Решение о возложении обязанности установить дорожные знаки на участках дорог



                                                     Р Е Ш Е Н И Е

                                      Именем Российской Федерации

                                     16 мая 2011г.Железнодорожный районный суд г.Читы в составе:

Председательствующего судьи Попковой Н.А.

С участием заместителя прокурора Железнодорожного района г.Читы Черкас И.В.

При секретаре Зарубиной И.З.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам прокурора Железнодорожного района г.Читы к администрации Железнодорожного административного района городского округа «Город Чита», администрации городского округа «Город Чита» о возложении обязанности установить дорожные знаки на участках дорог в Железнодорожном районе г.Читы,

                                                у с т а н о в и л :

Прокурор Железнодорожного района г.Читы обратился в суд с иском, указывая, что в соответствии со ст.1 ФЗ «О безопасности дорожного движения» в качестве задачи определена охрана жизни, здоровья и имущества граждан, общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог определяются ст.12 указанного Закона, в соответствии с которой ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Одной из составляющих надлежащего содержания дорог является наличие установленных ГОСТом разметок, знаков, пешеходных переходов, необходимых для безопасности дорожного движения.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования в границах городского округа.

Однако органы местного самоуправления ненадлежащим образом исполняют возложенную на них обязанность по надлежащему содержанию дорог.

К ведению органов местного самоуправления относится участок дороги, расположенный в Железнодорожном районе г.Читы по адресу: ... (МДОУ «Детский сад №3»), на котором отсутствуют дорожные знаки, предусмотренные ГОСТом, а именно знаки 5.16.1, 5.16.2 «Пешеходный переход», 1.23 «Дети», что является нарушением п.4.1.1 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Учитывая, что потерпевшим от дорожно-транспортного происшествия может стать любой гражданин, в связи с чем определить круг лиц, в интересах которого может быть заявлено требование прокурора, невозможно, прокурор обращается в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц и просит возложить на администрацию городского округа «Город Чита», администрацию Железнодорожного района г.Читы обязанность установить дорожные знаки 5.16.1, 5.16.2 «Пешеходный переход», 1.23 «Дети» на участке дороги по ... в ... (МДОУ «Детский сад №3»).

Аналогичные иски поданы в суд с возложением обязанности установить дорожные знаки 5.16.1, 5.16.2 «Пешеходный переход», 1.23 «Дети» на участке дороги по ... (МДОУ «Детский сад №9»); на участке дороги по ... (МДОУ «Детский сад №12»); на участке дороги по ... (МДОУ «Детский сад №14»); на участке дороги по ... (ЧОУ «...»).

Судом иски прокурора объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

В судебном заседании заместитель прокурора Черкас И.В. исковые требования поддержал.

Ответчики администрация городского округа «Город Чита», администрация Железнодорожного административного района городского округа «Город Чита» надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в суд не явились, об уважительности причин неявки в судебное заседание не сообщили, в связи с чем суд приступает к рассмотрению дела в отсутствие представителей ответчиков.

Выслушав заместителя прокурора Черкас И.В., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ определяет Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ от 10.12.1995г., действующий в редакции от 23.07.2010г.

В соответствии со ст.1 ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В соответствии со ст.12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Согласно п.п. 4.1.1, 4.2.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией. Разметку автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов следует выполнять по ГОСТ 13508 и наносить в соответствии с ГОСТ 23457 и утвержденными схемами.

В силу п.п. 5.2.22, 5.2.24, 5.2.25 «Правил применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств. Национальный стандарт Российской Федерации», утвержденных приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004г. №120-ст, знак 1.23 "Дети" устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов. Знак 1.22 "Пешеходный переход" устанавливают вне населенных пунктов перед всеми нерегулируемыми наземными пешеходными переходами, а в населенных пунктах - перед переходами, расстояние видимости которых менее 150 м.

Знак допускается не устанавливать перед переходами, расположенными на перекрестках.

Необходимость наличия дорожных знаков на участках дорог, указанных в исках прокурора, подтверждается актом обследования наличия дорожных знаков в районе образовательных учреждений, расположенных в Железнодорожном районе г.Читы от 07 февраля 2011г., составленного и.о.начальника ОГИБДД МОБ УВД по г.Чите подполковником милиции К.В.Аю

Каких-либо возражений, относительно необходимости установки дорожных знаков, ответчики в суд не представили.

Как было указано выше, в соответствии с нормами закона «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находится дорога.

В соответствии со ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ, в редакции от 27.07.2010г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст.13 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ (в редакции от 27.12.2009г.) «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

В соответствии со ст.3 Устава городского округа «Город Чита», в редакции решения Читинской городской Думы от 14.05.2009г., граница городского округа «Город Чита» - городская черта, определяющая территорию, в пределах которой осуществляется местное самоуправление.

Согласно ст.4 Устава территорию городского округа «Город Чита» составляют все земли в пределах городской черты независимо от форм собственности и целевого назначения.

Территория городского округа «Город Чита» разделена на четыре административных района: Железнодорожный, Ингодинский, Центральный, Черновский, не являющихся муниципальными образованиями. Поскольку в иске прокурора речь идет о дорогах, расположенной на территории Железнодорожного района, дороги относятся к муниципальным.

В силу ст.34 Устава городского округа «Город Чита» администрация городского округа «Город Чита» обеспечивает содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения.

Согласно ст.52 Устава городского округа «Город Чита» в собственности городского округа «Город Чита» находятся автомобильные дороги местного значения в границах городского округа, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу о возможности возложения обязанности по установке дорожных знаков 1.22 «Пешеходный переход», 1.23 «Дети» на муниципальное образование - городской округ «Город Чита». Знаки 5.16.1, 5.16.2 «Пешеходный переход» указаны не верно.

В иске к Администрации Железнодорожного административного района городского округа «Город Чита» следует отказать, поскольку Железнодорожный административный район является лишь административным районом муниципального образования.

                   Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

                                               Р е ш и л :

Исковые требования удовлетворить.

Возложить на Администрацию городского округа «Город Чита» обязанность:

установить дорожные знаки 1.22 «Пешеходный переход», 1.23 «Дети» на участке дороги по ... в ... (МДОУ «Детский сад №3»); установить дорожные знаки 1.22 «Пешеходный переход», 1.23 «Дети» на участке дороги по ... (МДОУ «Детский сад №9»); установить дорожные знаки 1.22 «Пешеходный переход», 1.23 «Дети» на участке дороги по ... (МДОУ «Детский сад №12»); установить дорожный знак ....23 «Дети» на участке дороги по ... (МДОУ «Детский сад №14»); установить дорожный знак ....23 «Дети» на участке дороги по ... (ЧОУ «... ...»).

В иске к Администрации Железнодорожного административного района городского округа «Город Чита», отказать.

Решение может быть обжаловано либо на него может быть принесено представление в Забайкальский краевой суд через данный райсуд в течение 10 дней.

                                              С у д ь я :