Прокурор просил обязать Администрацию городского округа ... Администрацию Железнодорожного административного района ... обеспечить искусственное освещение, соответствующее требованиям п. 4.6 ГОСТа Р 50597-93, дорог в городе Чите: по ..., по ..., по ... по ..., по ..., по ..., по ....
В судебном заседании помощник прокурора Милова Е.И. исковые требования в части обеспечения искусственного освещения дорог по ... и по ... поддержала, по основаниям, изложенным в исковых заявлениях. От исковых требований в части обеспечения искусственного освещения на дорогах по ..., по ... тракт, по ..., по ..., по ..., отказалась. Администрация Железнодорожного района ... просила рассмотреть дело по иску прокурора в отсутствие их представителя, направив письменный отзыв и указав, что надлежащим ответчиком по данному делу не является.
Представитель Администрации городского округа ... Афанасьева А.В., действующая в суде на основании доверенности от Дата обезличена исковые требования не признала, указав, что работы по освещению дорог, указанных прокурором ведутся и, необходимости судебного решения по поводу обеспечения искусственного освещения дорог, не имеется.
Выслушав доводы сторон, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ определяет Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 года, действующий в редакции Федеральных законов от 02.03.1999 № 41-ФЗ, от 25.04.2002 № 41-ФЗ, от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 18.12.2006 № 232-ФЗ ( далее ФЗ № 196).
В соответствии со ст. 1 ФЗ № 196-ФЗ задачами настоящего закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Обращаясь в суд с иском, прокурор Железнодорожного района ссылается на то, что несоответствие вышеназванных участков дорог ... пункту 4.6 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», в части отсутствия искусственного освещения, отрицательно влияет на безопасность дорожного движения, поскольку ухудшается и ограничивается видимость дорожной разметки, знаков и пешеходов, что создает угрозу аварийных ситуаций на дорогах. Учитывая, что потерпевшим от дорожно-транспортного происшествия может стать любой гражданин, прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц.
Учитывая приведенные выше положения ст. 1 ФЗ «О безопасности дорожного движения», приходит к выводу о том, что прокурор обратился в суд в пределах компетенции, определенной ст. 45 ГПК РФ.
Согласно ст.5 ФЗ №196 обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий.
Частью 2 ст. 12 ФЗ №196 предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
Согласно п.4 ст.6 ФЗ № 196 органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В подтверждение доводов о несоответствии дорог требованиям ГОСТа прокурор представил суду акт обследования улично-дорожной сети Железнодорожного административного района ..., составленный комиссией в составе старшего госинспектора отдела ДИ и ОД УГИБДД УВД по ... краю Я., госинспектора группы ДИ и ОД отдела ГИБДД по ... И., начальником Муниципального предприятия ... К., главным специалистом отдела благоустройства комитета ЖКХ администрации городского округа ... Г. от Дата обезличена.
Допрошенные в судебном заседании свидетель И. факты, изложенные в акте подтвердил.
Свидетель К. не оспаривал факт отсутствия освещения на дорогах, указанных в акте, на момент проведения проверки. Наряду с этим указал, что отсутствие освещения было обусловлено техническими неисправностями на дату проверки, в настоящее время освещение имеется, за исключением дорог по ... и частично по ... на участке от института ... до отворота на контейнерную базу (в сторону аэропорта). Отсутствие освещение на указанных дорогах обусловлено отсутствием жилого сектора, хотя на ... освещение смонтировано и в ближайшее время будет подключено.
Поскольку возражений относительно указанного акта обследования, участниками процесса не представлено, суд считает данные факты установленными допустимыми доказательствами.
В судебном заседании помощник прокурора отказалась от части исковых требований, однако поддержала требования относительно дорог по ....
Суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, поскольку установлено, что указанные участки дорог не соответствуют действующему ГОСТу в части обеспечения искусственного освещения, а доводы относительно отсутствия жилого сектора на указанных участках дорог, суд находит несостоятельными, поскольку требования к условиям содержания дорог, не ставятся в зависимость от наличия жилого сектора в зоне расположения дорог.
Вместе с тем, суд приходит к выводу, что обязанность по содержанию и эксплуатации дорог в черте муниципального образования, лежит на Администрации городского округа ...
В соответствии с пунктом 2 ст. 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 154-ФЗ ( далее ФЗ № 154-ФЗ), к вопросам местного значения относится муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения.
Согласно ст. 12 ФЗ № 154-ФЗ местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских, сельских поселениях и на иных территориях. Территории муниципальных образований - городов, поселков, станиц, районов, сельских округов и других муниципальных образований - устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ с учетом исторических и местных традиций.
Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.
В соответствии со ст. 3 Устава городского округа ... (далее Устав) граница городского округа ... - городская черта, определяющая территорию, в пределах которой осуществляется местное самоуправление.
Согласно ст. 4 Устава территорию городского округа ... составляют все земли в пределах городской черты независимо от форм собственности и целевого назначения.
Территория городского округа ... разделена на четыре административных района: Железнодорожный, Ингодинский, Центральный, Черновский, не являющимися муниципальными образованиями.
Поскольку в исках прокурора речь идет о дорогах, расположенных на территории Железнодорожного административного района, т.е. в пределах городской черты, все дороги относятся к муниципальным.
В соответствии со ст. 5 Устава к вопросам местного значения городского округа ... относится формирование, утверждение, исполнение бюджета округа ... и контроль за его исполнением; содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа «Город Чита», за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.
Согласно ст. 52 Устава автомобильные дороги общего пользования находятся в собственности городского округа ...
В соответствии со ст. 34 Устава к полномочиям администрации городского округа ... относится обеспечение содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования в городском округе.
Учитывая изложенное, надлежащим ответчиком по искам прокурора суд считает Администрацию городского округа ...
Руководствуясь ст. 194-197,199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Железнодорожного района ... удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа ... обеспечить искусственное освещение дорог в ... в соответствии с требованиями п. 4.6 ГОСТ Р 50597-93 по ...
В удовлетворении иска прокурора к Администрации Железнодорожного Административного района ... - отказать.
Решение может быть обжаловано в ... краевой суд через суд, вынесший решение, в течение 10 суток со дня мотивированного изготовления решения.
Судья: Лобынцев И.А.