решение по иску о признании права собственности на жилое помещение



                                                            Р Е Ш Е Н И Е

                                             Именем Российской Федерации05 сентября 2011г.Железнодорожный районный суд г.Читы в составе:

Председательствующего судьи Попковой Н.А.

При секретаре Ивановой О.О.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сгибневой В.Ю. к администрации городского округа «Город Чита» о признании права собственности на жилое помещение,

                                                     у с т а н о в и л :

Сгибнева В.Ю., по доверенности от которой действует Стасько Е.Л., обратилась в суд с иском, указывая, что она с семьей, состоящей из 2-х человек была вселена в жилое помещение ... общежития, расположенного по ... на основании направления начальника Управления Забайкальской железной дороги в октябре 2001г.

С ... она работала в Управлении железной дороги, где продолжает трудиться до настоящего времени.

Общежитие являлось собственностью ОАО «...» с 2004г.

До создания ОАО «...» данное общежитие находилось в федеральной собственности, следовательно, она пользуется квартирой в общежитии по договору социального найма.

В соответствии со ст.7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» общежития, которые принадлежали государственным и муниципальным предприятиям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежития в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и были переданы в иную форму собственности, утрачивают статус общежитий в силу закона, поэтому к ним не применяются положения ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», запрещающие приватизацию жилых помещений в общежитиях.

В связи с этим, истица Сгибнева В.Ю. просит суд признать за ней право собственности на жилое помещение ..., общей площадью 31.2кв.м., расположенное по адресу: ... в порядке приватизации.

В судебное заседание истица Сгибнева В.Ю. не явилась, просит рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель истцы Стасько Е.Л. исковые требования поддержала.     

От представителя ответчика Б. А.А. в канцелярию суда поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации городского округа «Город Чита».

Выслушав представителя истицы Стасько Е.Л., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании отношения заместителя начальника дороги С. А.Ф. на имя начальника Читинской дистанции гражданских сооружений, Сгибневой В.Ю. выделена для проживания комната ... в общежитии по ... в ....

Согласно поквартирной карточке по адресу: ..., ..., ... зарегистрированы Сгибнева В.Ю. с ... и дочь Я.К.В., ....р. с ...

Согласно сведений из паспорта Яковлевой К.В., последняя снята с регистрационного учета по вышеуказанному адресу ... и зарегистрирована с ... по адресу: ...; с указанного адреса снята с регистрационного учета ... и зарегистрирована с ... по адресу: ....

В соответствии со ст.7 ФЗ от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», в редакции от 28.05.2010г., к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.

Из указанной статьи следует, что общежития, которые ранее принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда, не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст.2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В силу ст.2 Закона РФ от 04.07.1991г. №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Во исполнение ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» Постановлением Правительства РФ №585 от 18.09.03г. учреждено ОАО «...», в состав которого в качестве филиала включена Забайкальская ....

В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" (с 23 декабря 1992 года Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации") жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежал приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.

Федеральным законом от 23 декабря 1992 года N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" устанавливался запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.

Норма, содержащая запрет на приватизацию в составе имущественного комплекса унитарного предприятия жилищного фонда и объектов его инфраструктуры, установлена и в статье 30 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".

В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

Поэтому включение жилого дома государственного или муниципального предприятия в состав приватизируемого имущества не должно влиять на права граждан, вселившихся и проживавших в данных жилых помещениях до приватизации, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28.07.2009г. ...).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2011г. ...-...) государство должно гарантировать равенство прав граждан, находящихся в одинаковых условиях, в данном случае - проживающих на законных основаниях в жилых домах, ранее использовавшихся в качестве общежитий…

В связи с изложенным суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных Сгибневой В.Ю. исковых требований.

Ранее истица участия в приватизации каких-либо объектов недвижимости, участия не принимала.          

             

                                  Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд, -       

                                                               р е ш и л :

Исковые требования удовлетворить.

Признать за Сгибневой В.Ю. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение ..., общей площадью ....м., расположенное по адресу: ....

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через данный райсуд в течение 10 дней.

                                                         С у д ь я: