Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 апреля 2011г.
Железнодорожный районный суд г.Читы в составе:
Председательствующего судьи Попковой Н.А.
С участием помощника прокурора Золотарева И.В.
При секретаре Кутявиной Е.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г.Читы в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Город Чита», администрации Железнодорожного административного района городского округа «Город Чита» о возложении обязанности по устранению выступов канализационных люков, провалов асфальтового покрытия, просадки канализационного люка, установке крышки канализационного люка,
у с т а н о в и л :
Прокурор Железнодорожного района г.Читы обратился в суд с иском, указывая, что статьей 1 ФЗ «О безопасности дорожного движения» в качестве задачи определена охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог определяются ст.12 указанного закона, в соответствии с которой ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги (ч.2 ст.12 ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Одной из составляющих надлежащего содержания дорог является отсутствие выбоин, ям, просадок и иных повреждений на дорогах, что и обеспечивает безопасность дорожного движения.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования в границах городского округа.
Однако органы местного самоуправления не надлежаще исполняют возложенную на них обязанность по содержанию дорог по следующим основаниям.
Согласно п.3.1.1 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами движения скоростью.
К ведению органов местного самоуправления относится участок дороги, расположенный в ... по адресу: ..., перекресток ..., который не соответствует установленным требованиям и стандартам. На участке на проезжей части три канализационных люка расположены выше уровня проезжей части, что является нарушением п.3.1.1 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Неудовлетворительное состояние дорог отрицательно влияет на безопасность дорожного движения и создает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, повреждения их имущества.
Учитывая, что потерпевшим от дорожно-транспортного происшествия может стать любой гражданин, определить круг лиц, в интересах которых может быть заявлено требование прокурора невозможно, в связи с чем прокурор обращается в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц и просит обязать администрацию городского округа «Город Чита» и администрацию ... устранить выступы трех канализационных люков на проезжей части на участке дороги на перекрестке ....
Аналогичные иски поданы в суд с возложением обязанности устранить провал асфальтового покрытия перед канализационным люком на проезжей части на участке дороги по ..., возле дома №..., устранить просадку канализационного люка на проезжей части на участке дороги по ..., возле дома №..., устранить выступы двух канализационных люков на проезжей части на участке дороги по ..., возле дома №...; установить крышку канализационного люка на проезжей части на участке дороги по ..., возле дома №...; устранить просадку канализационного люка на проезжей части на участке дороги по ..., возле дома №...; устранить выступ железобетонной плиты с двумя канализационными колодцами на проезжей части на участке дороги по ..., возле дома №....
Судом иски прокурора объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
В судебном заседании помощник прокурора Золотарев И.В. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика администрации городского округа «Город Чита» Конюкова А.В. исковые требования не признала. При этом суду
пояснила, что следить за состоянием канализационных колодцев, люков на них, обязаны организации, в ведении которых находятся коммуникационные сети. Администрация городского округа «Город Чита» не может нести ответственность за то, что организации, обслуживающие канализационные сети и являющиеся собственниками данных сетей, не выполняют своих обязанностей.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено ОАО «...». Представитель ОАО «...» Кардаполов А.Н. исковые требования не признал. Суду пояснил, что доказательств нахождения в ведении ОАО «...» канализационных колодцев, указанных в исках прокурора, суду не представлено.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ определяет Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ от 10.12.1995г., действующий в редакции от 23.07.2010г.
В соответствии со ст.1 ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Обращаясь в суд с иском, прокурор Железнодорожного района г.Читы ссылается на то, что несоответствие участка дороги города Читы пункту 3.1.1 ГОСТа ..., отрицательно влияет на безопасность дорожного движения и создает опасность причинения вреда жизни и здоровью, повреждения имущества. Учитывая, что потерпевшим от дорожно-транспортного происшествия может стать любой гражданин, конкретизировать круг лиц, которым может быть причинен вред невозможно, прокурор правомерно обращается в суд в порядке ст.45 ГПК РФ.
В соответствии со ст.12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находится дорога.
Согласно п.3.1.1 ГОСТа ... «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной правилами движения скоростью.
Суду представлены акты обследования улично-дорожной сети, дорожных знаков и дорожной разметки Железнодорожного района г.Читы.
