Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 10 октября 2011г. Железнодорожный районный суд г.Читы в составе: Председательствующего судьи Попковой Н.А. С участием помощника прокурора Золотарева И.В. При секретаре Кутявиной Е.Н. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам прокурора Железнодорожного района г.Читы в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Город Чита», администрации Железнодорожного административного района городского округа «Город Чита» о возложении обязанности по устранению выбоин, трещин, просадок асфальтового покрытия и иных повреждений на проезжей части дороги, у с т а н о в и л : Прокурор Железнодорожного района г.Читы обратился в суд с иском, указывая, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Г. Д.Л. по вопросу ненадлежащего состояния проезжей части ... в .... Статьей 1 ФЗ «О безопасности дорожного движения» в качестве задачи определена охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог определяются ст.12 указанного Закона, в соответствии с которой ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги (ч.2 ст.12 ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Одной из составляющих надлежащего содержания дорог является отсутствие выбоин, ям, просадок и иных повреждений на дорогах, что и обеспечивает безопасность дорожного движения. В соответствии с п.5 ч.1 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования в границах городского округа. Обязанность по надлежащему содержанию дорог общего пользования возлагается непосредственно на администрацию городского округа «Город Чита» и администрацию Железнодорожного административного района городского округа «Город Чита». Согласно п.3.1.1 ГОСТа ... «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами движения скоростью. Согласно акта обследования участка дороги по ... в ... на проезжей части напротив средней образовательной школы №..., расположенной по адресу: ... имеются выбоины и трещины, что является нарушением п.3.1.1 ГОСТ .... На проезжей части напротив школы-интерната по адресу: ... имеются выбоины и трещины, просадка асфальтового покрытия, которая при выпадении осадков может привести к образованию лужи на проезжей части, что является нарушением п.3.1.1 ГОСТ .... В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Неудовлетворительное состояние дорог отрицательно влияет на безопасность дорожного движения и создает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, повреждения их имущества. Учитывая, что потерпевшим от дорожно-транспортного происшествия может стать любой гражданин, определить круг лиц, в интересах которых может быть заявлено требование прокурора невозможно, в связи с чем прокурор обращается в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц и просит обязать администрацию городского округа «Город Чита» и администрацию Железнодорожного района г.Читы устранить выбоины, трещины, просадку асфальтового покрытия и иные повреждения на проезжей части дороги ... в ... напротив средней школы №..., расположенной по адресу: ... школы-интерната, расположенного по адресу: .... Аналогичный иск подан прокурором в суд с возложением обязанности устранить выбоины, трещины, разрушение асфальтового покрытия краев проезжей части и иные повреждения на проезжей части дороги по ... в ... напротив домов №№ .... Судом иски прокурора объединены в одно производство для совместного рассмотрения. В судебном заседании помощник прокурора Золотарев И.В. исковые требования поддержал. От ответчика администрации Железнодорожного административного района городского округа «Город Чита» в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика. Ответчик администрация городского округа «Город Чита», надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил, об отложении разбирательства по делу не просил, в связи с чем суд приступает к рассмотрению дела в отсутствие ответчика. Выслушав помощника прокурора Золотарева И.В., изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ определяет Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ от 10.12.1995г., действующий в редакции от 23.07.2010г. В соответствии со ст.1 ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Обращаясь в суд с иском, прокурор Железнодорожного района г.Читы ссылается на то, что несоответствие участка дороги города Читы пункту 3.1.1 ГОСТа ..., отрицательно влияет на безопасность дорожного движения и создает опасность причинения вреда жизни и здоровью, повреждения имущества. Учитывая, что потерпевшим от дорожно-транспортного происшествия может стать любой гражданин, конкретизировать круг лиц, которым может быть причинен вред невозможно, прокурор правомерно обращается в суд в порядке ст.45 ГПК РФ. В соответствии со ст.12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находится дорога. Согласно п.3.1.1 ГОСТа ... «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной правилами движения скоростью. Суду представлен акт от ... обследования эксплуатационного состояния ... в .... Из акта следует, что на участке дороги по ... в ... на проезжей части напротив средней общеобразовательной школы №..., расположенной по адресу: ... имеются выбоины и трещины, что является нарушением п.3.1.1 ГОСТ .... На проезжей части напротив школы-интерната по адресу: ... имеются выбоины и трещины, просадка асфальтового покрытия, которая при выпадении осадков может привести к образованию лужи на проезжей части, что является нарушением п.3.1.1 ГОСТ .... На проезжей части ... в ... напротив домов №№ ... имеются выбоины, трещины. Нарушено требование п.3.1.1 ГОСТ .... Края проезжей части имеют разрушения асфальтового покрытия, частично загрязнены грунтом. Нарушено требование п.3 ГОСТ .... Прокурор просит суд возложить обязанность по устранению выявленных нарушений на администрацию городского округа «Город Чита» и на администрацию Железнодорожного административного района городского округа «Город Чита». Как было указано выше, в соответствии с нормами закона «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находится дорога. В соответствии со ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ, в редакции от 27.07.2010г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу ст.13 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ (в редакции от 27.12.2009г.) «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. В соответствии со ст.3 Устава городского округа «Город Чита», в редакции решения Читинской городской Думы от 14.05.2009г., граница городского округа «Город Чита» - городская черта, определяющая территорию, в пределах которой осуществляется местное самоуправление. Согласно ст.4 Устава территорию городского округа «Город Чита» составляют все земли в пределах городской черты независимо от форм собственности и целевого назначения. Территория городского округа «Город Чита» разделена на четыре административных района: Железнодорожный, Ингодинский, Центральный, Черновский, не являющихся муниципальными образованиями. Поскольку в иске прокурора речь идет о дорогах, расположенной на территории Железнодорожного района, дороги относятся к муниципальным. В силу ст.34 Устава городского округа «Город Чита» администрация городского округа «Город Чита» обеспечивает содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения. Согласно ст.52 Устава городского округа «Город Чита» в собственности городского округа «Город Чита» находятся автомобильные дороги местного значения в границах городского округа, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог. С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу о возможности возложения обязанности по устранению выбоин, трещин, просадок асфальтового покрытия и иных повреждений на проезжей части на муниципальное образование - городской округ «Город Чита». В иске к Администрации Железнодорожного административного района городского округа «Город Чита» следует отказать, поскольку Железнодорожный административный район является лишь административным районом муниципального образования. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд, Р е ш и л : Исковые требования удовлетворить. Возложить на администрацию городского округа «Город Чита» обязанность: устранить выбоины, трещины, просадку асфальтового покрытия и иные повреждения на проезжей части дороги ... в ... напротив средней школы №..., расположенной по адресу: ... школы-интерната, расположенного по адресу: .... устранить выбоины, трещины, разрушение асфальтового покрытия краев проезжей части и иные повреждения на проезжей части дороги по ... в ... напротив домов №№ .... В иске к администрации Железнодорожного административного района городского округа «Город Чита» отказать. Решение может быть обжаловано либо на него может быть принесено представление в Забайкальский краевой суд через данный райсуд в течение 10 дней. С у д ь я :