Дело № 2-710/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 20 апреля 2011 г. Железнодорожный районный суд г. Читы в составе председательствующего судьи Соломоновой Л.Н., с участием прокурора Золотарева И.В., при секретаре Кибиревой А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам прокурора Железнодорожного района г. Читы в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Железнодорожного административного района городского округа «Город Чита» и Администрации городского округа «Город Чита» о возложении обязанности нанести дорожную разметку, у с т а н о в и л : Прокурор Железнодорожного района г. Читы обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Железнодорожного района г. Читы и Администрации городского округа «Город Чита» о возложении обязанности нанести дорожную разметку 1.14.1 «Зебра» на участке дороги по ... возле ..., указывая, что в ведении органов местного самоуправления находится участок дороги, расположенный в ... по вышеуказанному адресу, который не соответствует установленным требованиям и стандартам, поскольку на участке данной дороги имеется износ дорожной разметки 1.14.1 «Зебра»; отсутствие дорожной разметки отрицательно влияет на безопасность дорожного движения и создает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, повреждения их имущества. Кроме того, прокурор Железнодорожного района г. Читы обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Железнодорожного района г. Читы и Администрации городского округа «Город Чита» о возложении обязанности нанести дорожную разметку 1.14.1 «Зебра» на участке дороги по ... возле ..., по аналогичным основаниям. Кроме того, прокурор Железнодорожного района г. Читы обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Железнодорожного района г. Читы и Администрации городского округа «Город Чита» о возложении обязанности нанести дорожную разметку 1.14.1 «Зебра» на участке дороги по ... возле путепровода, по аналогичным основаниям. Кроме того, прокурор Железнодорожного района г. Читы обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Железнодорожного района г. Читы и Администрации городского округа «Город Чита» о возложении обязанности нанести дорожную разметку 1.14.1 «Зебра» на участке дороги по проспекту ... ..., по аналогичным основаниям. Прокурор также просил обязать ответчиков обеспечить видимость дорожных знаков 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход» на данном участке дороге, указывая, что указанные дорожные знаки закрыты ветвями деревьев. Кроме того, прокурор Железнодорожного района г. Читы обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Железнодорожного района г. Читы и Администрации городского округа «Город Чита» о возложении обязанности нанести дорожную разметку 1.14.1 «Зебра» на перекрестке улиц ... и ..., по аналогичным основаниям. Кроме того, прокурор Железнодорожного района г. Читы обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Железнодорожного района г. Читы и Администрации городского округа «Город Чита» о возложении обязанности нанести дорожную разметку 1.14.1 «Зебра» на перекрестке улиц ... и ..., по аналогичным основаниям. Кроме того, прокурор Железнодорожного района г. Читы обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Железнодорожного района г. Читы и Администрации городского округа «Город Чита» о возложении обязанности нанести дорожную разметку 1.14.1 «Зебра» на участке дороги по проспекту ... ..., по аналогичным основаниям. Кроме того, прокурор Железнодорожного района г. Читы обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Железнодорожного района г. Читы и Администрации городского округа «Город Чита» о возложении обязанности нанести дорожную разметку 1.14.1 «Зебра» на участке дороги по ... возле ..., по аналогичным основаниям. Кроме того, прокурор Железнодорожного района г. Читы обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Железнодорожного района г. Читы и Администрации городского округа «Город Чита» о возложении обязанности нанести дорожную разметку 1.14.1 «Зебра» на перекрестке улиц ... и ..., по аналогичным основаниям. Определением судьи все вышеуказанные исковые заявления были объединены в одно производство для совместного рассмотрения. В судебном заседании прокурор Золотарев И.В. заявленные исковые требования поддержал. Представитель Администрации Железнодорожного административного района городского округа «Город Чита» просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что администрация района является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Представитель Администрации городского округа «Город Чита» просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменном отзыве иск не признал, указав, что износ дорожной разметки очень высок, нанесение разметки согласовывается с органами ГИБДД, ... органу местного самоуправления выдано предписание об устранении недостатков в срок до 1 июня, поскольку дорожная разметка наносится при температуре от +5 до +35 градусов по Цельсию, при влажности не более 85%, кроме того, поверхность дорожного покрытия при нанесении краски должна быть очищена и высушена; на основании заключенного ... муниципального контракта с ГУ СМЭУ ... разметка будет наноситься в теплый период времени, при достижении соответствующего температурного режима и влажности; прокурором у Администрации не была запрошена необходимая информация, не доказано виновное действие либо бездействие. Заслушав объяснения прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими; они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ определяет Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», в соответствии со ст. 1 которого задачами данного закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Согласно ст. 5 вышеуказанного Федерального закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяются актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги. Согласно п. 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» разметку 1.14.1 и 1.14.2 применяют для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами. В силу п. 4.3 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» знаки и светофоры размещают таким образом, чтобы они воспринимались только участниками движения, для которых они предназначены, и не были закрыты какими-либо препятствиями (рекламой, зелеными насаждениями, опорами наружного освещения и т.п.), обеспечивали удобство эксплуатации и уменьшали вероятность их повреждения. В судебном заседании установлено, что на всех участках дорог, названных прокурором Железнодорожного района г. Читы в вышеизложенных исковых заявлениях, имеется износ дорожной разметки 1.14.1 «Зебра», что не соответствует установленным требованиям и стандартам, в частности ГОСТу Р 52289-2004. Кроме того, на участке дороги по ... возле ... не обеспечена видимость дорожных знаков 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход», поскольку они закрыты ветвями деревьев, что также не соответствует ГОСТу Р 52289-2004. Указанные обстоятельства подтверждены актом комплексного обследования пешеходных переходов, расположенных в г. Чите, от 18.03.2011 г. Данное доказательство подтверждает доводы прокурора о том, что отсутствие дорожной разметки и необеспечение видимости дорожных знаков на указанных в исковых заявлениях участках дорог отрицательно влияет на безопасность дорожного движения и создает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, повреждения их имущества. Доказательств, опровергающих вышеизложенные доводы прокурора, ответчиками суду не представлено. Возражения представителя Администрации городского округа «Город Чита» связаны только с невозможностью исполнения исковых требований до наступления периода с положительной температурой воздуха и необходимой для нанесения разметки влажностью. По мнению суда, обязанность по нанесению дорожной разметки и обеспечению видимости дорожных знаков на перечисленных в исковых заявлениях прокурора участках дорог лежит на Администрации городского округа «Город Чита», по следующим, кроме вышеизложенных, основаниям. В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения. Согласно ст. 12 данного Федерального закона местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских, сельских поселениях и на иных территориях. Территории муниципальных образований - городов, поселков, станиц, районов, сельских округов и других муниципальных образований - устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ с учетом исторических и местных традиций. Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения. В соответствии со ст. 3 Устава городского округа «Город Чита» граница городского округа «Город Чита» - городская черта, определяющая территорию, в пределах которой осуществляется местное самоуправление. Согласно ст. 4 данного Устава территорию городского округа «Город Чита» составляют все земли в пределах городской черты независимо от форм собственности и целевого назначения. Территория городского округа «Город Чита» разделена на четыре административных района: Железнодорожный, Ингодинский, Центральный, Черновский, не являющихся муниципальными образованиями. Таким образом, все вышеперечисленные в исковых заявлениях прокурора участки дорог, расположенные на территории Железнодорожного административного района городского округа «Город Чита», относятся к муниципальным землям. В соответствии со ст. 5 Устава городского округа «Город Чита» к вопросам местного значения городского округа «Город Чита» относится формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа «Город Чита» и контроль за его исполнением; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий и области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ; обеспечение содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в городском округе, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения. Согласно ст. 52 данного Устава автомобильные дороги местного значения в границах городского округа находятся в собственности городского округа «Город Чита». В соответствии со ст. 34 указанного Устава к полномочиям Администрации городского округа «Город Чита» относится обеспечение содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования в городском округе. На основании вышеизложенного, принимая во внимание, что в судебном заседании установлен факт ненадлежащего исполнения Администрацией городского округа «Город Чита» возложенных на нее обязанностей по надлежащему содержанию вышеизложенных в исковых заявлениях участков автомобильных дорог на территории Железнодорожного административного района городского округа «Город Чита», суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора, заявленные к Администрации городского округа «Город Чита», которая является надлежащим ответчиком по данному делу. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что именно на Администрацию городского округа «Город Чита» необходимо возложить обязанность по нанесению дорожной разметки и обеспечению видимости дорожных знаков на вышеперечисленных участках дорог, расположенных в Железнодорожном административном районе г. Читы. Следовательно, в удовлетворении исковых требований, заявленных к Администрации Железнодорожного административного района городского округа «Город Чита», должно быть отказано. Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Читы удовлетворить частично. Обязать Администрацию городского округа «Город Чита» нанести дорожную разметку 1.14.1 «Зебра» на следующих участках дорог, расположенных в Железнодорожном административном районе г. Читы: перекресток ... и ...; перекресток улиц ... и ...; перекресток улиц Комсомольская, 107 и Набережная; ... возле ...; ... возле ...; ... возле ...; ... возле путепровода и возле домов №№ 4, 16. Обязать Администрацию городского округа «Город Чита» обеспечить видимость дорожных знаков 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход» на участке дороги по ... возле .... В удовлетворении исковых требований, заявленных к Администрации Железнодорожного административного района городского округа «Город Чита», отказать. Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Читы в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда. Судья Л. Н. Соломонова