Решение по иску о возложении обязанности по устранению выбоин на проезжей части



                                                  Р Е Ш Е Н И Е

                                   Именем Российской Федерации

07 июня 2011г.

Железнодорожный районный суд г.Читы в составе:

Председательствующего судьи Попковой Н.А.

С участием помощника прокурора Панкова А.В.

При секретаре Макаровой М.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г.Читы в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Город Чита», администрации Железнодорожного административного района городского округа «Город Чита» о возложении обязанности по устранению выбоин на проезжей части,

                                                   у с т а н о в и л :

Прокурор Железнодорожного района г.Читы обратился в суд с иском, указывая, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Бугаенко Д.М. по вопросу неисполнения решения суда о возложении на администрацию городского округа «Город Чита» обязанности восстановить дорожное покрытие на участке дороги в районе Детской железной дороги.

При проверке установлено, что на исполнении в Железнодорожном РОСП г.Читы УФССП России по Забайкальскому краю находилось исполнительное производство о возложении на администрацию городского округа «Город Чита» обязанности устранить провалы, выбоины, ямы и сужения дорожного полотна на участке дороги ... в районе ... в Железнодорожном административном районе г.Читы.

29.09.2010г. данное исполнительное производство окончено в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа.

По поручению прокуратуры района старшим госинспектором ОД и ДИ отдела ГИБДД МОБ УВД по ... И.С.Г. проведено обследование участка дороги, расположенного по ... в ... в районе «Малой железной дороги». В соответствии с актом обследования от 04.05.2011г. на данном участке дороги имеются выбоины и иные повреждения, затрудняющие движения транспортных средств, что является нарушением п.3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы.     

Статьей 1 ФЗ «О безопасности дорожного движения» в качестве задачи определена охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог определяются ст.12 указанного закона, в соответствии с которой ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Обязанность по обеспечению соответствия дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги (ч.2 ст.12 ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Одной из составляющих надлежащего содержания дорог является отсутствие выбоин, ям, просадок и иных повреждений на дорогах, что и обеспечивает безопасность дорожного движения.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования в границах городского округа.

Однако органы местного самоуправления не надлежаще исполняют возложенную на них обязанность по содержанию дорог.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Неудовлетворительное состояние дорог отрицательно влияет на безопасность дорожного движения и создает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, повреждения их имущества.

Учитывая, что потерпевшим от дорожно-транспортного происшествия может стать любой гражданин, определить круг лиц, в интересах которых может быть заявлено требование прокурора невозможно, в связи с чем прокурор обращается в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц и просит обязать администрацию городского округа «Город Чита» и администрацию Железнодорожного района г.Читы устранить выбоины и иные повреждения на участке дороги по ... в районе «Малой железной дороги» в г.Чите.

В судебном заседании помощник прокурора Панков А.В. исковые требования поддержал.

Ответчики администрация городского округа «Город Чита», администрация Железнодорожного административного района городского округа «Город Чита» надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в суд не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, в связи с чем суд приступает к рассмотрению дела в их отсутствие.

Выслушав помощника прокурора Панкова А.В., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ определяет Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ от 10.12.1995г., действующий в редакции от 23.07.2010г.

В соответствии со ст.1 ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Обращаясь в суд с иском, прокурор Железнодорожного района г.Читы ссылается на то, что несоответствие участка дороги города Читы пункту 3.1.1 ГОСТа 50597-93, отрицательно влияет на безопасность дорожного движения и создает опасность причинения вреда жизни и здоровью, повреждения имущества. Учитывая, что потерпевшим от дорожно-транспортного происшествия может стать любой гражданин, конкретизировать круг лиц, которым может быть причинен вред невозможно, прокурор правомерно обращается в суд в порядке ст.45 ГПК РФ.

В соответствии со ст.12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находится дорога.

Согласно п.3.1.1 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной правилами движения скоростью.

Из акта обследования участка дороги в районе «Малой железной дороги» по ... от 4 мая 2011г., составленного ст.инспектором отделения ОД и ДИ отдела ГИБДД МОБ УВД по ... И.С.Г. следует, что дорога, проходящая в районе Малой железной дороги по ... имеет выбоины и иные повреждения, затрудняющие движение транспортных средств в нарушении п.3.1.1 ГОСТ Р 50597-93.        

Прокурор просит суд возложить обязанность по устранению выявленных нарушений на Администрацию городского округа «Город Чита» и на Администрацию Железнодорожного административного района городского округа «Город Чита».

Как было указано выше, в соответствии с нормами закона «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению

соответствия дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находится дорога.

В соответствии со ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ, в редакции от 27.07.2010г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст.13 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ (в редакции от 27.12.2009г.) «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.

В соответствии со ст.3 Устава городского округа «Город Чита», в редакции решения Читинской городской Думы от 14.05.2009г., граница городского округа «Город Чита» - городская черта, определяющая территорию, в пределах которой осуществляется местное самоуправление.

Согласно ст.4 Устава территорию городского округа «Город Чита» составляют все земли в пределах городской черты независимо от форм собственности и целевого назначения.

Территория городского округа «Город Чита» разделена на четыре административных района: Железнодорожный, Ингодинский, Центральный, Черновский, не являющихся муниципальными образованиями. Поскольку в иске прокурора речь идет о дороге, расположенной на территории Железнодорожного района, дорога относится к муниципальной.

В силу ст.34 Устава городского округа «Город Чита» администрация городского округа «Город Чита» обеспечивает содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения.

Согласно ст.52 Устава городского округа «Город Чита» в собственности городского округа «Город Чита» находятся автомобильные дороги местного значения в границах городского округа, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу о возможности возложения обязанности по устранению выбоин и просадок на проезжей части дороги на муниципальное образование - Администрацию городского округа «Город Чита».

В иске к Администрации Железнодорожного административного района городского округа «Город Чита» следует отказать, поскольку Железнодорожный административный район городского округа «Город

Чита» является лишь административным районом муниципального образования.

                   Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

                                               Р е ш и л :

Исковые требования удовлетворить.

Возложить на Администрацию городского округа «Город Чита» обязанность устранить выбоины и иные повреждения дорожного покрытия на участке дороги по ..., в районе «Малой железной дороги» в г.Чите.

В иске к Администрации Железнодорожного административного района городского округа «Город Чита» отказать.

Решение может быть обжаловано либо на него может быть принесено представление в Забайкальский краевой суд через данный райсуд в течение 10 дней.

                                              С у д ь я :