Дело № 2-731/2011 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 апреля 2011г. Железнодорожный районный суд г.Читы в составе председательствующего судьи Ловкачевой Т.И. с участием помощника прокурора Железнодорожного района г.Читы Игнатович М.В.при секретаре Кузнецовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г.Читы к Администрации Железнодорожного района г.Читы, Администрации ГО «Город Чита» о возложении обязанности оборудовать участки дороги наружным искусственным освещением, у с т а н о в и л: Прокурор Железнодорожного района г.Читы обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в нарушение правил ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» участки дороги в г.Чите по <адрес>, возле дома №, <адрес>, возле дома №, <адрес>, возле дома №, на перекрестке <адрес>, <адрес> около СОШ №, ул.<адрес>, возле дома № (СОШ №), на перекрестке улиц <адрес> и <адрес> ул. <адрес>, возле дома №, <адрес>, возле дома № не оснащены наружным искусственным освещением, в то время как содержание и строительство железных дорог общего пользования в границах городского округа относятся к вопросам местного значения городского округа. В судебном заседании помощник прокурора поддержал заявленные требования. Представитель Администрации Железнодорожного района г.Читы в своем заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель Администрации ГО «Город Чита» просил отложить рассмотрение дела с непонятной мотивацией, но в связи с отсутствием доказательств уважительной причины неявки в суд представителя данного ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, в удовлетворении ходатайства отказано, и дело рассматривается в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ. Выслушав пояснения помощника прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Обращаясь в суд с иском, прокурор ссылается на то, что из-за отсутствия освещения ухудшается и ограничивается видимость дорожной разметки, знаков, пешеходов и транспортных средств, что создает угрозу аварийных ситуаций на дороге. Учитывая то, что потерпевшим от дорожно-транспортного происшествия может стать любой гражданин, прокурор вправе был обратиться в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц. Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяет Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» N 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года в ред. Федеральных законов от 02.03.1999 N 41-ФЗ, от 25.04.2002 N 41-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ. В соответствии со ст. 1 этого Закона задачами настоящего Федерального закона является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. В соответствии со ст. 3 этого же Закона приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения являются основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения. Согласно ст. 5 этого же закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий. В соответствии с ч.4 ст. 6 Закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации в соответствии со ст. 12 указанного Закона должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги. Согласно п.4.6 ГОСТа ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк. Переключение освещения транспортных тоннелей с дневного на ночной режим и обратно следует проводить при достижении естественной освещенности 100 лк. Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим. Допускается частичное ( до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел./ч. и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед./ч. Отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения. Представленным прокурором актом от 18.03.2011 комплексного обследования пешеходных переходов, расположенных в г.Чите, подтвержден факт отсутствия наружного освещения на указанных участках дороги в г.Чите. Учитывая то, что акт составлен в соответствии со ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения», суд считает установленным факт несоответствия указанных участков дороги в г.Чите ГОСТу на дату составления акта. В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 154-ФЗ от 28.08.1995г. в ред. Федеральных законов от 22.04.1996 N 38-ФЗ, от 26.11.1996 N 141-ФЗ, от 17.03.1997 N 55-ФЗ, от 04.08.2000 N 107-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 07.07.2003 N 123-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 21.07.2005 N 97-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ, муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения относится к вопросам местного значения. Согласно ст. 12 этого Закона местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и на иных территориях. Территории муниципальных образований - городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований - устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций. Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения. Статьей 3 Устава городского округа «Город Чита» установлено, что граница городского округа "Город Чита" - городская черта, определяющая территорию, в пределах которой осуществляется местное самоуправление. В соответствии со ст. 4 Устава ГО «Город Чита» территорию городского округа "Город Чита" составляют все земли в пределах городской черты независимо от форм собственности и целевого назначения. Территория городского округа "Город Чита" разделена на четыре административных района: Железнодорожный, Ингодинский, Центральный, Черновский, не являющихся муниципальными образованиями. В соответствии с п.п. 1, 5 ч.1 ст. 5 Устава к вопросам местного значения городского округа "Город Чита" относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа "Город Чита" и контроль за его исполнением; содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа "Город Чита", за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения. В соответствии со ст. 52 Устава автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания, находятся в собственности городского округа "Город Чита". В соответствии с ч.4 ст. 34 Устава к полномочиям администрации городского округа в сфере строительства, транспорта и связи городского округа относится обеспечение содержания и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в городском округе, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что перечисленные выше участки являются дорогой федерального или регионального значения. Учитывая установленные обстоятельства, суд считает доводы прокурора о возложении обязанности по приведению в соответствие с требованиями ГОСТа в части искусственного освещения вышеназванных участков муниципальной дороги на Администрацию ГО «Город Чита» обоснованными. Доказательств того, что Администрация Железнодорожного района г.Читы является надлежащим ответчиком по данному делу, суду не представлено.Положением об администрации Железнодорожного административного района городского округа «Город Чита», утв. Решением Думы городского округа "Город Чита" от 30 октября 2008 г. N 182, не предусмотрены полномочия администрации Железнодорожного административного района по содержанию муниципальных дорог. Следовательно, требования прокурора в отношении Администрации ГО «Город Чита подлежат удовлетворению, а в удовлетворении требований к Администрации Железнодорожного района г.Читы следует отказать, как к ненадлежащему ответчику. Руководствуясь ст.ст. 194-198, 203 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования прокурора Железнодорожного района г.Читы удовлетворить. Обязать Администрацию городского округа «Город Чита» оборудовать наружным искусственным освещением участки дороги, расположенные в г.Чите по <адрес>, возле дома №, <адрес>, возле дома №, <адрес>, возле дома №, на перекрестке <адрес>, <адрес> около СОШ №, <адрес>, возле дома № (СОШ №), на перекрестке <адрес>, <адрес>, возле дома №, <адрес>, возле дома №. В удовлетворении исковых требований к Администрации Железнодорожного района г.Читы отказать. Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через райсуд в течение 10 дней. Судья Т.И.Ловкачева