Из актов следует, что на участке дороги по ... железобетонная плита с двумя колодцами установлена выше уровня проезжей части; по ... (со стороны ...) два канализационных люка выше уровня проезжей части; по ... отсутствует крышка канализационного люка; на перекрестке ... - ... три канализационных люка установлены выше уровня проезжей части; по ... (ниже ...) провал асфальтового покрытия перед канализационным люком; по ... канализационный люк ниже уровня проезжей части.
Указанное является нарушением п.3.1.10 ГОСТа ....
Прокурор просит суд возложить обязанность по устранению выявленных нарушений на Администрацию городского округа «Город Чита» и на Администрацию Железнодорожного административного района городского округа «Город Чита».
Как было указано выше, в соответствии с нормами закона «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находится дорога.
В соответствии со ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ, в редакции от 27.07.2010г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст.13 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ (в редакции от 27.12.2009г.) «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
В соответствии со ст.3 Устава городского округа «Город Чита», в редакции решения Читинской городской Думы от 14.05.2009г., граница городского округа «Город Чита» - городская черта, определяющая территорию, в пределах которой осуществляется местное самоуправление.
Согласно ст.4 Устава территорию городского округа «Город Чита» составляют все земли в пределах городской черты независимо от форм собственности и целевого назначения.
Территория городского округа «Город Чита» разделена на четыре административных района: Железнодорожный, Ингодинский, Центральный, Черновский, не являющихся муниципальными образованиями. Поскольку в иске прокурора речь идет о дорогах, расположенной на территории Железнодорожного района, дороги относятся к муниципальным.
В силу ст.34 Устава городского округа «Город Чита» администрация городского округа «Город Чита» обеспечивает содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения.
Согласно ст.52 Устава городского округа «Город Чита» в собственности городского округа «Город Чита» находятся автомобильные дороги местного значения в границах городского округа, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу о возможности возложения обязанности по устранению выступов канализационных люков, провалов асфальтового покрытия, просадки канализационного люка, установке крышки канализационного люка, на муниципальное образование - городской округ «Город Чита».
В иске к Администрации Железнодорожного административного района городского округа «Город Чита» следует отказать, поскольку Железнодорожный административный район является лишь административным районом муниципального образования.
Доводы представителя администрации городского округа «Город Чита» о том, что обязанность, о возложении которой просит прокурор, должна быть возложена на организации, в чьем ведении находятся канализационные сети, суд во внимание не принимает, поскольку доказательств принадлежности канализационных люков именно конкретным организациям суду не представлено.
Кроме того, в обоснование исковых требований прокурор указывает на обязанность органов местного самоуправления по контролю за надлежащим состоянием дорог местного значения в связи с несоответствием покрытия проезжей части эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, а не по ненадлежащему состоянию канализационных люков.
Несмотря на передачу объектов жилищно-коммунального хозяйства в аренду обслуживающим организациям, обязанность, возложенная на администрацию городского округа «Город Чита», следить за целостностью дорожного покрытия автомобильных дорог и принимать меры по его восстановлению, не снимается.
В связи с вышеизложенным и поскольку к ОАО «...» прокурор требований не предъявляет, в иске к ОАО «...-...» должно быть отказано.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р е ш и л :
Исковые требования удовлетворить.
Возложить на Администрацию городского округа «Город Чита» обязанность:
устранить выступы трех канализационных люков на проезжей части на участке дороги на перекрестке ...; устранить провал асфальтового покрытия перед канализационным люком на проезжей части на участке дороги по ..., возле дома №...; устранить просадку канализационного люка на проезжей части на участке дороги по ..., возле дома №...; устранить выступы двух канализационных люков на проезжей части на участке дороги по ..., возле дома №...; установить крышку канализационного люка на проезжей части на участке дороги по ..., возле дома №...; устранить просадку канализационного люка на проезжей части на участке дороги по ..., возле дома №...; устранить выступ железобетонной плиты с двумя канализационными колодцами на проезжей части на участке дороги по ..., возле дома №...
В иске к Администрации Железнодорожного административного района городского округа «Город Чита», ОАО «...» отказать.
Решение может быть обжаловано либо на него может быть принесено представление в Забайкальский краевой суд через данный райсуд в течение 10 дней.
С у д ь я :