решение по иску о возложении обязанности установить дорожные знаки



Дело № 2-793/2011

                                      Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 мая 2011г. Железнодорожный районный суд г.Читы в составе председательствующего судьи Ловкачевой Т.И. с участием заместителя прокурора Железнодорожного района г.Читы Черкас И.В. при секретаре Кузнецовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г.Читы к Администрации Железнодорожного района г.Читы, Администрации ГО «Город Чита» о возложении обязанности установить дорожные знаки,

у с т а н о в и л:

Прокурор Железнодорожного района г.Читы обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в нарушение правил ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» участки дороги в Железнодорожном административном районе г.Читы по <адрес> (МОУ «СОШ» ), по <адрес> (МОШИ «НОШИ ), по <адрес> (МДОУ «Детский сад »), не оборудованы дорожными знаками 5.16.1, 5.16.2 «Пешеходный переход», 1.23 «Дети», а участки дороги по <адрес> (МДОУ «Детский сад »), <адрес> (МДОУ «Детский сад ») не оборудованы дорожным знаком 1.23 «Дети», в то время как обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам и техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

В судебном заседании заместитель прокурора поддержал заявленные требования, пояснив, что по поручению прокуратуры ОГИБДД МОБ УВД по г.Чите обследовал указанные участки на предмет наличия указанных знаков и составил акт об их отсутствии, что в иске допущена опечатка в номере знаков «Пешеходный переход»: указано 5.16.1, 5.16.2, в то время как это знаки 5.19.1,5.19.2.

Представители Администрации Железнодорожного района г.Читы, Администрации ГО «Город Чита» в своих заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав пояснения заместителя прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Обращаясь в суд с исками, прокурор ссылается на то, что отсутствие дорожных знаков отрицательно влияет на безопасность дорожного движения, создает опасность причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга граждан, в том числе детей, их имущества.

Учитывая то, что потерпевшим от дорожно-транспортного происшествия может стать любой гражданин, прокурор вправе был обратиться в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяет Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» N 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года в ред. Федеральных законов от 02.03.1999 N 41-ФЗ, от 25.04.2002 N 41-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ.

В соответствии со ст. 1 этого Закона задачами настоящего Федерального закона является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В соответствии со ст. 3 этого же Закона приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения являются основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно ст. 5 этого же закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий.

В соответствии с ч.4 ст. 6 Закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации в соответствии со ст. 12 указанного Закона должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

Согласно п.4.1.1 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.

Согласно п. 5.2.25 Правил применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств, утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст (ред. от 12.11.2010), знак 1.23 "Дети" устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов. Согласно п. 5.6.24 этих же Правил знаки 5.19.1 и 5.19.2 "Пешеходный переход" применяют для обозначения мест, выделенных для перехода пешеходов через дорогу. Знак 5.19.1 устанавливают справа от дороги, знак 5.19.2 - слева. На дорогах с разделительной полосой (полосами) знаки 5.19.1 и 5.19.2 устанавливают на разделительной полосе соответственно справа или слева от каждой проезжей части. При отсутствии на переходе разметки 1.14 знак 5.19.1 устанавливают на ближней границе перехода относительно приближающихся транспортных средств, знак 5.19.2 - на дальней. Ширину неразмеченного пешеходного перехода, заключенного между знаками, определяют по 6.2.17. Знаки на размеченном пешеходном переходе устанавливают на расстоянии не более 1 м от границы перехода. Знак 5.19.2 допускается размещать на оборотной стороне знака 5.19.1.

Представленным прокурором актом обследования наличия дорожных знаков в районе образовательных учреждений, расположенных в Железнодорожном районе г.Читы от 07.02.2011, составленным госинспектором дорожного надзора ОГИБДД МОБ УВД по г.Чите Б. А.Ю. и подписанным и.о. начальника ОГИБДД МОБ УВД по г.Чите В.А.К., подтвержден факт отсутствия указанных знаков на указанных участках дороги.

Представитель Администрации ГО «Город Чита» в своем отзыве ссылается на то, что акт составлен с нарушением требований ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения», однако, суд, выехав на указанные участки дороги, убедился в отсутствии на них указанных выше знаков.

Следовательно, данный факт судом установлен.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 154-ФЗ от 28.08.1995г. в ред. Федеральных законов от 22.04.1996 N 38-ФЗ, от 26.11.1996 N 141-ФЗ, от 17.03.1997 N 55-ФЗ, от 04.08.2000 N 107-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 07.07.2003 N 123-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 21.07.2005 N 97-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ, муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения относится к вопросам местного значения.

Согласно ст. 12 этого Закона местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и на иных территориях. Территории муниципальных образований - городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований - устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций. Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.

Статьей 3 Устава городского округа «Город Чита» установлено, что граница городского округа "Город Чита" - городская черта, определяющая территорию, в пределах которой осуществляется местное самоуправление. В соответствии со ст. 4 Устава ГО «Город Чита» территорию городского округа "Город Чита" составляют все земли в пределах городской черты независимо от форм собственности и целевого назначения. Территория городского округа "Город Чита" разделена на четыре административных района: Железнодорожный, Ингодинский, Центральный, Черновский, не являющихся муниципальными образованиями.

В соответствии с п.п. 1, 5 ч.1 ст. 5 Устава к вопросам местного значения городского округа "Город Чита" относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа "Город Чита" и контроль за его исполнением; содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа "Город Чита", за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.

В соответствии со ст. 52 Устава автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания, находятся в собственности городского округа "Город Чита".

В соответствии с ч.4 ст. 34 Устава к полномочиям администрации городского округа в сфере строительства, транспорта и связи городского округа относится обеспечение содержания и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в городском округе, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что перечисленные выше участки являются дорогами федерального или регионального значения.

Учитывая установленные обстоятельства, суд считает доводы прокурора о возложении обязанности по установке указанных знаков на вышеназванных участках муниципальной дороги на Администрацию ГО «Город Чита» обоснованными.

Доказательств того, что Администрация Железнодорожного района г.Читы является надлежащим ответчиком по данному делу, суду не представлено.Положением об администрации Железнодорожного административного района городского округа «Город Чита», утв. Решением Думы городского округа "Город Чита" от 30 октября 2008 г. N 182, не предусмотрены полномочия администрации Железнодорожного административного района по содержанию муниципальных дорог.

Следовательно, требования прокурора в отношении Администрации ГО «Город Чита» подлежат удовлетворению, а в удовлетворении требований к Администрации Железнодорожного района г.Читы следует отказать, как к ненадлежащему ответчику.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 203 ГПК РФ, суд

           р е ш и л:

Исковые требования прокурора Железнодорожного района г.Читы к Администрации ГО «Город Чита» удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа «Город Чита» установить на участках дороги в Железнодорожном административном районе г.Читы по <адрес> (МОУ «СОШ» ), по <адрес> (МОШИ «НОШИ ), по <адрес> (МДОУ «Детский сад ») дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход», 1.23 «Дети», а на участках дороги по <адрес> (МДОУ «Детский сад № »), <адрес> (МДОУ «Детский сад ») установить дорожные знаки 1.23 «Дети».

В удовлетворении исковых требований к Администрации Железнодорожного района г.Читы отказать.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через райсуд в течение 10 дней.

Судья       Т.И.Ловкачева